"Мы начинаем с того, что мы хороним Пушкина". Омск готовится к театральной премьере
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 14 апреля 2022, 17:20  •  печать

"Мы начинаем с того, что мы хороним Пушкина". Омск готовится к театральной премьере

Артисты омского и тарского театров объединили свои творческие силы.

Понаблюдать за похоронами Пушкина, поразмышлять о раннем взрослении подростков и послушать песни группы "Тату" предлагает омский проект-коллаборация. О том, как создавалась творческая работа, рассказали артисты Омского государственного Северного драматического театра имени М. А. Ульянова Константин Мотовилов и Роман Николаев и артистка омского ТЮЗа Галина Ксеневич.

Премьера спектакля "Не верь, не бойся, не проси" (12+) по пьесе Ирины Горбуновой "Сникерс" состоится 15 апреля в 14:00 на площадке "Пятого театра". Режиссёр-постановщик - Максим Соколов из Санкт-Петербурга. Пьеса вошла в шорт-лист II Международного конкурса-лаборатории современной драматургии "Своя территория". Артистка омского ТЮЗа Галина Ксеневич отметила, что после участия в этом конкурс-проекте у ребят из двух театров "случилась взаимная любовь", после чего они решили объединиться и создать коллаборацию.

Актёр театра им. М. А. Ульянова Константин Мотовилов рассказал, о чём будет эта постановка:

- Эта история о трудных подростках. Главный персонаж - Чира. У него есть близкие братья - Степан и Иван. Подросткам примерно по 15-16 лет. Чира ушёл из дома, потому что у матери проблемы с алкоголем. Он решил сам зарабатывать себе на жизнь. Но зарабатывает Чира криминалом и обманом. Потом он знакомится с девочкой, и перед ним появляется перспектива продолжать жизнь - развиваться, делать что-то для возлюбленной после окончания школы. Но у него есть груз в виде мамы с алкогольной зависимостью. Он хочет вытащить её, старается приободрить и помочь ей бросить свою пагубную привычку. Но мама уже сделала свой выбор.

Галина Ксеневич рассказала об интересной концепции спектакля, которую им предложил режиссёр:

- Будет два идентичных действия, но с разными артистами. В первом акте играют артисты тарского театра, а во втором - артисты омского театра. Отличаются только финалы. Они непредсказуемы. Их будет два, они отработаны, но выбирать их будет Пушкин!

Артистка подчеркнула, что пьеса откликается в её душе, так как в ней описывается жизнь подростков "нулевых", в которые она жила.

- Мы жили среди этих людей. Слава Богу, моя семья была благополучной, но я знаю таких детей, такие школы. Одна из них была напротив моей. Очень всё похоже, всё очень родное. И так получилось, что музыку использовали именно нашей молодости. Вы услышите песни таких исполнителей, как Линда, No Doubt, Gwen Stefani, Red Hot Chili Peppers, "Тату". Герой Константина Степан читает песню "Тату" как стихи. Первые минуты ты не понимаешь это и начинаешь думать, что это за стихи такие интересные. Думаешь, а может, это Пушкин? (смеются) А это такая стилистика и поэзия нулевых.

На вопрос о том, насколько эта постановка будет актуальна и злободневна для современной молодёжи Роман Николаев, который играет в спектакле участкового, ответил:

- На мой взгляд, она гиперактуальная, потому что проблема никуда не ушла. Алкоголь так и остался, остались также брошенные и непонятые дети. Спектакль в основном повествует об одиночестве как ребёнка, так и родителя. Как ребёнку не к кому обратиться со своей проблемой, так и взрослому. Как один врёт второму, так и второй первому. Диалог не может сложиться у первого в силу возраста, у второго - вследствие злоупотребления алкоголя. Психолог поясняет проблему с точки зрения внутренней психологии бессознательного.

- У нас были предпремьерные показы. Мы приглашали детей, учеников, подростков из интернатов и студентов. Каждый говорил, что знаком с такой ситуацией. Это доказательство того, что далеко за этим ходить не стоит. У каждого в детстве были или сейчас есть подобные проблемы, - дополнил Константин.

Ещё одно из интересных режиссёрских решений - формат спектакля. По словам актёров, в спорных ситуациях, которые будут возникать в спектакле, сделают паузы. В эти моменты будет выходить настоящий психолог детского реабилитационного центра, который специализируется на работе с трудными подростками. Он расскажет публике о том, перед каким выбором стоит герой и как он может разрешить данную ситуацию. В первом акте психолог поговорит о ситуациях, связанных с мальчиком Чирой, а во втором - о событиях, связанных с его мамой. В финале у зрителей появится возможность поделиться своими размышлениями с психологом.

На резонный вопрос: "Зачем в пьесе нужен психолог и не превратится ли постановка в тираду нотаций и нравоучений?", Роман Николаев отвечает, что подростки задавали такой же вопрос. По его мнению, вопрос появляется, если возникает внутренний диссонанс и раздражение. Поэтому психолог несомненно нужен.

Галина Ксеневич сыграет в спектакле роль матери. Она отметила, что режиссёр очень правильно выстроил концепцию, подобрав моменты, в которых специалиста действительно будет интересно слушать.

- Есть такая сцена: мама бросает в сына таблетки, которые он ей принёс, пытаясь её спасти. Но она начинает злиться и метаться по комнате. И тут останавливается действие, и психолог говорит: "Почему мама так себя ведёт?". Потому что ей самой противно от себя. Но она понимает, что сын это видит и он её обличает внутренне. Психолог даёт несколько вариантов, что делать в таких ситуациях и как вести себя с такими зависимыми людьми. Максим подобрал те места, где это не звучало бы как нотация.

Были в творческом процессе, на её взгляд, и сложности:

- В вытрезвитель я не ходила (смеётся). Поначалу было сложно, но я старалась вжиться, и режиссёр мне постоянно говорил: "Галя, ищи болевую точку". В какой-то момент я стала обострённо играть Чиру, мне стало важно, как он берёт меня за руку, как он меня зовёт. Мне важно было, как он играет свою любовь ко мне. И эта болевая точка нашлась в тот момент, когда я увидела его со слезами на глазах, и в этот момент я как артистка подумала: "Какая же ты тварь!". И мне стало больно. Я вспомнила, как я хотела чего-то хорошего от человека, который меня предал.

Одну из фишек спектакля "Не верь, не бойся, не проси" участники встречи пожелали оставить в тайне, чтобы создать интригу:

- Есть интересный, придуманный режиссёром ход, где мы не воспринимаемся, как взрослые. Мы будем как бы обезличены, - говорит Роман Николаев.

В театральную канву удивительным образом вписался и поэт Александр Сергеевич Пушкин.

- Пушкин - это наше всё. Это тот менталитет, который у нас есть. Пушкин в крови у всех, но, несмотря на то, что его знают все, мы продолжаем через него перешагивать, переступать, он нам мешает, он нас давит. В спектакле присутствует ритуальность. Мы начинаем с того, что хороним Пушкина. Да, это очень чёрная комедия - говорит Роман Николаев.

Артисты отметили, что спектакль понравится как подросткам, так и взрослому зрителю. Они питают надежду, что после просмотра поколения начнут лучше понимать друг друга, разрешат конфликты.

- Пусть мы говорим на разных языках, но проблемы у нас одни и те же, - резюмировала Галина Ксеневич.

Автор текста: Алина Вершинина

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также