17 мая в Концертном зале Омской филармонии Омский академический симфонический оркестр представит новую программу, посвящённую творчеству трёх прославленных классиков: Мендельсона, Чайковского, Шумана. За дирижёрским пультом – художественный руководитель и главный дирижёр Международного симфонического оркестра "Таврический", народный артист Республики Кабардино-Балкария Михаил Голиков. В интервью "Омск Здесь" музыкант рассказал, как ему работается с Омским академическим симфоническим оркестром и почему он занимается популяризацией классической музыки среди молодёжи.
– Вам предстоит выступить с Омским академическим симфоническим оркестром. Расскажите, вы уже что-то слышали об омском коллективе или это будет первое знакомство во всех его смыслах?
– Я не впервые выступаю с Омским академическим симфоническим оркестром. Мне довелось уже однажды работать с этим коллективом в 2019 году, и я до сих пор храню очень тёплые и яркие впечатления от встречи с ним. Как мне вспоминается, это была очень приятная профессиональная работа, оркестр прекрасно подготовлен своим руководителем. Он исповедует самые лучшие традиции российских и советских симфонических оркестров. В нём царит очень хорошая творческая атмосфера, всегда есть место для поиска, для того, чтобы поделиться какими-то идеями и найти что-то новое. Я, конечно, с нетерпением жду нашей встречи вновь.
– С Анастасией Ушаковой вы уже однажды выступали на одной сцене. Расскажите, каково это – играть вместе с молодыми профессионалами?
– С Анастасией Ушаковой мы выступали на одной сцене неоднократно. С этой молодой, талантливой и яркой исполнительницей нас связывает целый ряд рабочих лет, которые оставили у меня сильные яркие впечатления. Мы вместе выступали и в России, и за рубежом, исполняли классический репертуар и кроссоверный. Я жду её исполнения Вариаций на тему рококо для виолончели Петра Ильича Чайковского. Играть вместе с молодым профессионалом, таким каким является Анастасия, – это всегда интересно, энергично и эмоционально.
Анастасия Ушакова
– Вы активно занимаетесь популяризацией классической музыки среди молодого поколения. Расскажите, на каких инструментах современные дети больше всего хотят играть и каждый ли ребёнок может научиться игре на музыкальных инструментах?
– Я действительно очень активно занимаюсь популяризацией классической музыки среди молодёжи. Мне кажется, что дети, которые совсем незнакомы с музыкальными инструментами, в первую очередь хотят научиться играть на ударных – они их больше привлекают. На втором месте по популярности находится гитара, труба и саксофон. Потом уже идёт скрипка, виолончель, фортепиано и какие-то другие духовые инструменты. Мне кажется, что каждый ребёнок может научиться играть на музыкальном инструменте. Главное, чтобы у родителей и педагогов было стремление помочь ему в этом. Ребёнок всегда ищет какие-то новые возможности для раскрытия своего внутреннего мира.
– Активно ли молодые ребята приходят на концерты, и трудно ли сейчас их чем-то удивить?
– Молодёжь, действительно, всё активнее приходит на концерты. И, как вы верно подметили, их нужно чем-то удивлять. Простое исполнение классических произведений, о которых они где-то слышали, нужно подкреплять каким-то интересным рассказом. Безусловно, в репертуаре должно быть место для интересных сочетаний современных новых жанров и классической инструментальной музыки. Другими словами, в молодых слушателях всегда нужно побуждать интерес прийти на концерт вновь, а для этого они что-то должны для себя открыть, почувствовать волшебство и таинство в том исполнении произведений, которое для них приготовили музыканты. Как правило, такие концерты оставляют очень яркое впечатление у молодёжи.
– В программе концерта прозвучат произведения трёх композиторов: Мендельсона, Чайковского и Шумана. Творчество какого из этих композиторов вам особенно близко? Как отбирали композиции для концерта? Это ваше личное предпочтение или вы прислушивались к мнению своих слушателей?
– Мне близко творчество всех трёх композиторов, а Чайковского, как мне кажется, все любят с детства, и я не исключение. Его музыка для меня во многом как Библия. Мендельсон – композитор, который был представлен в разных жанрах и оставил для нас своё наследие. Конечно, его сочинения очень интересно интерпретировать сегодня и находить в них что-то новое. Отношения Роберта Шумана и Клары Брамс для меня как вершина немецкого романтизма, была всегда интересна их история, я много изучал особенности их взаимоотношений. Та Четвёртая симфония, которая будет звучать в концерте, – это безусловный итог творчества Шумана и многих его жизненных поисков, переживаний. Я считаю, что будет очень интересно поведать эту романтическую историю в этом симфоническом цикле. Выбор композиций не мой, эта программа была придумана давно самой филармонией, и здесь я выступаю только как исполнитель, но с огромным интересом отношусь к подготовительной части концерта.
– Как вы считаете, лечит ли музыка?
– Я отвечу однозначно – да! Я считаю, что миссия любого музыканта – стараться излечить музыкой. Если мы говорим о лечении, то оно бывает разное. Бывает лечение физическое, здесь тоже иногда музыка помогает. Мой большой творческий опыт исполнительской работы в разных медицинских учреждениях неоднократно доказывал мне, что можно вылечить людей. Такие чудеса происходили даже на моих глазах, когда человек долго не разговаривает, а после концерта вновь обретает дар речи. Самое главное, мне кажется, что музыка врачует душу. Сегодня, в такое очень непростое в мире время, люди приходят в концертный зал для того, чтобы абстрагироваться от этого быстрого информационного потока, в котором мы живём. Слушатели таким образом пытаются остановить этот поток информации во время прослушивания музыкальных произведений, задать какие-то извечные вопросы, на которые можно найти ответы в разговоре с музыкой, чтобы почувствовать гармонию и соединение с исполнителем. Как мне кажется, именно это помогает сегодня выживать человечеству.
Фото: Илья Петров