Люди, сильно увлечённые какой-то идеей, иногда напоминают фанатиков. Повсюду и всегда они стремятся пропагандировать то, во что верят. Отчасти авторы книг из этой подборки как раз такие. Фоер, изучая, чем кормить своего новорождённого сына, пришёл к выводу, что мясо не лучший вариант еды для человека вообще. Конмари в своём стремлении к порядку выбросила тонны вещей - своих и своих клиентов. Ледлофф советует отказаться от привычного способа воспитания и подражать индейцам Южной Америки. Во многом эти идеи спорны. Но к ним стоит присмотреться, чтобы найти для себя здоровое зерно, облегчающее нашу жизнь.
"Поедание животных, или Мясо" Джонатана Сафрана Фоера
В этой книге Фоер исследует семейные традиции и мифы, связанные с едой. Есть здесь потрясающая история его бабушки, которая пережила Холокост и всю жизнь была одержима едой, и это повлияло на всю их еврейскую семью. Есть примеры из жизни самого Фоера, связанные с его пищевыми привычками, открытиями и его опытом в этой сфере. Фоер изучает культурные феномены, традиции, связанные с питанием (почему мы едим рыбу, но не едим собак, например). Приводит примеры из науки, философии и литературы. Пробравшись глубокой ночью на ферму, он изучает, как разводят животных в Америке, и живописно рассказывает об увиденном. Для меня в этой книге было очень много открытий. Про то, например, что вклад животноводства в глобальное потепление на 27 % больше, чем всего мирового транспорта вместе взятого; и именно оно больше всего влияет на изменение климата. Или про то, что люди, живущие около промышленных ферм и дышащие фекальной взвесью, болеют гораздо чаще тех, кто живёт в городах: у них саднит горло, болит голова, их мучают кашель, насморк, диарея и проявляются даже психологические расстройства, в том числе ненормально высокий уровень нервозности, депрессия, гнев и усталость. И что мы едим уже не животных, а мутантов, напичканных химией и отдалённо напоминающих куриц или коров. Фоер уверен: поедание мяса - не проблема отдельного человека, это проблема всего человечества, которое в своём стремлении потреблять достигло таких масштабов, что это грозит экологической катастрофой. В аннотации к этой книге написано, что те, кто её прочитают, обязательно откажутся от употребления мяса. И это близко к истине. Поэтому если это не входит в ваши планы, будьте осторожны.
"Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка в доме и в жизни", Мари Кондо
Если коротко изложить основные тезисы книги, то они будут звучать так:
- 1. Сначала нужно подробно представить, какой жизнью вы хотите жить и что в ней вас будет окружать.
- 2. Разобрать вещи по категориям. Оставить только то, что вызывает радость. На этом пункте Конмари настаивает особенно. Ни функциональность, ни практичность роли не играют. Если вещь не вызывает радости, она выбрасывается. Автор приводит множество примеров из опыта своих клиентов, рассказывает о сотнях выброшенных мешков мусора и полупустых шкафах, и при этом - о счастливых, похудевших (да, такой эффект, утверждает она, постоянно наблюдается) хозяевах.
- 3. Советы по хранению. Вот здесь уже начинаются конкретные "лайфхаки".
На первый взгляд, всё легко и просто. Выброси то, что не нужно, оставь то, что радует, и наслаждайся жизнью. Но во время анализа "радует - нет" приходят всякие интересные мысли и осознания. И с вещами, даже не вызывающими радость, расставаться часто трудно. Всплывают всякие беспокойства, страхи и переживания. Но потом приходит осознание, что дышать стало гораздо легче. Любимые вещи словно вышли на первый план, их не загораживают ненужные груды, хранившиеся годами под девизом "А вдруг пригодится!". Магическим образом становится больше времени, потому что оно больше не тратится на перекладывание, складывание и поиск нужного. Взгляд не цепляется за обилие "всякого-разного", не приносящего никаких положительных эмоций. "Информационный шум", который излучают предметы, окружающие нас (осознаём мы это или нет), становится тише. Чувствуешь себя как будто свободнее от вещей и мыслей о них. Регулярно мне казалось, что Конмари пребывает в постоянном неврозе. С пяти лет её интересовала только уборка и упорядочивание. Думаю, что у многих её слова вызовут жёсткий протест. Я, например, не могла смириться с мыслью, что книги, которые не читаются, а просто стоят на полках, надо тоже выбрасывать. Для любого советского человека выбрасывать книги - кощунство. На первый взгляд, книга поверхностная и не очень серьёзная. Но здесь надо сделать скидку на разницу менталитетов. Японцы с их синтоистскими традициями всегда по-особому относились к своему дому. У них принято беседовать с вещами, оказывать им уважение. Предполагаю, что многое, о чём пишет Конмари, вышло именно из японской традиции. И то, что мы в силу своего российского восприятия понимаем как что-то странное и смешное, может оказаться вполне серьёзным и важным для японца. Мне всегда было интересно прикоснуться к чужой культуре. И в этом смысле эта "Магическая уборка" пусть маленькую лепту, но внесла. Если вы хотите навести настоящий порядок в вашем доме, смело втыкайте наушники, включайте Конмари, и энтузиазму вашему не будет предела.
"Как вырастить ребёнка счастливым", Жан Ледлофф
Ледлофф провела два с половиной года у южноамериканского племени индейцев екуана. Наблюдая жизнь людей, живущих в этом племени, Жан сделала выводы о том, что они намного счастливее и гармоничнее, чем люди, живущие в цивилизованном обществе. Основные наблюдения, изложенные в книге:
- В каждом человеке эволюцией заложено ожидание определённого опыта, правильного отношения к нему других людей, и если с младенчества мы не получаем этого "правильного" опыта, то становимся несчастными и ищем компенсации всю жизнь.
- Под "правильным опытом" Ледлофф прежде всего понимает переживание младенцем "ручного периода". Это первые 6-8 месяцев, когда мать носит ребёнка на руках. Индейцы екуана в это время практически не расстаются с ребёнком, он всегда с матерью - работает ли она, отдыхает, купается, готовит еду, носит воду или общается с соплеменниками. По мнению автора, такой постоянный контакт мать-дитя - основное условие уверенности в себе, счастья и гармонии.
- Активное ползание и бегание на четвереньках - ещё одно условие для развития активного, радостного, трудолюбивого, счастливого человека. Ледлофф описывает, как екуана совершенно не ограничивают своих детей в познании мира, будь это игра на краю глубокой ямы, или хватание острых мачете, или прогулка у бурной реки. В нашем обществе невозможно представить картину, где годовалый ребёнок играет, спиной повернувшись к краю пропасти. У индейцев - это обычное дело. Автор утверждает, что инстинкт самосохранения у ребёнка гораздо более развит, чем принято считать. И если передать детям ответственность за себя, то они не повредят себе и вырастут сильными, ловкими и бесстрашными.
- Дети всегда отвечают на наши ожидания. И если мы боимся, что они будут какими-то "не такими" или что с ними что-то может случиться, они вынуждены делать то, что от них ждут, даже во вред себе. Фразы - "не лезь, упадёшь", "не беги, а то попадёшь под машину", "осторожно" - очень опасны. Ребёнок воспринимает их как программирование на опасность.
- Образ жизни, соответствующий эволюции человека, очень отличается от нашего. Поскольку в обществе, близком к природе, потребности каждого периода жизни адекватно удовлетворяются, молодость не считается счастливее старости. У каждого возраста свои радости. Счастье в среде индейцев екуана является нормой. К нему не надо стремиться, как в цивилизованном обществе, его не надо достигать. Индейцы просто живут в этом состоянии практически постоянно.
- В среде индейцев нет конкуренции и агрессии, нет потребности осуждать друг друга, дети никогда не дерутся и не капризничают. Ледлофф связывает это с полученным в младенчестве чувством собственной правильности. В нашем же обществе чем более разочарованы и отчуждены люди, тем больше они испытывают потребность судить других и враждовать. В условиях цивилизации страдания, недовольство, откладывание жизни на потом - обычное дело. Всё потому, что мы ведём образ жизни, к которому нас не подготовила эволюция.
Идеи, высказанные Жан Ледлофф во многом спорны. Практически невозможно применить некоторые её предложения в нашем обществе. Но книга ломает стереотипы и даёт повод задуматься об очень важных вещах. Насколько далеко мы ушли от естественного, природного состояния? Возможно ли возвращение к исконным отношениям? Я думаю, что эта книга полезна не только родителям, но и вообще всем. Возможно, вы по-новому взглянете на собственную жизнь и почувствуете забытые источники собственного счастья.
* * *
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные книги, вы можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".