"Омск объединяет гениев": художница из Новосибирска о любви к соседнему городу
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 19 декабря 2021, 15:51  •  печать

"Омск объединяет гениев": художница из Новосибирска о любви к соседнему городу

Монологи Оли Лукоевны об омичах, мухоморах и, конечно, искусстве.

Себя Оля называет художником-сказочником, ведь в её работах оживают герои фольклора - русалки, бабаи и черти. И мы согласны с таким самоопределением. Яркий тому пример - Олина выставка "Подкроватье - Бабаево царство". Экспозицию художница привезла в Омск из Новосибирска на машине. Говорит, поезд - скучно, а трассу она любит. Но вернёмся к выставке - выглядела она довольно пугающе… для ребёнка. Здесь герои детских страшилок - те же бабаи - дружат с девчонками, пьют вино и делают заготовки на зиму.

Мы спросили Олю, чем её так вдохновляет Омск, откуда страх перед бабушками, и как мухомор отличить от искусства. Публикуем её монологи.

ПРО "ЛЕВУЮ НОГУ"

Про "Левую Ногу" я узнала по сети. Я увидела интервью, где Дима и Кира (основатели галереи "Левая Нога", - прим. ред.) выступали у искусствоведа Марии Седошенко в двойном эфире. Мне понравилось то, что они говорят. Мне близка концепция творчества как самоценности, как чего-то такого, что нельзя до конца познать. Я почувствовала родные души, и мне очень захотелось с ними познакомиться.

Оля Лукоевна и Кира Газова

Я здесь уже была в мае, мне очень понравилась эта галерея. Я сразу заценила всю эту обстановку и почувствовала, что мне сюда нужно приехать ещё раз уже с персональной выставкой.

ПРО ЛЕТОВА И ДОСТОЕВСКОГО

Дополнительный знак, почему я захотела в Омск, почему меня этот город привлёк - Омск объединяет двух людей, которые сыграли в моей судьбе большую роль. Специально для этой выставки я написала двойной портрет Летова и Достоевского "Как два гения покурили в Омске". Все романы Достоевского были прочитаны мной от корки до корки, естественно, с анализом и со всем на свете. И Летов также был прослушан. И я решила, что эта картина должна быть написана специально для этой выставки.

"Как два гения покурили в Омске"

ПРО МУХОМОРЫ

Однажды мы с друзьями поехали в лес в самом конце августа, в последние тёплые дни - только на один день, потому что всем нужно было на работу. В лесу мы напились и впали в эйфорию. Я долго старалась убедить друзей, что им не нужно на работу. Я-то свободный художник, у меня работа везде, где я. Как я ни умоляла ребят забить, они поколебались, но не решились остаться в лесу ещё на день, и мы поехали домой.

Дома я ностальгировала по поездке и написала картину "Заготовка мухоморов", посвящённую моим друзьям.

 

"Заготовка мухоморов"

Мухоморы привлекли меня своей красотой и галлюциногенной репутацией. Уже потом, когда была написана "Заготовка мухоморов", я поняла, что нет лучшего символа для искусства. Искусством невозможно обладать, поглотить его с супом, как какой-нибудь скучный белый гриб. Искусство поражает своей нестандартностью и красотой. В монотонности коричневого и зелёного леса вдруг встаёт его нарядная красная шляпка с белой россыпью, да ещё на тонкой ножке в ажурной юбочке. Разве непонятно, кто здесь самый крутой и красивый?

Мухомор ядовит. Как искусство. Искусство ярче, интересней обыденности. И может случиться так, что обыденность со своей сермяжной правдой проиграет, потускнеет, и человек увлечётся и выберет выдуманный мир, отрезав, таким образом, самого себя от питательной среды своего обитания. Нужен крепкий трос для связи с реальностью, чтобы заниматься искусством.

ПРО БАБАЕВО ЦАРСТВО

Бабаево царство - то, где живут персонажи нашего детства. Они со временем трансформируются в интересных персонажей, которые нас триггерят. Мы, взрослые, уже их не боимся, и они начинают в нашей жизни иметь какое-то особое значение.

"Куда бабаи уводят плохих девочек"

Мои герои - они по происхождению бабаи из нашего детства, которых мы, может быть, раньше боялись. И мне интересно об этом рассказывать. Бабай - тот персонаж, которым в детстве девочек пугают, но потом он становится очень интересным для девочек.

ПРО БАБУШЕК

Это моя тема. Нет ни одного персонажа, который присутствует в моих картинах больше, чем бабушки.

"30 декабря"

Бабушки - мои музы. Некоторые думают, что я часто рисую бабушек, потому что очень их люблю. Но на самом деле я их сильно боюсь.

"Олины музы"

Вот сидят три старушки на завалинке. Одна в плюшевой шубе, другая - в рейтузах, галоши блестящие, платки цветные. Ну, я к ним. Поздоровалась, объяснилась. Они не против. Устраиваюсь с мольбертом.

- Вот в том доме жил, - начала одна без вступления и как бы не мне, а эпически: - Так пил! За своей с топором бегал...
- Мастеровой был, - дополнила бабушка в рейтузах.
- Так вот, раз она не вынесла и зарезала его пьяного. А потом пилила на куски и жгла в печке, - с торжественной интонацией закончила свой рассказ первая бабушка.

- А в крайнем доме, помню, дед помирал, - вступила вдруг молчавшая до того бабушка в пальто цвета фламинго. Затем она пересказала такие ужасные подробности, что у меня волосы зашевелились от ужаса.

После этого бабушек было уже не остановить. Они старались перещеголять друг друга. Стивен Кинг умер бы от зависти, как они слагали! Никаких описаний, только голые факты, глаголы и существительные. Но от этого языкового минимализма картинка мгновенно загоралась в воображении и всё леденело внутри.

Сейчас хожу мимо того места и всё поглядываю туда по привычке, хотя и знаю, что их там нет. Никого нет.

Фото предоставлены героиней публикации

Читайте также