"Как я хочу, чтобы ты на меня наорала!" Омичей зовут сыграть в "Правду или действие"
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 21 марта 2025, 12:17  •  печать

"Как я хочу, чтобы ты на меня наорала!" Омичей зовут сыграть в "Правду или действие"

Можно ли спасти "задушенную" бытовухой любовь? Кому мы охотнее раскрываем свои тайны? И комфортно ли актёрам и зрителям на одной сцене? Об этом в преддверии премьеры от "Просто театра" поговорили с режиссёром и актёрами спектакля по мотивам знаменитой игры.

За какой поступок тебе стыдно больше всего? Покажи своё самое интимное фото в телефоне. Что бы ты сделал, если бы узнал, что тебе осталось жить сутки? Повторяй всё, что говорит человек слева, пока снова не придёт твоя очередь играть. Именно так звучат типичные вопросы и задания в игре "Правда или действие". В неё, вероятнее всего, играл каждый. Она отлично подходит для компании, где люди только начинают узнавать друг друга (если деликатно подобрать вопросы), но более пикантной и вместе с тем опасной она становится с близкими тебе людьми. Парадокс, не так ли?

Независимый "Просто театр" решил разобраться в тонкостях популярного развлечения для компаний в иммерсивном спектакле "Правда или действие" (18+), премьера которого состоится 21 марта. Ребята решили узнать, в какой момент игра может выйти за рамки человечности. Две разные истории, но одно шоу.

Режиссёром спектакля выступил художественный руководитель "Просто театра" Стас Черкасов, он же - автор сценария. В спектакле задействованы Расим Раенбагин, Елизавета Кухтина, Полина Кремлёва и Сергей Троицкий. Хореограф - Мария Кот (дуэт the.MANKA).

Нам удалось подсмотреть, как проходит репетиция премьеры и обсудить со Стасом Черкасовым, Елизаветой Кухтиной и Расимом Раенбагиным, можно ли выбраться из временной петли абьюзивных отношений, когда любовь достигает точки невозврата, могут ли актёры играть без слов и даёт ли режиссёр им полёт для фантазии.

- Игру "Правда или действие" обожают многие. Причём в незнакомых компаниях играть в неё не так интересно, как с тем, кого ты уже знаешь: в пыльном шкафу можно найти пару скелетиков. Стас, вы тоже фанат этой игры, поэтому решили перенести её на сцену?

Стас Черкасов: "Просто театр" всегда экспериментирует. Нам интересно копаться в театральных формах, а не делать коммерческие спектакли. Конечно же, сам формат игры вдохновил. У нас уже был подобный опыт: мы играли со зрителями в "Мафию". Теперь нам захотелось пойти дальше и превратить игру в спектакль, а возможно, и в перформанс. Ребятам понравилась идея, но по итогу получилась более концептуальная вещь, чем та, какой она изначально задумывалась. Спектакль поделён на две фазы. В первой мы видим откровенный разговор пары, которая пытается разобраться в своих отношениях, её играют Расим Раенбагин и Елизавета Кухтина. Во второй - шоу, в котором задействованы зрители - экспертное жюри. Те, кто будет непосредственно принимать участие в постановке. Ведущие шоу - актёры Полина Кремлёва и Сергей Троицкий. Всё действие будет напоминать шоу "Давай поженимся!" (16+).

Но знаете, помимо формата игры, нам просто хотелось честно, бытово поговорить о взаимоотношениях людей друг с другом, о ситуации, когда два человека банально не могут договориться. И форма игры позволяет артистам быть максимально откровенными и показать, как люди делают хотя бы что-то, чтобы сохранить свои отношения.

Стас Черкасов, Елизавета Кухтина и Расим Раенбагин

- Две истории, которые вы покажете зрителям, перекликаются между собой?

Стас: Это спектакль внутри спектакля. За выяснениями отношений героев Расима и Лизы зритель наблюдает со стороны, пара об этом не подозревает. Это напоминает сюрреалистическое шоу, его как раз и ведут Полина и Сергей, которые вместе со зрителями обсуждают влюблённых. Тоже такой треш-ток, подглядывание за людьми. Всегда ведь очень просто осуждать людей со стороны. Но у ведущих Полины и Серёжи есть своя драматургическая линия, которая позволяет по-другому взглянуть на отношения.

- Зрителям вы предложите поиграть в "Правду или действие" и раскрыть какие-то свои секреты?

Стас: Конечно, для этого и собираемся. Мы с ребятами, когда обсуждали постановку, говорили о том, что иногда признаваться в чём-то своим близким гораздо сложнее, нежели открыть свой секрет десяти незнакомцам. Мы же не сможем проконтролировать, соврал человек или нет. Поэтому мы и придумали этот спектакль, чтобы людям было проще открыться, показать то, что внутри от всех спрятано. Наши ведущие будут задавать вопрос конкретному человеку из зала, но отвечать на него могут все зрители. Мы специально подбирали вопросы именно таким образом. Допустим: "Если у тебя был последний звонок, кому бы ты позвонил?" Это вопрос околофилософский, об этом мы зачастую не задумываемся. Но когда я начал спрашивать такие вещи у ребят, они сами задумались, начали крутиться шестерёнки.

- Елизавета, по той сцене, что мне удалось сейчас подсмотреть, понятно, что ваша героиня цепляется за отношения, она готова даже на манипуляции, чтобы добиться от партнёра честного ответа о чувствах или каких-то действий. Ею движет отчаяние, она хочет ему доказать, что от неё так просто не уйти, или просто верит, что за любовь стоит бороться?

Елизавета Кухтина: Это персонаж, понятный практически всем девушкам. Не каждая, наверное, была в такой ситуации: в нашей с Расимом истории речь идёт о созависимых отношениях. Когда-то люди любили друг друга, были счастливы вместе, но с течением времени часто чувства проходят, у людей возникает огромное количество невысказанных претензий друг к другу. И иногда количество взаимных претензий просто душит то, что было между двумя когда-то любящими друг друга людьми. Это не значит, что их любовь была ненастоящей или что чувства полностью прошли, они фоново остаются, но негатива становится больше, и уже трудно сфокусироваться на том хорошем, что было раньше. И наши герои пытаются разобраться с этим: есть ли то, за что ещё можно ухватиться, чтобы остаться вместе.

- Герой Расима называет вашу героиню ненормальной. В нём говорит обида? Вы сами считаете её поведение неадекватным или в борьбе за любовь все средства хороши?

Елизавета: В какой-то степени она действительно ненормальная, как и многие. Но эта неадекватность появляется иногда только с одним человеком. То, какие мы в обществе, и то, какие мы внутри отношений, - это порой два разных человека. Человек может быть абсолютно адекватным на людях, его будут любить окружающие, он может быть очень обаятельным, но внутри отношений - абьюзер.

Стас: Но для нас важно рассказать не об абьюзивных отношениях как таковых, а вообще разобраться, когда случается тот поворот не туда. Если бы определенное количество пар, которые расстались, пытались бы проговорить вещи, которые мешают им быть вместе, а не копить негатив в себе, то всё могло бы сложиться у них иначе. Банальный пример: муж бросает носки. Если он бросил их один раз, вряд ли дело сразу до развода дойдёт, да? Если это повторяется, то есть два пути - сказать: "Мне это некомфортно, перестань так делать" либо молча терпеть. Зачастую люди выбирают второй вариант, и градус ненависти начинает расти.

- Как вам кажется, присутствует ли какая-то романтизация токсичных отношений сейчас? Или это уже всем поднадоело?

Стас: Мне кажется, абьюзивные отношения, как какие-нибудь популярные рок-звезды и "Клуб 27", - это интересно подросткам. А когда тебе уже 20-30, ты хочешь стабильности. Я не думаю, что взрослый человек будет сидеть и думать: "Как я хочу, чтобы ты на меня наорала!".

Расим Раенбагин: Некоторые пары так и живут. Есть люди, которым всё время нужны скандалы, интриги. Кто-то без этого жить не может.

Елизавета: Очень трудно, мне кажется, слезть с этой эмоциональной иглы.

Стас: Но я знаю истории, когда люди выходили из токсичных отношений, потом у них завязывались новые, здоровые, и они были вполне счастливы.

- Расим, ваш герой больше жертва эмоционального насилия или провокатор?

Расим: Он находится в эмоциональном дискомфорте, потому что его всё время пилят по любому поводу, ревнуют к каждому столбу, а он это терпит.

Елизавета: Конечно, он-то идеальный (смеётся).

Расим: У него тоже есть свои косяки. Но как вытерпеть то, что сначала всё было хорошо, а потом по щелчку пальцев всё резко становится плохо, потому что человеку просто стало скучно, и он начинает выводить другого на эмоции.

Стас: Зачастую это происходит от собственной неуверенности. Персонаж Лизы требует от своего возлюбленного больше внимания, чтобы почувствовать себя в безопасности. Но бывает так, что чем дольше и яростнее ты этого требуешь, тем желание человека давать эту безопасность всё меньше. И это уже провоцирует конфликт. В этом вопросе важен баланс. И персонаж Расима - это человек, который уже перешёл за баланс, когда он готов обеспечить безопасность отношениям, но при этом запрос персонажа Лизы уже огромен.

- Даже в словах, которые произносит персонаж Расима, чувствуется раздражение и скука.

Расим: Это накопительный эффект. Ты уже много раз разговаривал с человеком на одну и ту же тему, и вы вроде как всё решили, но потом снова к ней возвращаетесь, и приходится опять те же самые слова вдалбливать в голову человеку. Я думаю, это очень сильно изматывает.

- В обеих частях зритель увидит историю ядовитых отношений или вторая половина спектакля станет лучом света в тёмном царстве?

Стас: Вторая история отличается от первой. Если герои Расима и Лизы существуют в бытовом пространстве, то персонажи Сергея Троицкого и Полины Клемлёвой имеют эстрадную форму. Они будут и одеты соответственно, они ведут себя эпатажно. К финалу им предстоит разобраться в своей личной истории. Кстати, в нашем спектакле каждая история имеет свой финал. Причём последнее слово остаётся за женскими персонажами, которые будут опираться на мнение зрителя.

- Как статы (параметры персонажа, его умения, характеристики, которые копит игрок, - прим. ред.) в ролевой игре?

Стас: Точно. Если Лиза понимает, что идёт по пути, ведущему к расставанию с партнёром, тогда происходит разрыв отношений. Может быть и наоборот. Даже мы не будем знать, каким в итоге будет финал истории. Важно, что мы отдали право определить судьбу отношений героев женским персонажам, которые чувствуют людей и мир на эмоциональном уровне.

- А как будет вестись подсчёт условных статов?

Елизавета: Всё будет зависеть от моего внутреннего ощущения.

- Во время застольного периода работы над спектаклем играли с актёрами в " Правду или действие"?

Стас: После того, как я начал писать сценарий, я начал играть гораздо чаще в эту игру. Я задавал вопросы, которые будут звучать в нашем спектакле, рандомным людям, чтобы проверить, как они будут на них реагировать. К сожалению, с актёрами поиграть пока не удалось. Сергей Троицкий нам постоянно предлагает, упрашивает нас, но мы всё никак не можем собрать большую компанию.

- Свою историю Елизавета и Расим показывают абсолютно без слов. Как тогда зритель поймёт, о чём так яростно спорят герои?

Стас: Ребята не будут произносить ни единого слова, они будут только открывать рот, на их лице будут соответствующие словам эмоции, нужные жесты и так далее. Будет громко играть музыка, а все слова персонажей мы перенесём на слайд. Но на нём не будет обозначено, кто чьи слова говорит. В этом есть символизм. Я закладывал сюда такую мысль: я говорю, но никто не слышит, о чём я прошу. Да им и не нужно ничего говорить, чтобы зритель понял, о чём речь, всё ясно по пластике тела.

- Как это усложняет актёрскую задачу?

Расим: Очень сильно, потому что приходится учить не только свой текст, но и текст партнёра, потому что ты должен понимать, что он сказал и что тебе сейчас ему отвечать, ведь вы же не слышите друг друга.

Елизавета: Это технически сложно, нужно чувствовать партнёра, потому что у всех разный темпоритм, разное произношение.

Стас: Актёрам сложно, а представьте, каково человеку (техническому специалисту, - прим. ред.), который за слайдами следит: он по жестикуляции должен понять, какой нужно пустить для зрителя текст.

- Будет ли у ребят какая-то хореографическая составляющая в спектакле? Или вы используете пластику?

Стас: Мы решили остановиться на пластике. У Полины Кремлёвой и Сергея Троицкого будет целый эстрадный номер - песни и пляски. А персонаж Елизаветы Кухтиной станцует стриптиз. Это будет что-то неловкое, домашнее, неуклюжее. Но оголяться никто на сцене не будет. Это, кстати, будет "действие", которое задаст ей персонаж Расима.

- Как музыка отражает разное настроение двух частей спектакля?

Стас: В истории Сергея и Полины звучит эстрадная музыка, мелодии разных ток-шоу, они будут рекламировать какие-то мероприятия и вещи. То есть мы делаем всё, чтобы эта часть постановки напоминала телевидение. В части, где играют пару Расим и Елизавета, будет играть разная музыка, мы собрали свой плейлист, в котором есть и популярные треки, и театрализованные мелодии. Я спрашивал у ребят, какую музыку они любят, чтобы включить её в постановку. Хочется, чтобы то, что будет играть, вызывало яркие ассоциации. Я сидел и думал: под что люди обычно страдают?

- Вы вместе уже давно работаете: среди ваших проектов "LisaAlert" (16+), "Однажды в 90-е" (16+) и другие. Могут ли актёры приходить к вам, Стас, как к режиссёру со своими идеями, предложениями, вносить что-то новое в постановку? Или режиссёрское слово - закон?

Расим: Мы предлагаем, конечно, подсказываем, какие у нас есть идеи. Делаем так, как нам кажется, будет лучше, а Стас уже решает, что идёт в спектакль или не идёт. Нет такого, что Стас такой: "Делаем так, как я сказал, без ваших идей". Хотя бывает и такое (смеются).

Елизавета: Мы послушные, но мы всё равно включаемся в творческий процесс. Мы не марионетки, конечно, имеем право вставить свои пять копеек, поменять фразы, которые для нас не органичны. Правда? (спрашивает у Стаса)

Стас: Давно в подвале не сидела? (смеются)

Расим: Бывают моменты, когда на тебя что-то придуманное режиссёром, не ложится. И ты вытаскиваешь из себя, как бы ты отреагировал на ту или иную ситуацию, описанную в сценарии, что бы ты сделал.

Стас: Учитывая, что я выступаю ещё и драматургом, я пишу так, как выглядит моя речь. И есть моя формулировка слов, которая неорганично звучит в актёре, потому что она не принадлежит ему. Человек пытается присвоить её себе, но видно, что он в обиходе не использует эти слова. И поэтому мы подбираем подходящие актёрам слова.

- Ломка четвёртой стены и плотное взаимодействие со зрителем - это дискомфорт для актёра?

Расим: Для меня нет, мне легко и просто говорить с людьми. Я люблю людей, люблю общаться.

Елизавета: Я тоже люблю людей, но мне сложно. Это интересно, но, скажу сразу, есть "но". Это момент неуверенности, потому что я, работая в "Пятом театре", привыкла работать с четвёртой стеной. У меня были спектакли, где я напрямую обращалась к зрителю, но надо понимать, что это другой формат сцены. Там она высокая, а здесь она низкая, актёр - на уровне зрителя. В "Пятом" - большие софиты на тебя направлены, и хоть ты и видишь людей, всё равно отстранён от них. Когда ты находишься близко к зрителю, в этом есть и плюсы, и минусы. Ты слышишь весь шёпот, телефонные звонки. Из плюсов это то, что ты чувствуешь энергетику зала гораздо сильнее, и это, конечно, тебе помогает. Но это может быть и минусом, потому что энергетика у зала всегда разная. В любом случае это хороший опыт, потому что профессиональный рост происходит тогда, когда ты выходишь из зоны комфорта.

Стас: Здесь нужно ещё понимать, что "Правда или действие" - это наш первый спектакль, где будет самый плотный контакт со зрителем, потому что часть зрителей, 10 человек, будут сидеть на сцене. Их места обозначены как игровые, поэтому зритель сам решает, будет ли он участвовать в постановке или хочет просто посмотреть со стороны, вынести что-то для себя из увиденного, попробовать такой тип терапии.

- А на актёров спектакль оказывает терапевтическое действие? Проживали ли вы подобный опыт травмирующей любви?

Расим: Чтобы понять тему токсичных отношений в паре, которую мы поднимаем, приходится вспоминать какие-то моменты из своей жизни, чтобы зажигать в себе нужные эмоции. Поэтому нет терапии. Наоборот.

Елизавета: Ты начинаешь больше погружаться, в какие-то события, которые ты уже благополучно забыл, воспоминания, от которых избавился, а тут у тебя снова триггерит. Но польза в этом всё равно есть. Можно посмотреть со стороны на ситуации, которые ты не осознавал, находясь внутри.

Фото: Илья Петров

Читайте также