У "Золотой маски" в этом году в честь 200-летия Достоевского - специальная программа. В фестивальные дни в Омске громкую премьеру - "Братья Карамазовы" (16+) покажут 6 и 7 июня в театре драмы.
Спектакль по самому известному роману Достоевского уже полгода с успехом идёт в Петербурге, в родном Малом драматическом театре. Недавно артисты отыграли "Братьев" в Москве. Омск стал третьим городом, который увидит эту постановку. Играть у нас спектакль по Достоевскому для артистов особенно волнительно, ведь именно здесь с 1851 по 1855 год писатель отбывал каторгу, находясь в крепостном остроге. В годы ссылки Достоевский начал писать некоторые из своих бессмертных произведений.
Лев Додин
Роман "Братья Карамазовы" стал последним произведением писателя, над которым он трудился два года. Поэтому с этим материалом, как говорят в театре, невозможно справиться за год - у них ушло четыре года. Лев Додин обращался к Достоевскому почти 30 лет назад: в 1991 году в МДТ сыграли премьеру девятичасовых "Бесов". В этот раз режиссёр оказался лаконичнее - историю братьев Карамазовых перескажут за три часа.
- Очень нескоро произошла премьера спектакля, потому что мы сначала начали своего рода познавательную работу с молодой компанией артистов. Они очень хотели погрузиться во что-нибудь очень сложное со мной. Они составили список из 200 произведений - там была и русская классика, и западная. На первом месте у них были "Братья Карамазовы", и мы начали погружаться в эту историю.Когда-то я даже делал учебный спектакль с Аркадием Кацманом, - рассказал Лев Додин. - Когда я вновь обратился к этому произведению, я даже сначала решил не читать его. Потом понял, что надо перечитать, причём начать с середины, но открываю книгу и вижу: "Есть Бог или нет?", и тогда я решил, что имеет смысл заниматься этой постановкой.
В спектакле есть отсылки и к другим произведениям Достоевского. Например, герои вспоминают реплики из "Идиота". Сам Лев Абрамович это объясняет тем, что "хочется быть во всём Достоевском". В произведениях классика человек всегда может найти настоящего себя, но не все современники готовы принимать это.
- У Достоевского есть параллельные мотивы, продолжающиеся мотивы, и ты имеешь право что-то с чем-то связать. Когда погружаешься в того или иного автора, то хочется погрузиться не только в определённый роман, отдельный сюжет или сцену, а в целом в творчество писателя. <…> Современность всю жизнь сопротивлялась Достоевскому. В то время, когда он писал, его часто обвиняли в консерватизме, упрекали в том, что он слишком мрачно всё описывает. С Достоевским всегда трудно справиться, потому что надо в чём-то признаваться самому себе. А кто это хочет делать? Человеку всегда хочется от самого себя убежать. Достоевский же всегда даёт возможность человеку что-то узнать о другом себе, - считает театральный режиссёр.
Эту премьеру Малого драматического ждали долго. Она должна была состояться 9 апреля 2020 года, но 28 марта начался локдаун, затем первые показы перенесли на сентябрь, но помешал карантин. МДТ представил результат многолетнего труда лишь в ноябре прошлого года. Но, как говорят сами артисты, работа над спектаклем продолжается по сей день. Во время показа в Москве было внесено несколько изменений, и в Омске будет показан уже "другой спектакль".
- Спектакль ещё находится на этапе рождения - ещё налаживаются какие-то связи, возникают новые мысли. Лев Абрамович так много и так тщательно репетирует, даёт столько много новых задач на репетициях. Я думаю, что, когда настанет тот момент, когда мы вроде бы всё нащупали, когда мы сами обретём ощущение какой-то уверенности и свободы, когда режиссёр даст нам плыть самостоятельно, то, наверное, только тогда можно будет сказать, что спектакль родился, - говорит Елизавета Боярская.
Сейчас на сцене всего несколько героев, а на старте репетиций роман Достоевского разбирала вся труппа театра. О главном в "Братьях Карамазовых" - нравственном выборе, вере, любви, будут рассказывать семь артистов.
Елизавета Боярская
- Я помню, когда была премьера в Санкт-Петербурге, за час до премьеры нам приносили свежераспечатанные горячие листы и говорили, что и где мы меняем, где меняются наши реплики. Менялось всё кардинально. <…> Сейчас на этапе перестроения каких-то нюансов колоссально меняются смыслы и все зависят от акцентов: от того, как артист произносит текст, на какое слово он ставит ударение, - рассказывает Боярская. - Это было долгое мучительное погружение, и мы прошли абсолютно все этапы: от тупиков до каких-то ярких открытий. И это движение продолжается, потому что этот путь очень длинный, и, когда идёт речь о таком авторе, как Фёдор Михайлович Достоевский, достичь какого-то результат очень сложно.
Отца-Карамазова играет Игорь Иванов, братьев - Игорь Черневич, Станислав Никольский и Евгений Санников. Роль Катерины Ивановны исполняет Елизавета Боярская, Груши - Екатерина Тарасова.
В романе открытый финал - открыт он и для артистов. У зрителей, по словам Елизаветы Боярской, также должно остаться такое ощущение. "Чувство собственной вовлечённости, что ты тоже есть среди тех, кто сидит на сцене, и думаешь, в какую сторону идти: в эту или в ту, или остаёшься с вопросом: "А какой я? Куда мне идти?".
Олег Рязанцев
Олег Рязанцев, исполняющий роль Смердякова, уверен, что эта история о сегодняшних нас, так как Достоевский писал о людях вне времени.
- В каждом из нас сидит и Митя, и Алёша, и отец, и Катя, и Груша. Это мы. Потому что, если посмотреть на события, которые происходят вокруг нас, страшные и непростые, это те же "Братья Карамазовы". Достоевский пишет о нас на самом деле - о людях вне времени, так как, на мой взгляд, человек не меняется. Его герои всегда будут вне времени и пространства, - поделился артист.
Евгений Санников
Евгений Санников, играющий Алёшу, ещё в школе понял, что Достоевский - его писатель, и играть его героя в Омске сегодня особенно приятно:
- Когда я первый раз прочитал "Братьев Карамазовых", закрыл книжку и понял, что во мне что-то изменилось. В школьные годы я был не любитель читать на каникулах и обычно это делал перед уроком. Во время перемены все бегали, а я читал. Меня буквально засасывали произведения Достоевского, и тогда я понял, что это хороший писатель, мой писатель, и они в меня попадают. <…> Я был в Омске в 2014 году, и нам проводили экскурсию, мы ходили в музей, место, где был острог. Я знаю, что это знаковое место для омичей и в целом для культуры нашей страны. Не то чтобы я испытываю дополнительный стресс, но знание того, что Достоевский был в Омске на каторге, добавляет чувств и размышлений во время спектакля.
Елизавета Боярская также рада играть спектакли в нашем городе и всегда с радостью сюда возвращается:
- Я была бы рада, если бы мне довелось за эти два дня побывать где-то, с кем-то поговорить, узнать какие-то интересные факты, посетить места, связанные с Достоевским. Мы были в Омске много раз, и я всегда хожу по музеям, и всегда разыскиваются какие-то самородки, которые водят нас по каким-то маленьким улочкам, удивительным местам. В Омске невероятная театральная публика, образованная, тонко чувствующая, и главное - понимающая.
Фото: Илья Петров