Мой преподаватель по фортепиано всегда говорил: "Люди, которые начали заниматься музыкой, особенные, не такие". Что же в нас, причастных к музыке, такого особенного - я пока что не поняла, не понимают и все музыканты, с которыми на эту тему мы разговаривали. Ведь часто это самые обычные люди, которые каждый день проходят мимо нас по самой обычной улице, сидят рядом с нами в самом обычном кафе и даже работают на самых обычных работах. Когда и где происходит эта музыкальная магия? Наверное, секрет!
Сегодня героем нашего интервью стал талантливый омский музыкант, барабанщик Александр Горлов. Саше 27 лет. В 14 он нырнул в музыкальный мир. Как он мыслит, что читает и как устраивает свой быт? Один скажет, что всё это мелочи, какая разница, что там у другого человека... И всё-таки, на мой взгляд, как раз-таки эти мелочи и важны. Быть может, именно в них прячется эта "музыкальная магия"!
Ну и, конечно, лучше один раз услышать, чем прочитать. Особенно, когда речь идёт о музыке. Именно поэтому помимо обычного текстового интервью вы сможете услышать говорящего, а после ещё и увидеть. Саша исполнит драм-кавер на песню "Шторм" группы The Street Monkeys, а также поделится основами барабанного искусства.
- Саша, на кого ты учился? Связано ли образование с музыкой?
- Учился я на экономиста. В Омском государственном университете имени Достоевского на факультете Международного бизнеса, специальность "Мировая экономика". Параллельно учёбе всегда занимался музыкой очень плотно. Собственно, после окончания университета я пошёл работать, музыка меня сопровождала и сопровождает до сих пор. Последние полтора года, конечно, её немного меньше: репетиция раз в неделю, концертов очень мало. Связано это с распадом одной команды и с тем, что люди уехали в другие города - активность резко снизилась.
- Как у "мирового экономиста" хватало времени на барабаны?
- Да было замечательно всё, потому что учёба была до вечера, а вечером были репетиции и концерты. Сидеть на месте не приходилось. Времени было мало на какие-то созерцания или просмотры сериалов. Но при этом всё было замечательно, потому что музыкой заниматься я всегда очень сильно любил. Отдыху я мог предпочесть репетицию. Для меня репетиция - это особый вид отдыха. Просыпался часов в семь утра, порой к восьми ездил на пары - это было раза два в неделю. Обычно к одиннадцати. Учился, а потом на курсы до шести-семи вечера, приезжал домой, собирался на репетицию. Репетиций было три-четыре в неделю. Если это пятницы, то, как правило, я приезжал домой с пар и ехал на концерт. В субботу мы не учились. Но если и учились, то я после концертов часто просыпал какие-то пары, на какие-то решал не ездить, потому что было тяжело.
- Так, и какие же предметы чаще всего пропускал?
- Физкультура, БЖД. Был момент, когда я пропускал философию (о чём я очень сильно пожалел), потому что семинары по философии были в понедельник в 8 утра. А понедельник я пропускал стабильно, потому что были активные выходные (улыбается). В общем, семинары по философии зря пропускал…
- Почему жалеешь, что ты их пропускал?
- Это очень интересная наука. Безумно! Я посещал лекции стабильно, и на них очень много интересного преподаватель нам рассказывал. Потом он дал список литературы, я начал читать книги и понял, что философия - это тоже очень круто. Ещё раз повторюсь: никогда не пропускайте философию. Если у вас будет дилемма: идти на неё или нет, - идти. Один из лучших предметов в университете.
- И кто твои любимые философы?
- Я бы сказал, что Платон. Я читал Сартра, Гегеля, Ницше. У Сартра есть небольшой рассказ "Стена", но написан он безумно круто. Я читал и понимал, что этот экзистенциализм - это круто! Мне близка эта точка зрения! Аристотеля я читал, там не сильно я что-то запомнил. В памяти осталось "Государство" Платона. Когда изучаешь философию, ты понимаешь, какой вектор мысли был у людей на протяжении какого-то времени. И когда начинаешь читать людей, которые в 19 веке творили - ты понимаешь, как они "скакнули". Мне кажется, со времен римской философии до моментов, когда появились Кант, Ницше и т. д., люди как будто не думали вообще.
- А если бы ты писал книгу, то какие бы философские мысли ты туда вплёл?
- Прежде всего об отношениях между людьми, потому что, мне кажется, это то, что люди вообще не умеют делать в большинстве случаев - общаться друг с другом. Так, чтобы всё было классно и все были друг другом довольны. Отношения и поведение в обществе - это очень важный аспект для любых людей, потому что мы всё-таки в обществе живём. Иногда, точнее, часто я замечаю, что есть моменты, которые просто неприемлемы.
- И что тебя больше всего выводит из себя?
- Оскорбления на пустой почве! С одной стороны, можно не тратить на это время и внимания своего, но остаётся обида. Всё негативное, что доходит до человека, - это нехорошо. Не все умеют справляться с надвигающимся негативом и реагировать адекватно. Я не люблю лесть. Человек должен получать то, что заслужил. Если ты старался, прикладывал усилия, пыхтел, а после получил похвалу - хорошо. Но если ты получаешь похвалу ни за что - это странно.
Если ты пишешь песни, то это не значит, что ты поэт. Есть поэты, а есть музыканты, и это всё-таки разное. Я, например, абсолютно уверен, что я больше музыкант. Мне проще писать музыку, чем слова и оборачивать их во что-то, придавать им рифму. Возможно, в случае с прозой был бы больший успех. Бывают же такие моменты, когда ты, например, написал музыку, переслушал, поменял, но не можешь прийти к концу в итоге. Кидаешь это в мусорное ведро и не продолжаешь.
- А что тебя притягивает в музыке? Ты сейчас назвал множество имён, они все разные. Есть такое, к чему конкретно тянет?
- Да! Это припевы. Если мне не нравится припев, я не буду слушать песню. Даже если у группы есть песни, которые в принципе меня не цепляют, но при этом в них огненный, запоминающийся припев, трогающий меня, - её слушаю. Для меня припев - это кульминация, это самое важное. Припев - это лицо песни. Я писал и свою музыку исходя из этого. Вокруг какого-то крутого припева составлял куплет. Ну и, разумеется, я слушаю всегда барабаны в песнях. Некоторые песни я только из-за них и слушаю.
- Почему всё-таки барабаны были выбраны тогда, в твои тринадцать?
- А до этого интерес к музыке в чём-то проявлялся?
- Нет, я бы так не сказал. Я вообще не представлял, что я на чём-то могу играть, не связывал никак свою жизнь с этим. У меня в семье из музыкантов - прадед. А все остальные с музыкой никак не связаны. Воспитывался я больше в "языковой среде". Меня с детства учили английскому языку, занимались моим образованием. Я думал, что буду экономистом, потом стану важным дядей, но в восьмом или седьмом классе что-то пошло не так. План моих родителей немножко сорвался. Ну на 50 процентов я его выполнил, а ещё на 50 - свой.
- Я, когда послушала PalmLine (авторский музыкальный проект А. Горлова - прим. ред.), мне показалось, что это всё так грустно! Что такого происходило в жизни молодого человека, что прямо "с надрывом"?
- На самом деле, всю жизнь у меня происходило что-то хорошее. 90 процентов моей жизни - это хорошо, это отпадное настроение, это что-то позитивное. Не люблю я грустить, но, наверное, поэтому и что-то копится и нужен "выход". Возможно, оно выходит в тексты PalmLine и во все эти мелодии. Я вообще весёлую музыку не люблю слушать.
- И играешь в The Street Monkeys?:)
- Да, это то, что можно назвать многогранностью (смеётся).
Но обычно я слушаю грустную музыку. Все эти минорные мотивы, тексты про несчастья, мне кажется, больше меня подпитывают. Да, ты права, у PalmLine есть такое. Бывали какие-то отстойные моменты в жизни, которые, собственно, и дарили эти грустные песни. Такие ситуации дают вдохновение.
- Ты говорил, что барабанщик - главный музыкант в группе. Почему?
- Конечно. Он задаёт темп, настроение, динамику. Например, как бы гитары сильно не "наваливали", если это не поддерживается барабанщиком, то это не имеет никакого смысла. Кучу раз я слышал моменты, когда перегруженная гитара играет драйвовый припев, а при этом барабанщик совершенно не поддерживает динамику. Я убеждён, если у группы слабый барабанщик, то музыка "не скаканёт". Она не станет лучше. Если в группе слабый барабанщик - группа слабая.
- Ты когда-нибудь преподавал?
- Да. Я одно время активно преподавал. Больше этого не делаю и вряд ли вернусь к этому. Первые ученики, первые занятия и уроки были как по наитию. У меня не было никакой программы, не было ничего конкретного. Были упражнения, я про них рассказывал, ученики их выполняли, а я говорил, что не так. Разбирали партии, давал домашнее задание. У меня была вторая волна попыток преподавания. Я составил план, расписал его чуть ли не поминутно, разбив занятие на блоки. Начал составлять методичку. Это успешно потерялось. По новой программе у меня было всего три ученика. Потом мне просто нужно было много работать. Времени на преподавание не было. Я оставил эту идею, потому что и педагогика не моё. Когда ты учитель - ты несёшь ответственность за успех ученика. Я понял, что не готов это на себя брать. Мне было приятно, когда у ребят что-то получалось, но сам процесс для меня был мучительным.
- А сам никогда не хотел получить академическое музыкальное образование?
- Нет! Я безумно счастлив, что я не учился в музыкальной школе, потому что мне было в кайф учиться так, как я хотел. Я ходил и делал, что хотел. Учил, что хотел. Мне не приходится играть на ксилофоне, как это делают в училищах, потому что это обязательная часть обучения. Мне нужны были барабаны, рок, хип-хоп, драм-н-бейс. Я вот это и учился делать.
- Ну а с чего тогда начинать?
- С самых простых ритмов и постановки рук. Это может занять долгое время, может длиться месяцами, годами. У меня на это ушло несколько лет, потому что я сначала неправильно это делал и не заморачивался. Переучиваться сложно. Играть нужно только на малых скоростях. Самые низкие темпы. А дальше - добавляем удары в партии, искать эти новые партии. Очень важно слушать музыку и пытаться "снять" партии, разучить их.
- Есть случаи, когда на барабаны идти не стоит?
- Я бы советовал попробовать в любом случае. Как минимум сходить на пару занятий или попробовать что-то выучить. Это классный опыт. Барабаны - это реально полезно как физически, так и умственно. При игре на инструменте ты задействуешь оба полушария. Для себя я всегда провожу аналогию с изучением иностранного языка. Тоже очень сильно прокачиваешь голову. Физически ты себя держишь в тонусе. Конечно, есть тучные барабанщики, но, несмотря на это, они замечательно играют.
-На данный момент тебе 27 лет. Ты уже взрослый человек, семьянин. Что для тебя сейчас барабаны? Осталась ли эта любовь? Какая вообще сейчас у тебя картина мира?
- Да, я муж, мужчина, семьянин. Большинство времени я нахожусь дома или на работе. Репетирую я раз в неделю два часа. Иногда кто-то приходит порепетировать со мной. Это бывает редко. Но обычно я занимаюсь один и снимаю разные видео. Когда я переигрываю какие-то песни, дома я свожу их, иногда выкладываю. У меня сейчас жизнь взрослого человека. Всё как у всех. Работа-дом-работа-репетиция. Много времени проводим с женой. Но барабаны до сих пор - моя любовь, отдушина. Всё равно они остаются какой-то мечтой. Я мечтаю играть безумно круто, чтобы у меня был авторитет среди других барабанщиков, меня слушали. Для меня это важно. Супруге очень нравится, как я играю. Я думаю, что это одна из причин, почему она вышла за меня замуж (смеётся).
Ранее корреспондент "Омск Здесь" воспользовалась бесплатным уроком игры на барабанах и почувствовала себя настоящей звездой в составе музыкальной группы.