Омский детский хор "Примавера" выступит в онлайн-концерте в рубрике "ПроСлушай" проекта #СмотриДома. В День защиты детей, 1 июня, песни исполнят юные солисты хора и камерный ансамбль детской школы искусств № 6 имени Евгения Фёдоровича Светланова. Начало трансляции в 20:30, посмотреть её можно на наших платформах: ИА "Омск Здесь" (YouTube, "Одноклассники") и "Радио Сибирь" ("ВКонтакте" и Instagram).
Её окончили около 5000 ребятишек, и каждый десятый стал профессиональным музыкантом. Награды, которые ученики завоёвывают на престижных музыкальных конкурсах федерального и мирового уровня, тяжело сосчитать. Сейчас в ДШИ № 6 обучается 700 детей.
- Мы одни из немногих в Омске, кто имеют широкую специализацию - 19 направлений только на музыкальном отделении. В этом году открыли набор на гусли. Надеемся, что в сентябре продолжим обучение в привычном режиме. А в декабре планируем провести большой юбилейный концерт, посвящённый 60-летию школы, - рассказал директор Детской школы искусств № 6 Владимир Аксаментов.
Для своих слушателей юные артисты "Примаверы" приготовили сюрприз. В прямом эфире они исполнят любимые детские песни, которые выбрали сами. Образовался хор сравнительно недавно - в 2018 году состоялся первый выпуск учеников. В коллективе сейчас занимается около 70 детей. Его руководитель, заведующая вокально-хоровым отделением Евгения Кузьмова, сама окончила эту школу искусств по классу фортепиано. А дочь Евгения также сейчас занимается в ДШИ № 6 на вокально-хоровом отделении.
В коротком интервью "Омск Здесь" руководитель хора "Примавера" рассказала о формате занятий в режиме изоляции, как дети готовятся к онлайн-концерту и что нужно, чтобы заслужить их доверие.
Израильский артист Мета Зубин считает, что музыке надо учить каждого. Вы согласны с этим?
Я думаю, да. Но, как показывает практика, звёздными артистами или музыкантами могут стать далеко не все. Должна быть в человеке божья искра. Всё-таки хорошим музыкантом можно стать, а артистом надо родиться. Опять же далеко не каждый выдержит этот колоссальный труд, не все дети приучены усердно заниматься. Не все юные артисты получают поддержку и одобрение семьи. Я всегда говорю, что успех музыканта - это 99 % труда и всего 1 % таланта. Да и степень одарённости у каждого своя.
Хочу, к слову, отметить труд родителей, они наши большие помощники! Такие же творческие личности, как и их дети. Например, сейчас на самоизоляции они предложили устроить челлендж на песню "Утренняя гимнастика" Владимира Высоцкого. Дети по строчке спели песню, смонтировали ролик и выложили на наш YouTube-канал. До этого записывали песню Егора Летова, по просьбе БК55, тоже выкладывали на YouTube, она быстро набрала множество просмотров.
Как изменилась работа педагогов с учениками в связи с пандемией? В каком формате проходят экзамены, академические?
Конечно, всё поменялось, можно сказать, встало вверх дном. Но мы подстроились под обстоятельства: Skype, платформа Zoom нам в помощь. Мы выходим в эфиры, проводим групповые конференции, отправляем детям задания в мессенджерах и соцсетях. Они подходят очень ответственно, почти нет ни одного ученика, который бы не выполнил задания. Но это всё не то. Мы бы не хотели, чтобы такое образование стало нормой. Это непростое испытание и для творчества губительный путь.
Конечно, у нас сорвались некоторые поездки на конкурсы. Например, серьёзные конкурсы были запланированы в Минске и Санкт-Петербурге, также мы долго готовились к Дельфийским играм. Наш коллектив гимном должен был открывать игры в Омске, но планы поменялись.
Главный принцип работы наших педагогов с детьми - любовь к ним! Если в тебе нет этого чувства, то ученики сразу видят это. Ещё один принцип - дисциплина. Если дать слабину, то дети быстро распустятся и начнут халтурить. Обучающиеся чувствуют, если ты несерьёзно относишься к своему предмету, к своему делу, то и их подход будет на уровне самодеятельности.
На сайте ДШИ написано: "Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников". Ваши воспитанники активно участвуют во многих конкурсах. Расскажите о самых ярких победах последних лет.
Около 200 побед и призовых мест есть у ребят за эти полгода! Если брать последние три года - около 1000. На месяц у нас приходятся десятки выступлений. Наш коллектив довольно молодой, в 2018-м был первый выпуск. Мы стараемся выезжать на конкурсы каждый год. В прошлом - отправились на гастроли в Москву на два конкурса, в обоих выиграли Гран-при. В 2016 году мы также заняли два Гран-при, и петербуржский конкурс пригласили нас на финал проекта "Я могу", где мы стали "Лучшим хором России", награждали в "Мюзик-Холле".
В мае 2019-го мы прошли в финал конкурса "Земля талантов", проводившегося одной из политических партий. Организаторы полностью оплатили перелёт, недельное проживание в гостинице, питание. Наш коллектив выиграл Гран-при в конкурсе, наградой стали съёмки собственного клипа.
Дети всегда с нетерпением ждут этих поездок, такие путешествия сближают коллектив.
Владимир Шалак, директор департамента культуры мэрии Омска, говорил, что дети, обучающиеся в школах искусств, никогда не попадают на учёт в полицию. Это так? Обучение здесь оказывает влияние на формирование ребёнка?
Не знаю уж, насколько это так (смеётся), но отбор на наше отделение музыкальной школы жёсткий, смотрим, как настроен на обучение ребёнок, прослушиваем. У нас не такая среда, как в общеобразовательной школе, тут она более мягкая, душевная. Мы своих детей знаем от и до. Знаем их семьи, родителей, - у нас большая семья. Мы имеем возможность повлиять на ребёнка чуть больше и лучше, посоветовать, направить. Вообще, искусство и культура положительно влияют на человека, воспитывают в нём вкус и характер.
Хотели бы что-то изменить в школе? Ввести в расписание современные музыкальные направления, электронную музыку, новые способы аранжировки, оборудовать студию звукозаписи?
Да, мы были бы рады своей звукозаписывающей студии. Записать минусовку сегодня стоит немалых денег. Пока нам очень помогает в этом деле продюсерский центр "Гализдра" - совершенно безвозмездно.
Сколько выпускников остаётся "в музыке", меняется ли эта цифра со временем? Сколько молодых специалистов возвращается преподавать в ДШИ.
Пока трудно сказать, так как два года назад нас покинул только первый выпуск, но некоторые дети уже учатся на вокальном отделении музыкального училища. Это уже готовые, самостоятельные артисты, у которых большое будущее. Сейчас такая конкурентная среда в творчестве, что нужно набираться опыта и профессионализма с детства, если позволяют обстоятельства.
Каковы Ваши музыкальные предпочтения? Есть любимые композиторы, произведения?
Я придерживаюсь мнения, что хороший музыкант должен слушать любую музыку. Я слушаю всё, но предпочтения отдаю жанру мюзикл. Люблю мюзиклы "Мастер и Маргарита", "Бал вампиров", "Ромео и Джульетта", люблю рок-оперы.
Омску хватает музыкальных мероприятий?
Сейчас мы на это пожаловаться не можем, конкурсов очень много, а это самое важное. Потому что ребёнок может выйти на сцену и продемонстрировать свои знания и умения. Конечно, это волнение, ученик должен собраться, настроится. Это наращивание артистической брони, закалка! Я всегда стою за кулисами и поддерживаю каждого. Несмотря на все волнения, дети учатся контролировать себя, эмоции, демонстрировать лучшие качества, преодолевая себя. Этот личностный и профессиональный рост прослеживается от выступления к выступлению!