"Секс был настоящим". Омичка о съёмках в мировой сенсации "ДАУ. Наташа"
Свободное время  •  СИ «Омск Здесь»  9 апреля 2020, 16:35  •  печать

"Секс был настоящим". Омичка о съёмках в мировой сенсации "ДАУ. Наташа"

Многосерийный фильм "ДАУ" наделал много шума в мире кинематографа. И всё из-за нестандартного подхода к съёмкам - никаких простроенных заранее диалогов и чёткого сценария. Фильм, по сути, является эдаким "реалити-шоу", перенесённым в 40-е и 50-е годы XX века.

Наша землячка Ольга Шкабарня, сыгравшая одну из ролей, рассказала "Омск Здесь" о своей работе в этом проекте, способах вживаться в образ и отзывах кинокритиков. 

- Как вы попали на съемки?

- Нашла меня Ася, помощник режиссёра по кастингу. Я тогда как раз писала диплом и выпускалась из университета в Омске. После окончания я собиралась переехать в Санкт-Петербург, но меня позвали на кастинг в Харьков. Два дня подряд меня одевали, причёсывали и красили, подбирали образы разных эпох 40-50-х годов прошлого века. Был разговор с режиссёром Ильей Хржановским. В основном общались о жизни, отношениях, взглядах на события и ситуации. Впечатления сложились положительные. Тогда же я поняла, что проект грандиозный, и участвовать в нём я непременно хочу. В конце 2009 года приехала в Харьков на съёмки и стала жить в Институте ("Институт" - огромная декорация, где проходили съемки картины, - прим. ред.).

- Создатели проекта подчёркивают, что всё происходящее на экране реально (хоть и снимается в специально выстроенных декорациях, где исполнители ролей жили несколько лет). И оператор лишь фиксировал события, происходившие на самом деле. Этичность проекта обсуждают давно, однако актёры и режиссёр неоднократно отмечали, что все участники проекта снимались в нём добровольно и в любой момент могли его покинуть. Было ли у вас такое желание?

- Я думаю, что мысли покинуть проект, возможно, и возникали у кого-либо, но не у меня. Довольно быстро я втянулась, и мне было интересно прожить эту альтернативную жизнь. Несколько нервных срывов всё-таки были, но я вообще человек эмоциональный, могу и вспылить.

- Премьера части проекта "ДАУ" прошла в Париже в 2019 году. Вы на ней присутствовали? Как фильм восприняла критика?

- На премьере "ДАУ" в Париже я была все три недели. Она проходила в формате инсталляции, когда помимо кино, которое показывали круглыми сутками, были ещё перформансы, концерты, лекции и даже своя коммунальная квартира. Критики реагировали по-разному. Из беглых просмотров зарубежных газет и журналов я поняла, что проектом они либо восхищались, называя его прорывом в киноискусстве, либо акцентировали своё внимание на якобы ущемлённых правах человека. Иногда даже казалось, что они списывают у друг друга, даже не попытавшись разобраться, что к чему. Прочитали про бутылку у коллег (сцена изнасилования главной героини Наташи бутылкой, - прим. ред.) и давай дальше раздувать. Лично для меня кульминацией парижской премьеры "ДАУ" была встреча с кумиром: Моника Беллуччи просмотрела почти все части фильма и присутствовала в один из последних вечеров. Её похвала для меня значительнее отзывов критиков. Хотя Антон Долин, наш ведущий российский кинокритик, тоже положительно отзывался, так что я считаю, что в целом всё хорошо. Кино - это искусство, оно либо нравится, либо нет. Откликнулось в тебе - отлично, вызвало гнев - тоже хорошо, значит, тоже откликнулось.

- Как к фильму отнеслись на Берлинском кинофестивале?

- Там были показаны два фильма из проекта "ДАУ": в основном конкурсе "Наташа" и сериал "Дегенерация" в спецпоказе. Я видела глаза людей в зале после просмотра "Наташи", публика аплодировала нам очень долго.

Про то, что фильм получит награду, разговоры пошли сразу. Так оно и получилось. На Берлинском кинофестивале фильм получил "Серебряного медведя" за операторскую работу. Фильм действительно очень сильный. "Дегенерация" заняла первое место по версии критиков. Если в "Наташе" я ещё молодая девчонка, действия фильма происходят в начале 50-х годов, то сериал рассказывает о событиях в Институте уже спустя 10 лет. Там моя героиня уже женщина, мне делали возрастной грим, и видно, как вырос персонаж: она ещё более смелая, хоть и носит при себе драму прожитых лет.

- Чем этот фильм отличается от других? Что в нём особенного?

- Сам сюжет, который даже невозможно описать одним словом. Это фильм и о трудной жизни героини после войны без мужа. И о чисто женском, когда подруги обсуждают мужчин и вопросы любви, ненавидят друг друга, а потом задушевно дружат. И о главной жестокости того времени - государственных структурах, которые держали народ в постоянном напряжении. Шаг вправо, шаг влево - расстрел. Всё это сплелось в фильме "Наташа".

- Почему проект снимался так долго?

- Очень много времени занимала подготовка. К каждому периоду времени Институт переделывали, меняли цвет стен, обои, мебель, книги, предметы интерьера, да даже бутылки в буфете, а также костюмы и прочие элементы образа. Кому-то надо было набрать 15 килограммов для следующей эпохи, например, другим - вжиться в образ.

- Сколько времени занимали съёмки? Где и как съёмочная группа проводила свободное время?

- Съёмочные блоки длились по 2-3 недели. В это время снимали, бывало, и по 12-15 часов в сутки, а то и больше. Постоянно что-то происходило, это были самые интересные времена. Потом могли месяц ничего не снимать: кто-то уезжал домой, кто-то оставался. Съёмочная группа состояла в основном из немцев во главе с Юргеном Юргесом, они уезжали домой в Берлин. Я во время таких "каникул" чаще всего оставалась жить в Институте, но всё же уезжала несколько раз в Омск, Москву и Киев, а потом уже и в другие страны.

- Каково было сниматься без сценария? Наверное же были какие-то заданные рамки?

- Рамки были. Например, довольно быстро был составлен словарь слов, которые нельзя было произносить. Так, например, интернет мы назвали газетами и журналами, СМС - телеграммой, и так далее. С режиссёром мы обсуждали линию возможных событий и решали, в какую сторону её дальше направить. И так с каждым участником: он сам или помощники режиссёра перед съёмками обсуждали примерно, что будут делать персонажи. Диалоги и действия затем были импровизацией.

- В СМИ упоминается, что в кадре было реальное насилие и секс. Так ли это на самом деле? Как актёры отнеслись к этому?

- Да, секс был действительно настоящий. А вот было ли насилие - это уже вопрос. В любой момент каждый участник мог посмотреть в камеру и сказать кодовое слово - стоп. Но этого не происходило. Я считаю, что всё было по обоюдному согласию.

- Насколько тяжело непрофессиональной актрисе сниматься в кино? Как вживались в роль? Что советовал режиссёр? Как проходила работа на съёмочной площадке?

- У меня действительно нет профессионального актёрского образования, но некоторый опыт у меня всё же был. Когда-то давно в Омске я снялась в одном фильме, некоторое время занималась в театре Гончарука. В спектаклях я не участвовала, но некоторое представление об актёрстве тогда получила. К слову, театр мне не нравится, а вот камеру я просто обожаю. В "ДАУ" я перенеслась во времена молодости моей бабушки. А вообще журнал "Огонёк" очень настраивал на атмосферу того периода. Режиссёр советовал как можно больше времени проводить в декорациях, вот я и читала журналы, книги советских времён. А потом у нас ещё и телевизор появился, там постоянно крутили фильмы тех лет.

- Помог ли вам предыдущий опыт в съёмках фильмов для взрослых?

- Возможно, и помог. Тогда тоже не нужно было замечать оператора и камеру.

- Надеетесь ли вы продолжить свою кинокарьеру? Какие есть планы?

- Вернуться в кинематограф - да. Если будут интересные предложения, то конечно. Я особо не афишировала свои съёмки в "ДАУ", занималась эти годы путешествиями и даже успела построить карьеру в скалолазании. Было бы здорово совместить это с кинематографом.

 

Читайте также