Свободное время  •  СИ «Омск Здесь» 25 апреля 2015, 15:00  •  печать

Известные артисты обсудили в Омске перспективы "большого кино"

Артисты театра и кино, приехавшие в Омск на кинофестиваль "Движение" накануне посмотрели пилоты новых российских сериалов и обсудили перспективы работы на телевидении и в кино.

В Омске в эти дни проходит третий Национальный кинофестиваль дебютов "Движение", президентом которого является Артём Михалков. До конца недели в кинотеатрах города омичам будет представлено около 30 картин молодых режиссёров, половина из которых - дебюты. Накануне любители телеконтента уже успели познакомиться с эксклюзивными премьерами - вчера в рамках "Движения" были показаны пилотные серии новейших российских сериалов, снятых известными кинорежиссёрами: "Озабоченные" Бориса Хлебникова, "Измены" Вадима Перельмана, "Не Тёлки" Алексея Чупова и Натальи Меркуловой. Эти три фильма делаются по заказу канала ТНТ, а "Главкнига" Алексея Аграновича - проект канала СТС. Сегодня будет показан пятый фильм - "Тайны города Эн" Николая Хомерики.

Сразу же после просмотра звёздное жюри, гости фестиваля и сами режиссёры собрались за круглым столом, чтобы обсудить вопрос о том, почему ведущие российские режиссёры предпочитают снимать телесериалы. Как отметил модератор встречи, программный директор кинофорума, Стас Тыркин, сейчас на кино как никогда сказывается влияние со стороны других медиа, и можно сказать, что в российской киноиндустрии царит тренд "перетекания" режиссёров из кино на телевидение и обратно.

- С самой первой редакции фестиваль "Движение" уравнял в правах кино, снятое для большого и малого экранов. В 2013 году у нас участвовал в конкурсе сериал Павла Бардина "Салам, Москва!", в прошлом году участвовал фильм Андрея Прошкина "Переводчик", которые вышли на Первом канале. В этом году заявлен сериал Натальи Мещаниновой "Красные браслеты", - рассказал Тыркин.

Актриса Виктория Исакова, режиссёр Наталья Меркулова и Стас Тыркин

Такие известные режиссёры, как Борис Хлебников, Вадим Перельман и Николай Хомерики на определённом этапе своей карьеры выбрали работу на ТВ. Пилоты их сериалов для фестиваля предоставил канал ТНТ. Как отметил гость фестиваля, заместитель генерального продюсера телеканала ТНТ, продюсер сериального производства Валерий Федорович, возможности для самовыражения на своей творческой площадке режиссёрам они предоставляют.

- Сейчас у нас снимает свой сериал Валерия Гай Германика. И попробуйте ей сейчас что-нибудь указать? И мы всегда обращаемся к режиссёрам с тем, что если у них есть проекты, чтобы они их нам приносили. Если таковых нет, то мы даём читать сценарий. Даже Валерия Гай Германика, прочитав сценарий "Бонус", сказала нам, что это один из самых сильных текстов. Причём мы договорились, что в начале работы она может себе позволить делать не просто сериал, а рэп и танцы, в итоге получается полноценный мюзикл из драматических историй. Пилоты мы снимаем не для того, чтобы проверять режиссёра, а для того, чтобы узнать материл, что получилось, а что нет.

Стал ближе к телеформату и кинорежиссёр Карен Шахназаров. Сейчас директор "Мосфильма", который никогда не снимал сериалы, готовит многосерийный проект "Анна Каренина". Но делает оговорку, что это будет не только сериал, но и полный метр. - В кино я всегда был спринтером: я не мог долго снимать фильмы - я всегда делал это быстро, даже самые сложные картины. Я никогда не представлял, каково это снимать долго и насколько это всё уложится в голове. Для меня это будет первая такая серьёзная работа. Кино превратилось в аттракцион для подростков, и неудивительно, что серьёзные режиссёры хотят обратиться к большой аудитории через телевидение. В СССР мои фильмы в прокате смотрели десятки миллионов людей, а сегодня миллион зрителей - это уже невероятный успех.

Карен Шахназаров

Актриса Виктория Исакова согласилась с тем, что кино - это аттракцион, и многим артистам там делать нечего: "То кино, которое для меня находится - это, как правило, малобюджетные картины, не прокатные, хотя есть и исключения. Пару лет назад я сыграла в фильме про Марину Цветаеву "Зеркала", и вдруг неожиданно он оказался в прокате, ограниченном, но тем не менее. Но большое прокатное кино во мне, к сожалению, не нуждается".

Известный кинорежиссёр и продюсер Анна Меликян в качестве режиссёра сериалов не выступала, хотя и не раз уговаривали. Сама же она признается, что соблазнить на сериал её может только текст. Этим и воспользовался канал ТНТ в лице Валерия Федоровича. 

- Меня удивил этот текст, я читаю много киносценариев разного уровня текста, я была удивлена. Я не знаю, где они их достают. Это команда пришла на телевидение из кино, что немаловажно. Они стали делать артхаусное кино, которое, может быть побоялся делать Первый и второй каналы. Они ничего не боятся, взять хотя бы фильм "Моими глазами". Невозможно же было даже представить на нашем телевидении такой проект. И ни один канал, кроме ТНТ, запустить такой не может, - отметила Меликян.  

Сериал сериалу рознь, считает президент фестиваля Артём Михалков, и, прежде всего, важной остается выработка. 

- Ну, приносят артисту сценарий, и говорят: выработка у нас 10-15 минут в день. А как возможно что-то стоящее сделать с такой выработкой? Это нереально! С такой выработкой уже ясно, что хорошей подготовки быть не может. Значит, денег нет. И как артисту и режиссёру в этих условиях существовать? Да, есть сериалы, в которые деньги вкладывают, а выработка меньше. Но где найти эту золотую середину, чтобы было и для одних и для других, - отметил Михалков.

Режиссёр Алексей Агранович и Артём Михалков

Сериал - это адский труд, уверена Виктория Толстоганова, один из последних телевизионных проектов у которой сериал "Палач". Однако этот жанр, по словам актрисы, российские режиссёры пока не освоили. 

- Те фильмы, которые мы сейчас увидели, меня поразили, и мне кажется, я смотрела бы их часами. А что касается российского сериального движения вообще, то, повторюсь, что это ад. Мы и не умеем что-то где-то, и тяжело, и мы ставим друг друга в сложные ситуации: сценарист - режиссёра, режиссёр - актёра, или собираем не ту команду. Делаем всё, чтобы ничего не получилось, на мой взгляд. И почему так происходит - непонятно, ведь надо осваивать это пространство.

     

Виктория Исакова Карен Шахназаров и Анна Меликян

 Евгений Митта 

Итог вышесказанному подвёл ведущий кинокритик Антон Долин, который отметил важную мысль о том, что зрителю нужен прежде всего результат. Сами же сериалы кинокритик назвал не иначе как мейнстримом. 

- Проводить параллель с американским телевидением совершенно бессмысленно, и то, что происходит там, мы тоже оцениваем со своего карликового роста, глядя на высокие достижения. Я не согласен с тем, что сейчас в сериалах вращаются ведущие режиссёры, а не в кино. Любой сериал рассчитан на то, чтобы люди много вечеров, месяцев, лет подряд следили за персонажем. Любой сериал - это мейнстрим, - говорит Долин. - Я считаю, что фильм "Аватар" для развития мирового кино дал больше, чем все сериалы, снятые за последние десять лет. Я не хочу сказать, что сериалы - это недокино, канал ТНТ молодцы - они расширили кругозор людей, которые что-то смотрят. Наше кино молодое и несовершенное, это колосс на глиняных ногах, который еле на них держится. Мы не знаем, как использовать советский опыт, и нового не набрались. Наше телевидение - полный кошмар, и все те, кто его делают, знают, что у них есть зритель, который сидит перед ящиком, и есть ресурсы. И есть наш кинематограф, у которого очень мало зрителей, и единственный собранный зал был на "Кинотавре".

Читайте также