Художественный руководитель омского Театра юного зрителя Владимир Золотарь представил публике свое детище - спектакль "Маленькие трагедии", который разрушает дистанцию между героями пьесы и сегодняшним зрителем. В омском варианте - это симбиоз драмы, рок-оперы и видеоарта по пушкинскому произведению. Впрочем, волноваться не стоит - классический текст изменений не претерпел - к современным реалиям приближены только декорации и костюмы.
Между тем в спектакле заняты не только артисты ТЮЗа, но и ведущие артисты театра Драмы - Олег Теплоухов, Алексей Манцыгин и Руслан Шапорин. Владимир Золотарь объясняет свой выбор тем, что именно в этих актёрах он увидел индивидуальность пушкинских героев.
- Тут стоит вопрос качества спектакля и театра вообще, и того, насколько ты выборочно относишься к компромиссам. У меня была возможность привлечь других актёров, и это нормальная театральная практика, и наши артисты играли в других театрах, - считает Золотарь. - Мне нужны были индивидуальности, и я надеюсь, что спектакль и артисты мне ответят на вопрос почему, и Алексей Манцыгин в образе Моцарта и Олег Теплоухов в роли Сальери. Я не говорю, что у меня нет профессиональных артистов, у меня нет этих индивидуальностей. Как только бы я взял вместо этих актёров какого-то другого, это был бы мощный компромисс.
И если проблем с выбором приглашённых артистов не возникло, то техническое сопровождение спектакля внесло свои коррективы - ТЮЗ, который, по словам Золотаря, "декораций сложнее трёх табуреток не видел", оказался не готов к современной технике. Да и не все специалисты театра были способны приручить многомиллионную технику, специально закупленную для постановки.
- Это страшная проблема - нищета. Финансовое положение этого театра приводит к тому, что осветитель сидит и работает над видеопроектором, оборудование которого стоит больше 4 миллионов рублей. Это как только что пересесть с велосипеда на космический корабль и удивляться, почему он не взлетает. Поэтому видео до ума у нас доводил артист из труппы, который просто увлекается монтажом. Страшная подстава, другого слова я не подберу, шла со всеми закупками. Дорогое и сложнейшее оборудование, которого никогда не было в этом театре, пришло позавчера, и его надо осваивать, - признался худрук. - Мы купили новые микрофоны, а колонки остались старые, и мы пытались за час до спектакля настроить звук, хотя это работа целого месяца. Техническая сторона забирала много времени и нервов.
Именно из-за технических проблем было непросто договориться о сотрудничестве и с Омской филармонией, без которой невозможно было бы воплотить ещё одну смелую идею Золотаря, - разместить на сцене ТЮЗа омский академический симфонический оркестр под управлением дирижёра Дмитрия Васильева и певческий хор. Перенести из одного здания в другое ударную установку, контрабас и виолончель - было непросто, однако масштабность и мощность спектакля благодаря этому была обеспечена.
На сцене в этот вечер звучала не только живая музыка, но и гул современности, потому что пороки, описанные в пушкинских трагедиях, по мнению худрука ТЮЗа, вечны. Так, Сальери настраивает свой контрабас на офисном столе, а Моцарт - смело вышагивает по сцене в джинсах.
Для того чтобы современное прочтение Пушкина не вызвало вопросов, было решено отнести спектакль к особой возрастной категории. Сам же Золотарь уверен, его спектакль, скорее, не для взрослых, а для молодёжи, пусть даже для той, которая не читала классика. Он говорит, что не устанет повторять, театр - это сегодняшнее, и ждать от него музейных ценностей не стоит. Театр не является заменителем учебника истории или филиалом географического музея - он говорит со зрителем о сегодняшней жизни.
Спектакль не для взрослых. Мы пишем +16, хотя я был за +14. +16 - это прекрасный тюзовский зритель, театр ведь и называется театр для детей и молодёжи. Раньше молодёжь заканчивалась в этом театре годами двенадцатью и потом продолжалась годами пятьюдесятью. И одна из программ, с которыми я сюда пришел, - начать разговаривать с молодёжью, которая начинается после 12 лет и заканчивается раньше 50, - говорит Золотарь. - Спектакль достаточно широкого адреса, меня просто уговорили написать +16, потому что были у некоторых людей опасения, что учителя вдруг начнут бунтовать, что их ученики начнут понимать, ведь они не читали Пушкина, а пришли посмотреть его спектакль. Хотя я в этом не вижу ничего страшного, потому что весь текст читается или поётся. Да, есть свои транскрипции, но они ровно такие, которые делает время.
Так уж вышло, что "Маленькие трагедии" стали самым дорогим спектаклем в истории ТЮЗа, а средства выигранного гранта Минкульта РФ помогли театру совершить огромный шаг вперёд в техническом плане. Впрочем, заглядывать далеко вперёд и строить амбициозные планы Владимир Золотарь не перестаёт, он уверен, что театр, как артист - должен развиваться.
- Театру всё время надо ставить задачу на вырост, потому что состояние театра, как состояние артиста - он либо развивается, либо деградирует. Как только театр достиг какой-то планки и держит её, потом он не заметит, как опустится ниже плинтуса, - резюмировал Владимир Золотарь.
Nika!вот Вы спрашивает,что будет с обычной публикой,а ведь весь ужас в том,что обычная публика все как один встают и кричат браво! Вот что страшно! До чего же мы докатились! Стоит назвать спектакль рок оперой, да одеть персонажей современно,нацепить на актёров гарнитур,купить оборудование, вывести живой оркестр,да омоновцев впридачу,так это уже новаторство и диалог со зрителем,а кто не понял- сам дурак ( или,как пишет одному зрителю исполнитель роли Дон Гуана Р. Шапорин на странице ТЮЗа в ВК: " очень глупый человек" ) Стоит назвать полнейшую нелепость предчувствием( это я про беднягу Лермонтова в пятом театре) так уже и не подкопаешься - наше мол предчувствие, а вы смотрите и хавайте. И ведь страшно, что большинство- то именно хавает...А кто нет,того затыкают сами же "творцы" всего этого безобразия!
Я по жизни всегда была оптимистом! Но, как-то всё печально. Я поймала себя на той мысли, что Омский ТЮЗ потерял уже своего зрителя! Много незнакомых лиц. Смотрела афишу на апрель. Два новых спектакля!!! Режиссер ставит спектакли как выпекает пирожки. Жаль, что качество желает лучшего. Недавно услышала отзывы о режиссере и мне понравилось - "театральный аферист". Ну, учитывая гонорары его команды за постановку, думаю что "да".
Да и цены за билеты! Говорят, что артисты сами билеты распространяют, администрация боится, что ходить на спектакли никто не будет!
Ну, в принципе в этом ничего особенного нет. Если каждый артист продаст хотя бы 2-3 билета, то уже будет зритель. А также повод сэкономить на распространителях билетов. Кто знает, кто такая Сухотерина? В программе обозначена как музыкальный руководитель спектакля? Помнится в пятом театре был Евгений Сухотерин, это не его половина? В ТЮЗе же был Долгушин?
Мне кажется, что в определении жанра («рок-спектакль) театром умышленно сделан рекламный ход, некая «заманка» для подрастающего поколения, ассоциативно связывающая данное понятие с молодёжным музыкальным течением. Навряд ли кто-то из них хотел бы воспринять жанр как спектакль-судеб, спектакль «неизбежности смыла» и пр. Тем не менее, сама идея в определении жанра заслуживает внимания. Однако, молодые люди воспитанные рок-музыкой были очень разочарованы. А тут пустили еще в Интернете «утку», что это... рок-опера... Что только не сделаешь для привлечения зрителя...
Не знаю... Нас с сестрой с детства приучали уважительно относиться к Пушкину, Гоголю, Толстому и другим великим гениям. Сам по себе Александр Сергеевич уже самодостаточен, его поэзия уже музыка, его слог уникален и высок. В чем же гениальность режиссёра-постановщика спектакля? В псевдо новаторстве? В погоне за степенью извращенности великого гения? А кто дал право?
Был бы жив Пушкин, на дуэль бы вызвал такого постановщика. К барьеру бы поставил за его так называемую креативность, обернувшуюся издевательством над зрителями, которых пытались замануть отметкой 16+. Люди в зале не могли скрыть разочарования и возмущения. Это не искусство, а черт знает что!
откуда столько агрессии и жажды крови? это всего лишь шоу, есть афиши с инфой! вы Киселева пересмотрели чтоль? ужассс..... что творится с людьми.....
Дело не в «агрессии и жажде крови», а печально, что театр «стал всего лишь шоу» как справедливо заметили Вы. Выплеск бесстрастного режиссерского цинизма, бессмысленного бездушного конструктивизма, - это заявка на оригинальное прочтение русского классика?! Что же ВАС ГОСПОДА РЕЖИССЕРЫ так тянет к вычурному осовремениванию, насмехательством над святым?
с каких пор произведения поэта-либерала царской России стали СВЯТЫМИ? )))
Господин-умник! Я пушкинист и горжусь этим. Для меня стихи А.С. Пушкина, очищают душу и восстанавливают утраченную в душе гармонию. Творчество Александра Сергеевича является поэтической литургией!
"Облокотиться о вечность" - не моё кредо! Прошу прощения...
Прощаю великодушно
Новые прочтения иногда освежают восприятие. Правда, для консервативно настроенных зрителей это бывает потрясением и поводом для злобной критики. Но всегда найдутся те, кто шире смотрит и не ждёт от театра только полного следования букве оригинала.
Время и так расставит всё на свои места и действительно качественное останется и разовьется, а неудачное начинание станет однодневкой. Но экспериментировать тоже нужно!
«Новое прочтение» в данной ситуации достаточно амбициозно и навряд ли художественно оправданно. В последнее время современные режиссеры (вопреки здравому смыслу) пытаются произвести впечатление и превратить постановку в пошлое шоу, находя якобы новые формы и жанры сценического воплощения, порой не гнушаясь запрещенных и достаточно безнравственных приемов (напр., голый на сцене - «Войцек» в постановке Золотаря в Барнауле). Аналогично «Дачники» в постановке Е. Марчелли. Да, к стати, последний, в свое время, помог Золотарю получить «Золотую маску». Что, обычная талантливая актерская игра уже не может взволновать зрителя? До каких пор режиссеры будут руководствоваться желанием УДИВИТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ публику? Почему для спасения финансового благополучия театра нужно опускаться до КОНЬЮКТУРЫ и ЗАИГРЫВАНИЯ С АУДИТОРИЕЙ? Насколько это нравственно?
Я полностью согласна. Ушла после первого акта. Это издевательство над классикой и над зрительным залом. В день премьеры было своя ("специальная") публика, насколько я поняла - филармоническая. А что будет с обычной зрительской аудиторией?! Такого режиссера к театру подпускать нельзя, не говоря уже о детском. Смотрела его "Остров сокровищ" - ужас.
подайте в суд или пожалуйтесь в центральный комитет ЕдРа за оскорбление чувств верующих в Пушкина! и вообще, до того как шли на это шоу, афишу или анонсы читали?
совершенно не понравилось, ушли в антракте, потому что смотреть на такое мракобесие да еще за такие деньжищи просто отвратительно! гнать метлой поганой режиссера из театра, да и лучше из Омска вообще! это не "маленькие трагедии", это одна большая трагедия, когда за 8 миллионов больная фантазия рождает ТАКОЕ!