Ракета-носитель смыслов. Чем опасны критики "Интерстеллара"
Культура  •  ИА «Омск Здесь» 26 ноября 2014, 18:20  •  печать

Ракета-носитель смыслов. Чем опасны критики "Интерстеллара"

Мировые сборы нового фильма Кристофера Нолана превысили 450 миллионов долларов. Кинокритик Михаил Фомин в своей рецензии для "Омск Здесь" размышляет о том, почему "Интерстеллар" не оставляет равнодушным, российские зрители делятся на три уровня модности, а лента пару световых лет не дотягивает до шедевра.

"Как скучно мы живём! В нас пропал дух авантюризма, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, мы перестали делать большие хорошие глупости".

"Ирония судьбы, или С лёгким паром!"

Вообще-то я хотел назвать материал Supermassive black hole, чтобы вы ещё раз включили Muse, взяли мачете и под приятную музыку пустились в путешествие по джунглестрочкам этой рецензии.

Парадоксально, но сейчас многие критики двигают идею, что Нолан бесспорно незаурядный режиссёр, но, по сути, является Коэльо от мира синематографа. Нолан в очередной раз приглашает посмотреть на хитроумные сценарные ловушки, в которые зритель попадается, но души в таких картинах критики не видят. Говорят, что всё механично. Визуальный ряд хорош, но за фантастическим фасадом глубокого смысла не обнаруживается.

Вас кормят готовыми знаниями, не предлагают выйти из зоны комфорта и совершить ошибку. Нолан как бы гладит каждого зрителя по светлой головушке и говорит: "Какой ты молодец, ты всё знаешь, сокровище зарыто под кипарисом у твоего дома". Я специально достаточно подробно пересказываю смысл подобных статей, потому что не хочу, чтобы вам они попадались в полном объёме.

Вообще, про этот фильм надо писать в паре с физиком, чтобы он осветил техническую сторону, а я (чистейший гуманитарий) бы занялся художественной составляющей. Практика показывает, что каждый третий парень из интернетов мог бы стать консультантом Нолана. Мнения диванных аналитиков могут быть полностью верными и гениальными, но им также нужны научные подтверждения. Но физики в интернете почему-то считают, что всё, написанное ими на заборе - та самая истина, которую упорно искали агенты Малдер и Скалли из "Секретных материалов".

Люди уже не делятся бензопилой на два типа, но есть определённая градация, которой стоит придерживаться в зависимости от круга ада, на котором вы хотите, как на аттракционе, немного прокатиться с теми или иными знакомыми. Любому Шерлоку понятно, что одни слова для кухонь, а другие - для улиц.

Мне кажется, что российских зрителей "Интерстеллара" можно разделить по трём уровням модности:

1-й уровень: "Я пошёл на "Интерстеллар", а не на "Горько-2" и ушёл просветлённый, а вы продолжайте смеяться от слова "жопа".

2-й уровень: "Нолан манипулирует вашим сознанием, заставляя зрителей находить подтверждение собственным догадкам. Эмоции - не убедительны, 2007-й - не вернуть. Нолан - для ТП, для по-настоящему свободных людей, таких как я, - Гай Германика".

3-й уровень (недосягаемый): приводить аргументы, анализировать детали.

"Критики" со второго уровня в чем-то правы, но часто немного узколобы со своими доводами. Вы можете им десять раз сказать: "Обратите внимание на волчок в "Начале" и на то, как Нолан использует деталь (часы) в "Интерстелларе". Вы продолжаете: "а вот почитайте Борхеса "Сад расходящихся тропок" или Павича "Хазарский словарь", там со временем и пространством каких только штук не вытворялось, всё как Нолан завещал, а критики перестают вам отвечать и уходят в закат. По их мнению, это не меняет сути.

Давно замечено, что маститые журналисты очень боятся, что им может понравиться массовое кино. Это как умнице-отличнице влюбиться в "чёткого пацана". Тогда они начинают рассуждать о зашоренности зрителя и стараются увести его от источника, где можно глотнуть свежего воздуха. Не надо так.

По всем параметрам "Интерстеллар" - фильм хороший, но классикой ему не стать и до звания "шедевр" не дотянуть пару световых лет.

Уже в самом начале, в эпизоде преследования дрона, Нолан заявляет тему, что человечество некому ловить над пропастью в кукурузе и времени нажать на тормоз - ну очень мало.

Но сначала я бы хотел обратить внимание на некую связь между прежней работой Нолана Inception ("Начало") и собственно Interstellar ("Интерстеллар").

Режиссёр в этих фильмах одинаково сворачивает все смыслы в небольшой предмет-тотем. Волчок и часы. После просмотра "Начала" многих терзал вопрос, почему волчок не упал? Кобб не вернулся? Но теперь, глядя на сломанные часы из "Интерстеллара", становится понятно, что Нолан не преследовал цели сделать открытый финал в своём позапрошлом фильме, иначе бы правда не всплыла из авторизованных источников (см. твиттер Майкла Кейна). Похоже, режиссёр на примере этих двух деталей хотел показать, что человек может расщепить атом, отправиться к звёздам и - уже скоро - будет способен перейти из одной реальности в другую. Но вселенским двигателем является именно жизнь.

Уже упоминались два автора, которых можно рекомендовать к прочтению, чтобы яснее ощутить мысль Нолана, что любовь - это пятое измерение. Вы и сами наверняка можете вспомнить массу книг, которые вступают в диалог с "Интерстелларом". Поэтому не так важно перечислить, откуда режиссёр позаимствовал идеи, важнее сказать, с кем он вышел на одну частоту вещания.

Да, многие почему-то ждали от Нолана фильм поколения, но никогда не думал, что процитирую Аршавина: "Это ваши проблемы". Нет, вы не спешите с выводами, кино действительно отличное в элементах: плачущий Макконахи, саундтрек, юмор 80%, оригинальный дизайн робота и игра актёров. Даже Мэтт Деймон удивительно на своем месте.

Нолан словно имеет пароль от культурного кода, поэтому совпадает в энергетике с массой зрителей на всех континентах. По этой же причине он говорит на одном языке науки и творчества с писателями-фантастами, которых вы можете вспомнить после просмотра. Или вот знаете, как Финчер в "Бойцовском клубе" - хотел напомнить мужчинам, кто они есть на самом деле: добытчики и охотники, так и Нолан хотел на несколько часов оторвать дизайнеров от игр с формой круга, менеджеров по продажам от впаривания китайских БАДов и показать им свободу.

Режиссёру совестно, что в нас пропал дух авантюризма. Мы перестали покупать батон и отгрызать горбушку, пока несём его домой.

Загрузка...
Комментарии
Добавить свой