Вчера в Омске стартовал четвёртый по счёту международный театральный фестиваль "Академия". Как рассказали на пресс-конференции организаторы фестиваля, они намерены делать всё возможное, чтобы фестивальные традиции в регионе продолжились. Не забыли в этот вечер упомянуть об инициаторе создания фестиваля, экс-губернаторе Леониде Полежаеве. Напомним, что "Академия" была организована в 2008 году именно по его решению, а сейчас фестиваль включен в план мероприятий по подготовке к 300-летию Омска.
"Символично, что именно в этом зале, где мы с вами находимся, в 2006 году было принято решение о том, что такому фестивалю в Омске быть. И тогда из уст Леонида Константиновича, а он человек амбициозный, прозвучала такая фраза, что если замахнулись, то тогда его уровень должен быть соответствующий. У нас в регионе много фестивалей, и не только театральных, и нынешнее Правительство области в лице губернатора Виктора Назарова делает всё возможное, чтобы они продолжались и чтобы наш зритель имел возможность посмотреть лучшие спектакли", - отметил Министр культуры Виктор Лапухин.
Виктор Лапухин
О деньгах чиновник говорил менее охотно. Он пояснил, что финансовая поддержка федеральных структур имеет большое значение, и в регионе этим охотно пользуются. "Если очень хочется, то я могу вам назвать эти цифры, но они вам зачем? Давайте поговорим о творчестве и о впечатлениях от программы фестиваля. Если так важно, то 3% от общего бюджета - это вклад регионального Министерства культуры".
Об организации фестиваля и проблемах, с которыми пришлось при этом столкнуться, рассказал главный режиссер Омского государственного академического театр драмы Георгий Цхвирава. Он отметил, что политическая ситуация в мире всё-таки внесла свои коррективы в программу.
Георгий Цхвирава
"К сожалению, политические процессы повлияли на вёрстку афиши. В окончательной афише не представлен Рижский национальный театр. По этическим соображениям в последний момент мы получили от них письмо. Кроме этого, у нас была запланирована польская лаборатория, но она также не состоится", - уточнил Цхвирава.
Однако главреж Омской драмы заверил, что в большинстве стран искусство поставлено выше политики, и потому международная составляющая фестиваля не пострадала: театры Израиля, Румынии и Литвы охотно согласились стать "академиками". Этому, по словам регионального Министра культуры Виктора Лапухина, поспособствовало, к примеру, посольство Израиля в России, оказав финансовую поддержку не только своему театру "Гешер", но и омскому фестивалю.
Елена Мамонтова
Несмотря на то, что фестиваль только начался, свой выбор омский зритель сделал еще в апреле, когда билеты только поступили в продажу: "Уже в первый день продажи билетов в кассах была очередь. Первыми были раскуплены билеты на спектакль "Коварство и любовь" Льва Додина, зрителям полюбился этот театр. С одной стороны это удивление, а с другой стороны - радость, но следом были раскуплены билеты на "Онегина", - пояснила PR-директор фестиваля Елена Мамонтова.
Александр Вислов
О творческих встречах и семинарах в рамках фестиваля рассказал его программный директор Александр Вислов. Известный критик отметил, что в этом году особенно интересно организована культурно-просветительская программа "Академии", в которой примут участие авторитетные театральные критики России и зарубежья. Публику ожидают круглые столы и семинары на темы: "Современный театр: вызовы, перспективы, тупики", "Казус Послера" и другие казусы современного искусства", "Театральный процесс: мода и подлинность", "Театральные фестивали мира", открытый диалог "Новые функции театра. Ответственность художника". Высказаться на таких площадках смогут все желающие, пообещал Александр Вислов.
С одной стороны - всё хорошо, но с другой - в этой сфере возникает масса проблем. Можно и вдали от Москвы и Петербурга попытаться поговорить об этом, чтобы каждый сказал о том, что его волнует. Встречи и круглые столы проведут друзья "Академии", которые не первый год приезжают, а где-то сыграли и личные контакты и знакомства. Кто-то не смог приехать, так как занят на фестивалях в других городах. Но всё равно программа внутрифестивальной жизни получилась насыщенной и интересной.
После пресс-конференции главное событие последних двух лет в театральной жизни Прииртышья традиционно перетекло в "песни и пляски" на площади у Академического театра драмы. Участие праздничном плац-дефиле приняли музыканты Духового оркестра, юные барабанщицы студии "Солнышко" и ветераны Кремлёвского президентского полка. Они виртуозно исполнили попурри из знаменитых русских песен. Торжественность атмосферы подчеркнула красно-алая гамма нарядов музыкантов и очаровательные улыбки барабанщиц.
Официальное начало двухнедельному театральному празднику положил спектакль Misters Государственного Вильнюсского Малого театра, поставленный выдающимся режиссёром Римасом Туминасом по пьесе приезжавшего в рамках первой "Академии" в наш город известного драматурга Мариуса Ивашкявичуса. В 2008 году литовский театральный коллектив открывал "Академию" спектаклем "Мадагаскар". История о самоидентификации маленького народа на карте мира, поданная в гротескной форме, которую литовцы привезли в Омск 6 лет спустя, в Омской Драме собрала аншлаг. Свободных мест в зале не было: в стремлении быть ближе к искусству зрители освоили и приставные стулья, и ступеньки.
Однако не все омичи оказались готовы пережить экспрессивное трехчасовое действо. Даже отличный синхронный перевод Георгия Ефремова, который помогал понять смысл сложной для восприятия пьесы Ивашкявичюса, идущей на литовском языке, не смог удержать внимания омского зрителя. После третьего звонка, завершающего антракт, к слову, в зал уже не вошли Министр физической культуры и спорта Александр Фабрициус со спутницей и директор Департамента культуры Администрации города Владимир Шалак. Первые лица города и области в зрительном зале в этот вечер вообще не появились, впрочем, по заверениям сотрудников их пресс-служб, и мэр Вячеслав Двораковский, и губернатор Виктор Назаров еще успеют наверстать упущенное и посетить спектакли фестиваля "Академия".
Впрочем, одновременное появление на сцене Адама Мицкевича, Жорж Санд, Оноре де Бальзака и Фредерика Шопена, пронзительно решающих вопрос о самоопределении нации, крепко держало зал. Сами же актёры на творческой встрече после спектакля рассказали о том, что произведение не есть целиком историческая правда, во многих сценах больше художественного вымысла и глубокой философии.
"У каждого есть своё и философичное, и культурное понятие, и то, насколько оно глубоко вливается в артистов и драматургов. Но всё равно тема проходит через драматургию, и едино проходит через весь актёрский ансамбль. У нас тоже возникали эти вопросы на репетициях, и нашли мы их или нет, это уже вам решать. Сама эпоха, когда после гибели Наполеона в Европе не осталось ни одного лидера, способствовала началу хаоса, появлению сектантов вроде Misters", - отметили литовские актёры. - Мы собирали много информации о своих персонажах. У нас не было цели восстановить документальную составляющую, а создать дух эпохи. Сам Ивашкявичюс на вопрос, сколько там исторической правды, ответил, что на 90%. Текст настолько насыщен информацией, что играть там что-то своё, отвлекало бы внимание от главной темы".
Закончить первый фестивальный день программный директор "Академии" Александр Вислов решил игрой слов из спектакля Misters: "Books wake us. И чтобы не только book, чтобы приобщались и к искусству. Это было 6 лет назад, на первой "Академии", это происходит сейчас. И нас это будет вэйкать и вэйкать, у нас есть будущее".