Если вы решили открыть бизнес и имеете для этого необходимый ресурс, но из-за отсутствия опыта не уверены в результате, то вариантом старта для вас может стать франшиза. Это "аренда" торговой марки, возможность включиться в уже готовый бизнес.
Сейчас много каталогов франшиз, в которых вы можете найти различные варианты бизнеса и выбрать свой. Этим можно заняться после того, как вы определились с нишей и проанализировали свои возможности. Однако здесь есть подводные камни. Некоторые бизнесмены из рекламного списка могут оказаться недобросовестными. Фирмы, публикующие материалы в каталогах франшиз не всегда имеют возможность и полномочия проверять юридическую сторону вопроса. Поэтому перед тем как вложить деньги, следует обезопасить себя и самостоятельно провести проверку.
Мы обратились основателю и руководителю компании Franch region Кире Гофштадт с просьбой дать ряд рекомендаций предпринимателям, желающим открыть бизнес по франшизе. Предлагаем вам пять ступеней проверки, пройдя которые вы уменьшите риски вложения капитала.
После того, как вы определились с нишей, в которой намерены вести и развивать свой бизнес и даже выбрали компанию, с которой намерены сотрудничать, соберите информацию о ней. Известность во франшизе очень важный фактор. Для начала следует изучить сайт компании, предоставляющей франшизу. Смотрим, как много информации об этой компании в интернете. Как разработан сайт, насколько он живой, и актуальная ли размещённая здесь информация. Какие группы в соцсетях у компании, и как долго они существуют. Когда начали публиковать посты, что именно там публикуют, и с какой частотой. Чем больше компания, тем важнее ей, чтобы информация о ней публиковалась регулярно, полноценно отражая деятельность и предлагаемые товары и услуги. Насторожить должно, если известная компания, которая расписывает вам свои преимущества при продаже франшизы, полгода не обновляет информацию на сайте и в соцсетях. Очень важно понимать, насколько компания известна. Чем больше её узнаваемость среди населения, тем выше шанс при открытии франшизы, что бизнес у вас начнёт работать с первого дня, и вам не придётся тратить ресурсы на рекламную кампанию.
Важный момент при знакомстве с франшизой - узнать в головном офисе, могут ли организаторы бизнеса дать контакты своих франчайзи (тот, кто уже открыл бизнес по франшизе - прим. ред.). Это самый важный фактор - возможность получения достоверной информации напрямую. Если точка недалеко от вашего города или даже в вашем городе, можно приехать и самостоятельно посмотреть, как она работает, оценить посещаемость и узнаваемость у потребителей. У франчази можно напрямую узнать, как поставляется товар, какие трудности были на первых этапах, насколько надёжный партнёр тот, кто предоставляет вам франшизу. Ещё лучше самим приехать в офис головной компании, познакомиться с их представителями, съездить на производство.
- Каталоги франшиз - это рекламная площадка. Они не могут проверять юридически каждую франшизу, которую размещают. И не могут проверять, на каком этапе франчази не выполняют свои условия. Очень часто этим пользуются мошенники. Есть случаи, когда большие компании не развивают франшизу и не следят за этим направлением на рынке. От их лица с предложением могут выступить мошенники, по сути, продавая воздух. И в данном случае, перед покупкой франшизы, посещение головного офиса компании - обезопасит вас от потери значительной суммы денег. Причём мошенники могут присылать даже товар, вести фейковые страницы в соцсетях. В России многие люди верят на слово, считают неудобным проверку документов и задавание вопросов несколько раз. Такая беспечность даёт широкое поле для деятельности мошенников, - поясняет Кира Гофштадт.
Так как в российском законодательстве нет определения "франчайзинг", "франшиза" и т.п., то при оформлении бизнеса по франшизе могут работать разные виды договоров. Поэтому прежде, чем вложить деньги, позаботьтесь о хорошем юристе, который поможет вам на этом этапе. Чем больше вопросов вы зададите юристу, тем меньше вероятности ошибиться. На словах вам могут рассказывать много всего и обещать поддержку. На первый взгляд и договор может не вызвать сомнений. Но! Даже если вы имеете какой-то опыт в юриспруденции, лучше довериться в этом вопросе профессионалу.
Это достаточно простая процедура. Сейчас очень много источников, которые показывают регистрацию торговой марки. Например, вы купили франшизу какого-то магазина, а торговая марка не зарегистрирована. Ваш сосед посмотрел, что у вас всё идёт хорошо и открыл такой же магазин, с таким же названием, в соседнем доме. Имеет право! А если ваш конкурент ещё и решил зарегистрировать торговую марку и сделал это раньше вас, то через полгода он может вам предъявлять через суд претензию. И вы будете вынуждены закрыть свой бизнес и выплатить штраф соседу. Положительный эффект от такой проверки ещё и в том, что фейковые компании не станут тратить время и средства на регистрацию торговой марки.
Пройдя первые четыре шага, приступайте к изучению рынка именно в вашем регионе. Изучите присутствие конкурентов, от лица клиентов узнайте цену их услуг. Под каким-нибудь предлогом, постарайтесь узнать, примерно сколько клиентов посещают этот магазин или салон. Опасность игнорирования этого пункта: компания может заявлять, что при открытии бизнеса вы начнёте получать сразу большой доход и даже субсидии от государства (если речь идёт о социально ориентированном бизнесе). Но тут два подводных камня - в зависимости от региона, бизнес может работать по разному с разным уровнем цен на услуги или товар. Это во-первых. А во-вторых, субсидии от государства предоставляют не всем и не всегда. В итоге обещания франчайзи могут значительно отличаться от реальности в вашем регионе. Может оказаться, что бизнес не рентабелен. Поэтому очень важно самостоятельно изучить рынок и просчитать финансовую модель.
Добавим, что 24 июня компания Franch region проводит первую в Омске масштабную выставку франшиз (18+).
- Мы организовываем выставки-конференции, которые объединяют инвесторов, самых известных франчайзеров, топ-менеджеров и бизнесменов. На наших выставках компании предлагают свои франшизы, а предприниматели находят выгодные предложения для открытия и масштабирования своего бизнеса. Мы предоставляем массу актуальной информации и экспертных знаний в области франчайзинга, обсуждаем острые юридические аспекты, разбираем тренды маркетинга и продвижения, - пояснила Кира Гофштадт.
В Омске состоится большая конференция, где обсудят:
- как организовать франшизу и построить успешную сеть;
- нужно ли это, в целом, предпринимателю, и будет ли его направление востребовано;
- как проводить оценку бизнеса и подготовиться, чтобы запустить франшизу.
Эксперты, которые ответят на вопросы омских бизнесменов:
Андрей Разуваев, руководитель центра франчайзинга “Франчай”, регионального представителя Российской ассоциации франчайзинга в УрФО.
Виктор Ляшевский, федеральный эксперт по франчайзингу и масштабированию бизнеса, совладелец трёх франшизный сетей, спикер "Деловой среды" от Сбера.
Выставка франшиз откроется 24 июня. Начало в 09:30. Место проведения: ул. Броз Тито, 2, гостинца "Турист". Вход свободный.
На правах рекламы