Зампредседателя омского отделения Русского географического общества, замдиректора Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Алексей Матвеев входит в состав экспедиции на остров Белый, посвящённой изучению событий августа 1944 года, когда немецкая субмарина U-365 атаковала советский конвой БД-5. Его "путевые записки" публикует "Омск Здесь".
24 июля
11.30 - 02.00
11.30. После того, как мы 30 минут назад нашли останки первого человека, все потрясены. Изнутри приходит понимание, что что-то нужно обязательно сделать. Что-то общее, вместе и обязательно хорошее. Алексей Кадуков неожиданно говорит: "Ребята, надо съездить на Базу в часовню. Надо. Саша, поехали". Саша Шлюшинский, Илья Дерюшев и я соглашаемся. Сергея Наталевича почти заставляем поехать с нами. Остальные остаются. Алексей Леонтьев и Илья Шапаренко продолжили снимать на ЭМС размеченный нами над местом находки квадрат 30х40 м, чтобы: а) увидеть, как прибор построит карту с найденным объектом-аномалией; б) найти на прилегающих участках похожие аномалии. Это нужно сделать быстро - до того, как мы закроем могилу брёвнами или досками, которые дадут свои помехи.
Едем. Я вспоминаю, как недавно Алексей рассказал об одном случае. Много лет назад в Севастополе впервые в поисковом выходе он обнаружил останки бойца Красной Армии. В этот же день Алексея, ехавшего на велосипеде, сбила машина. Он отделался общими ушибами и царапинами, пришёл спустя несколько дней к своему начальнику поисковой группы и говорит, мол, так и так - сбили меня. В ответ: "А чему ты удивляешься?".
- Не понял. Так что, что-то со мной должно было случиться?
- Да. Должно.
- А чего Вы меня не предупредили?
- А ты бы поверил? Живой же остался? Остался. А это плата.
- А чего делать теперь?
- Чего хочешь. Попробуй сходить в церковь.
Приехали, переправились, умыли свои песочные лица, переоделись в чистое. Александр взял свечи, которые он на этот случай приобрёл в церковной лавке в Салехарде. Идём. С нами ещё Илья Дерюшев, который снимает нас на камеру. Наверное, хороший, патриотичный такой кусок получится для фильма, который он снимает об экспедиции. Да и ладно. Не важно. Пусть снимает. Есть мысли важнее. Идём. В это время из-за туч показалось солнышко, позолотив купол маленькой часовни.
Зашли внутрь.
Зажгли свечи. Стоим. Плачем. Кто-то, как я - со слезами, кто-то про себя - спазмами в горле. Неправда, что "мужчины не плачут, а огорчаются".
"Господи, мы нашли этих несчастных людей. Сделай милость. Упокой их души! Позаботься о них! Прости нас, что потревожили прах их! Пусть они найдут свой дом! Они так долго страдали! Дай нам спокойствие и твёрдость в деле нашем!" И ещё много слов, которые сейчас уже не вспомнить.
Выходим с Серёжей Наталевичем и устанавливаем наши свечи у мемориала, открытого в 2009 г. и посвящённого трагическим страницам военной Арктики. Под напором ветра свечи сразу гаснут. Но это уже не важно.
Всё. Едем обратно. Алексей Кадуков остаётся проследить, чтобы оставшиеся свечи корректно догорели и не сожгли чудесную часовню Николая Чудотворца. Она была построена рядом с маяком совсем недавно. На часовне установлена мемориальная звонница "Колокола памяти", в которой каждый колокол посвящен своим трагическим событиям.
Переодеваемся в рабочую одежду и назад - к КУНГу. По дороге на побережье находим и загружаем в машину обойму тяжёлых пятиметровых досок, чтобы сделать из них мощное перекрытие. Разгружаемся. Сергей Качан, Дмитрий Голиков с Александром Шлюшинским строят над могилой преграду для любопытных медведей. Я помогаю Шапаренко и Леонтьеву закончить измерения на квадрате. Всё готово. Парни достают "Сигналы охотника" и стреляют в синее небо красными и зелёными ракетами. Не праздничный, а военный салют всем павшим и лежащим сейчас в земле острова Белый. Помолчали. Поехали.
Дома все уже знают о находке. Рабочие нас поздравляют. Сергей Дятченко очень рад. Есть ощущение всеобщей радости. Обедаем. Саша объявляет, что сегодня после обеда мы поедем на рекультивацию Медвежьей горки и шурфов на точке 1, вечером праздник, а завтра выходной. Отличный план! Народ просит у Александра спутниковый телефон и звонит в свои города, сообщая главную новость.
Руководство ЯНАО сообщает Голикову о том, что 1 августа вместе с экологами бортом прибудет судмедэксперт Ирина Плетянова. Саша звонил ей час назад. Она, ожидавшая этого звонка целых шесть дней в Салехарде, даже расплакалась от радости. Значит, за этот час вопрос её прилета успели оперативно согласовать. Плетянова проведёт тысячи измерений костных останков, используя специальную аппаратуру и оборудование. Ждём. Вернее, как ждём. Поставлена задача - раскопать кунгас до 1 числа. Также стало известно, что вертолёта 9 августа не будет. По этой причине целой группе ребят, рассчитывавшей на возвращение домой 10 августа, нужно улетать. Следующий борт только 15-го, если всё будет хорошо. Подхожу к Саше:
- Саш, тебе сколько человек нужно в помощь Ирине?
- Двух достаточно.
- Я тебя не сильно подведу, если улечу первого?
- Нет.
-Тогда я улечу первого, но сначала откопаем кунгас.
- Хорошо.
Отобедали и выехали на работу. На "Медвежьей горке" нужно закидать песочные кубометры обратно. Здесь работает команда "ААА" - Кадуков, Леонтьев, Матвеев. Все Алексеи. Максим Егоров и Сергей Наталевич продолжают работу с металлодетектором на побережье. Голиков и Качан уезжают на ТРЭКОЛе на точку 1 забрасывать многочисленные шурфы. Мы наблюдаем их в одном километре от себя. Благо погода прекрасная. Солнце.
На дно нашего раскопа укладываем импровизированную стрелку из бревен, указывающую на то место побережья, где нашли могилу.
Через час работы начинаем раздеваться. Температура за бортом нашей одежды тоже растёт. Наверное до +15 градусов. Остаёмся в футболках.
За работой обсудили политические перспективы РФ, детей, концепции научной фантастики 1970-х годов, снова детей, здоровье и культуру вождения автомобиля в разных городах. Через два часа махания лопатами заканчиваем засыпать раскоп. Подъезжают Дима с Сергеем, мы грузимся, забираем Макса и Сергея и едем домой. Настроение отличное. Погода прекрасная. За окнами вездехода плещется тёплое Карское море. Как в песне: "Море поёт, волна зовёт". Возникает тема.
- Ребята, нужно искупаться в море. А то на море были и не поплавали. Когда ещё?
- Нужно как-нибудь.
- А чего тянуть? Давайте сейчас и искупаемся.
- А давайте.
- Игорь, останови, пожалуйста, машину.
Игорь Дятченко в шутку спрашивает: "Вам на каком пляже?".
- Здесь вот нам подходит, товарищ водитель.
Раздеваемся в салоне, поскольку понимаем, что время, проведенное на улице, нужно будет сократить максимально. Идёт возня, поскольку пространство ТРЭКОЛа стеснено. Кто-то кому-то локтем в лоб заехал, когда раздевался. Кто-то кого-то толкнул. Одежды много. Но настроение отличное.
Эх. Выдохнул и побежал рядом с другими. Карское море в прибрежной зоне острова Белый мелкое, и чтобы окунуться с головой, нужно бежать метров 50. Их у нас нет. Вода очень хххолодная. Но Байкал холоднее. Пробежали метров 20, макнулись раз-два, и обратно бегом. На пляже делаем фото. Кто определит по фото, что это Карское море?
А вечером были баня и праздник.