Перспективы новых транспортных схем в рамках изменившейся ситуации в Евразии
Формирование независимого центра экономики и финансов на основе Таможенного Союза (Евразийское экономическое содружество или ЕАЭС) уже начато. С 1 января 2015 года Россия, Казахстан и Белоруссия дают старт первому полноценному объединению в Евразии со времени распада СССР. К этому союзу стороны шли долго, проходя сложные этапы переговоров, недопонимания, расхождений во взглядах, - всё это позади, выработаны регламенты нового объединения, подписаны документы на высшем уровне. Конфигурация Евразии с нового года значительно меняется: российская Сибирь и северная часть Казахстана превращаются в географическое ядро нового Союза. С учётом обозначенных Президентом России акцентов на развитие Арктики, Сибири и Дальнего Востока, созданы предпосылки для новых перспективных транспортных схем Евразии. Наиболее выгодным в этом плане центром будущего транспортного евразийского хаба становится Омск. При дальнейшем росте Союза в Евразии значение этого миллионного города в Западной Сибири будет только расти, ведь сегодня речь идёт о дальнейшем перспективном расширении будущего континентального объединения: южнее Казахстана его участниками станут Киргизия, Таджикистан. Пока неясна роль в данной конфигурации Афганистана, но далее на юге находится огромный Пакистан и вторая после Китая по численности населения страна - Индия. ЕАЭС даже на уровне постоянных экономических контактов с Пакистаном и Индией получает для себя мощнейший рынок сбыта, куда более серьёзный, чем Европа или Юго-Восточная Азия. Добавим к этому списку замыкающий с юга контур Евразии почти 100-миллионный Иран, находящийся в довольно позитивных отношениях с Россией, Казахстаном и Белоруссией, и мы получим потенциальную стабильность в Средней Азии, а также ещё один сильный очаг производственной кооперации и сбыта товаров ЕАЭС. Как известно, о возможном присоединении Турции, Армении и даже Израиля к Таможенному Союзу в самих этих государствах говорят много, но пока лишь Армения наиболее близка к фактическому вступлению в организацию. С востока добрососедские отношения поддерживаются с Китаем, далее на юго-восток - с Вьетнамом (страна выражает желание участвовать в формирующемся Союзе). Финансовые центры Азии в Гонконге и Сингапуре уже фактически задействованы в работе ЕАЭС. Таким образом, складывающаяся конфигурация говорит о начале формирования евразийского единого пространства, своего рода новой мировой экономики, которая в разы сильнее англо-американской по своему потенциалу.
Для сибирских регионов России при новом раскладе возникла отличная возможность из провинциальных превратиться чуть ли не в центральные, на новых транспортных коммуникациях Евразии. Но для использования выгод ситуации необходимо понимание её перспектив и особенностей на уровне лидеров регионов, бизнеса, учёных и представителей СМИ. Например, Институт демографии, миграции и регионального развития ещё в марте 2014 года представил в Омске уникальный проект экономического развития "73-й меридиан", который подразумевает создание евразийского товарно-транспортного коридора по линии Арктика (новый центр роста России) - Западная Сибирь (Омск) - Казахстан и далее на юг, включая Пакистан. По сути это проект создания новой экономической системы мирового уровня без какой-либо привязки к США, Европе или Китаю.
В деловых кругах России идёт активное обсуждение новых реалий. В частности, 3 октября, в Москве состоялось первое заседание комитета общественной организации "Деловая Россия" по делам СНГ и формированию Единого экономического пространства. Сформированный комитет будет функционировать для содействия реализации союзной экономической интеграции, работы с национальными и наднациональными органами управления и налаживания деловых контактов, ускорения обмена информацией и более тесного взаимодействия производственных, коммерческих, банковских и других хозяйственных структур государств-членов СНГ и ЕАЭС.
- Перспективы объединения в новую модель сотрудничества - это, с одной стороны, ответ на актуальные вызовы глобальных экономических трансформаций, а с другой, это будет способствовать дальнейшей интеграции, взаимопроникновению и повлечёт за собой серьёзный рост наших национальных экономик, и в целом экономики стран Евразийского экономического союза, на мировых рынках, - заявил председатель комитета, член генсовета "Деловой России", генеральный директор Межгосударственной корпорации развития Иван Поляков. Он также наметил самые актуальные вопросы повестки: переориентация бизнес-контактов на страны ЕАЭС, уже являющиеся членами или заявившие о своём желании войти в его состав, и ШОС, улучшение инвестиционного климата как гарантия стабильности бизнеса в условиях санкций западных стран.
По мнению председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, в текущих условиях жёсткой конкуренции с США, Евросоюзом и Китаем России необходимо менять экономическую модель, запускать новую индустриализацию и создавать опорные точки экономического роста. "Мы как экономика являемся производной функцией от не устанавливаемой нами цены на нефть", - говорит Крупнов. По его мнению, санкции не только обнажили эти структурные проблемы, но и дают шанс на их исправление. К примеру, таким шансом может стать Индо-Сибирский проект, когда в Единое экономическое пространство должны быть интегрированы не только бывшие советские среднеазиатские республики, но и Иран, Пакистан и Индия. Например у Пакистана есть потребность в электроэнергетике, и эту нишу могут занять российские производители.
В прошлом году Тегеран заговорил о возможности присоединиться к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Эта возможность обсуждалась как властями Ирана, так и лидерами стран ЕАЭС. В принципе, Тегеран может войти в интеграционное объединение как "донор", поскольку уже показал себя надёжным инвестором в Таджикистане, где реализовал несколько крупных проектов - строительство ГЭС "Сангтуда-2" стоимостью 220 млн долл., а также Анзобского тоннеля, соединяющего Душанбе с городом Худжанд. В стадии подготовки к реализации находится ещё ряд проектов. С Ираном у сибиряков хороший опыт сотрудничества: с середины 90-х до почти конца первого десятилетия 21 века в Тегеране, Машхаде и других крупных центрах этой страны работали сотни пилотов, техников, инженеров - российская региональная авиация, чтобы выжить, уходила на своих тогда ещё многочисленных Ту-154 на персидские маршруты. В частности, такой авиакомпанией была "Омскавиа". В 2003 году миссия омской торгово-промышленной палаты побывала в Тегеране, где обсуждалось много перспектив сотрудничества. Но тогда Россия упорно шла в западном направлении, попросту не понимая, что деньги и развитие можно найти совсем в другом месте, с куда меньшими потерями для своей экономической независимости…
Сегодня развитие технологий и рост экономик региональных центров Евразии уже очевиден. Одной из сложнейших, но вполне выполнимых задач на ближайшее будущее в России может стать изменение мышления областных и краевых руководителей. Многие из них воспринимают ситуацию, исходя из стандартизированного мышления 90-х годов прошлого века: США, Европа и Китай - а других стран вроде как и нет. Но на дворе совсем иная эпоха, а значит необходимо действовать, исходя из её реалий и вызовов. И действовать нужно уже сейчас.