В интервью "Омск Здесь" она рассказала о том, что стало её главным источником вдохновения, кого можно назвать профессиональным писателем, как совмещать литературное творчество с общественной работой, каково слышать свой текст с театральной сцены и о чём её просили написать теленгиты, а также показала "Текстуры Омска" и свои картины.
- Вероника, поэзия и живопись - ваши основные направления в творчестве. А что появилось в вашей жизни раньше? Почему предпочли профессиональное литературное образование художественно-изобразительному?
- В чём-то здесь воля случая. После школы я поступала на худграф, был бешеный конкурс, и мне не хватило одного балла! Живопись, рисунок, композицию - всё сдала на "отлично", а на черчении поставила вектор не в ту сторону (дома восстановила чертёж). Вектор оказался судьбоносным. Не поступив, стала работать на заводе транспортного машиностроения, встретила там будущего мужа, стихи начала сочинять. А когда была издана моя первая книга, я ощутила, насколько важна для меня поэзия. И, как в каждом деле, здесь нужно совершенствоваться. Поэтому подала документы в Литературный институт имени Горького и поступила с первого раза.
Живопись никуда не делась, периодически я пишу. Раньше часто выходила на пленэры, даже в горы с этюдником ездила. А дворики на улице Волочаевской, Зелёный остров запечатлены, наверное, со всех ракурсов. Особенно, когда цветут яблони и сирень. Так я определилась с жанром: пейзаж. Тема Алтая появилась позже. Работаю дома, маслом, а эскизы на природе делаю акварелью. В прошлом году брала краски к подножью Белухи - и вот счастье! - рисовала с натуры свою любимую гору. В Омске мои пейзажи можно увидеть на выставках.
- Каким образом Алтай стал вашей основной творческой темой? О чём ещё пишете?
- На самом деле пишу я о многом и разном. Об одном цветении весеннем можно книгу издать. И о любви - отдельную. Лучшие, знаковые стихотворения (трудно было выбрать из сотен текстов) вошли в сборник "Снегопад - проводник" в серии "Поэзия омского Лукоморья", составленный В. М. Физиковым. А тема Алтая - неисчерпаемая, благодатная "золотая жила", которую мне повезло найти.
На Алтай я начала ездить 20 лет назад, и меня поразила мощь и красота алтайской природы! Притянула. Я сплавлялась по Катуни, Чуе, Башкаусу, Чулышману, ходила в конные походы и в один прекрасный момент решила сделать походы своей работой на лето. Отучилась на курсах инструкторов по туризму и вот уже 11 сезонов отработала. Это удача, счастье - найти ещё одно дело, которое тебе нравится! И, водя маршруты к Шавлинским озёрам, к Белухе, по Улаганскону плато, по Укоку и в других заповедных местах, конечно, я стала писать о них. Но не просто восхищённо отражая природу, а сюжетно.
Например, ласточка свила гнездо в аиле; жеребят отбивают от кобыл; конь провалился на старом мосту, мы его вытащили, но, согласно местным поверьям, "когда в тайге погибает конь, спасается человек!" Жеребец отогнал волков, напавших на табун. Мой друг застрелил волка, который преследовал нас… В каждом моменте - своя драматургия, и я переношу её в стихотворения.
Часто езжу в деревню Балыктуюль в Улаганском районе, скакать на коне, для себя, без туристов. Там общаюсь с местными теленгитами. Они рассказывают мне легенды, разные истории, местные приметы. Например, спрашиваю у одного: "Как у вас тайга называется?" Мне в ответ: "Твёрдая и мягкая". И объясняет, что это такое. Я, впечатлённая, пишу стихотворение.
Другой теленгит попросил прямо: "Напиши, Вероника, как кедры плачут! Мы их трясём, колотушкой бьём по ним, а они плачут… но орехи-то надо собирать". Я в тот же день пишу "Плач кедра". И про Пазырыкские курганы, разрытые и разграбленные, мне своё мнение алтайцы высказывали.
Вместе с теленгитами я и коней искала в тайге, и табуны к деревне гнала, жила в зимовьях - и всё это стало темой для песни. На Алтае у меня совершенно другая, трудная, но удивительная, отличная от городской жизнь. Как не писать об этом? И стихами, и прозой.
Фото увеличиваются по клику
- О чём ваша повесть "Кара-Ак-Таш" и когда читателям ждать вторую часть?
- Это этническое фэнтези, в основе которого - алтайские мифы и легенды. Вещь приключенческая. Главная героиня - одиннадцатилетняя современная девочка. Герой… но я не буду раскрывать все карты. Герой должен выбрать светлую или тёмную сторону, чем-то неизбежно пожертвовать. Книга о ценности дружбы и жизни, о глубинной взаимосвязи человека и природы.
С написанием второй книги всё сложно. Я её начала, но вдруг меня перестал увлекать сам жанр фэнтези. Возможно, всё придётся переписывать в другом жанре, делать на стыке жанров… Но как раз такая суперзадача мне и интересна!
- У вас десять поэтических книг, две прозаические, а где ещё публиковались ваши произведения? Есть ли у вас неизданные тексты?
- Практически все мои лучшие стихотворения, кроме книг, изданы в журналах и альманахах "Арион", "День и ночь", "После 12", "Сибирские огни", "Мурзилка", "Огни Кузбасса", "Москва", "Под часами", "Складчина", "Урал", в "Литературной газете" и другой периодике.
Но дальнейшая судьба некоторых литературных произведений не зависит только от автора. В моём "писательском столе" лежит готовое либретто к рок-опере "Вий". К нему и музыка есть, и записано несколько арий, но до воплощения на сцене дело пока не дошло. Есть пьеса по известной повести Гуго Вормсбехера. Я даже летала в Москву, разговаривала с ним, показывала текст, просила разрешения оставить главного героя живым в пьесе. Разрешение-то я получила, но моя пьеса, заказанная театром, так и не была поставлена. И, скажем так, литературная составляющая здесь ни при чём.
Фото: Ирина Четвергова
Часть рассказов не опубликована. Отложено в "долгий ящик" "Путешествие трёх красок". Это познавательная, детективная история для детей, действие в которой происходит в нашем музее имени М. А. Врубеля. Музеем заказанная, одобренная, оплаченная, она так и не дошла до читателя.
Но я уже оставила всё это "с той стороны перевала", возвращаться не собираюсь. Иду дальше. Возможно, сотни неизданных страниц помогли мне найти верный образ, точное слово в каком-то стихотворении. Значит, написаны были не зря. Однако сборник рассказов сделать планирую. Опубликованных в периодике и неизданных. В основном это реализм и мистический реализм. Новые стихотворения для детей, рассыпанные по разным периодическим изданиям, хотелось бы в отдельную книгу собрать.
- А какие ваши драматургические произведения зритель увидел?
- Пьеса "В чём секрет волшебства?", моя первая инсценировка по русским народным сказкам, уже много лет идёт в "Театре живописи". Спасибо Николаю Ивановичу Михалевскому, замечательному актеру и режиссёру, который дал мне возможность поработать для театра и многому научил!
Спектакль "Новогодний поросёнок" по сказке Сергея Козлова, которую я дополнила и тексты песен написала, после омского ТЮЗа поставил Свердловский академический театр драмы. Премьера состоялась этой весной. Собственно, я автор либретто. Спектакль по моей пьесе "Сказка о Снежной королеве" поставлен Северным драматическим театром имени М. А. Ульянова.
Волшебное чувство - сидя в зале слушать, как герои на сцене произносят твои слова!
Свою пьесу "Шаман" (опубликована в журнале "Сибирские огни") слушала в читке, в Новосибирске. Думаю, если дело дойдёт до постановки, её надо сокращать. Кстати, прототип главного героя - реальный человек, шаман из Ханты-Мансийска. Я не только отразила в пьесе часть его жизн, - как именно он стал шаманом, но и показывала ему текст. Спрашивала, как бы он поступил на месте главного героя. И я благодарна этому человеку за творческий импульс. Благодарна судьбе за то, что мне часто встречаются интересные люди с уникальным опытом.
Кадры с моноспектакля "Заповедная поэзия: из Омска на Алтай". Фото: Ульяна Храмовских (увеличиваются по клику)
25 ноября в Областной библиотеке для детей и юношества состоялся мой моноспектакль "Заповедная поэзия: из Омска на Алтай". Я читала стихи, посвящённые Сибири и Алтаю, в сопровождении собственных коротких видеороликов. Зрители увидели Шавлинские озёра, Катунь, Белуху, Улаганское плато, плоскогорье Укок и многое другое. Моменты алтайской жизни и реалии походов, табуны коней и преодоление на рафте горных рек. Дважды показала программу и уже много душевных, хороших отзывов получила. Рада, что проект удался. Будут ещё показы. А специально для премьеры развесила в библиотеке и свои картины, пейзажи Алтая. Благодарю Областную библиотеку для детей и юношества за поддержку!
- Вы возглавляете Омское региональное отделение Союза российских писателей. В чём видите основные цели и задачи союза и лито? Чем вас лично привлекает работа на благо писательского сообщества?
- Недавно состоялся наш XV региональный литературный семинар "ПарОм". Благодарю коллег из Омского отделения Союза российских писателей Алексея Декельбаума, Наталью Семёнову, Дмитрия Овсянникова, Ирину Четвергову, Татьяну Кобылинскую за плодотворную работу, за поддержку! Неделю назад происходило это знаменательное событие, а до сих пор чувствую мощную творческую энергию нашего общения, обсуждений рукописей. С каждым годом работа Омского отделения СРП с пишущей молодёжью набирает обороты. К нам на "ПарОм" приходят новые интересные авторы, даже приезжают из других регионов или общаются с нами по видеосвязи. В этот раз приехали в Омск авторы из Новосибирска, Томска, Нижнего Тагила. По видеосвязи были участники из Москвы, Севастополя, Оренбурга, Красноярска, Димитровграда, Королёва. Оттачивали писательское мастерство и начинающие авторы, и уже имеющие опыт.
Участники литературного семинара "ПарОм" в 2025 г. Фото: Ирина Четвергова (увеличивается по клику)
Думаю, цель писательского сообщества - найти точки соприкосновения творческих людей для создания совместных проектов.
Однако писатель - это не менеджер, не администратор, не массовик-затейник, а прежде всего творец и занимается своими произведениями. То, что у некоторых авторов находятся время и силы на общественную работу, - приветствуется. Я считаю, что постоянно и целенаправленно подготавливать и проводить литературные мероприятия должны министерства и департаменты культуры. Иначе зачем они созданы?
Вероника Шелленберг с Алексеем Декельбаумом и Юлией Гехт. Фото: Ирина Четвергова
Для меня личное творчество приоритетно. Проектами я занимаюсь, если они интересны для меня и людей, близких по духу. Конечно, это "ПарОм" и "Текстуры Омска" - литературно-краеведческий электронный ресурс на онлайн-карте, в котором стихотворения разных авторов размещены с привязкой к геолокации. Пять лет назад "Текстуры Омска" придумала Наталья Семёнова, я - поддержала. Иван Харламов технически нам её сделал. Я начала искать тематические стихи, заполнять карту и периодически её дополняю, а Наталья занимается продвижением нашего проекта. Недавно Ирина Четвергова подключилась. Придумала и организовала, совместно с Областной библиотекой для детей и юношества, конкурс "Ласковый город, спасибо тебе!", и нам прислали тексты с топонимами 32 автора! Теперь в "Текстурах Омска" уже 330 произведений. Некоторые из них сопровождаются фотографиями места, о котором идёт речь в стихотворении.
Я рада, проект, который мы организовали и делаем безвозмездно, просто потому что нам это интересно, делаем из любви к поэзии и родному краю, - получил широкий отклик. "Текстуры Омска" читают, они востребованы и, действительно, уникальны. Такая стихотворная карта - единственная в России. Думаю, это и есть настоящее проявление патриотизма. То, о чём вы спрашивали меня в студии.
- Кого можно назвать профессиональным писателем? Что вам дал единственный в стране литинститут?
- Все писательские союзы - общественные организации. В них состоят профессиональные учителя, филологи, журналисты, врачи, архитекторы, актёры и так далее, которые занимаются творчеством в свободное от основной работы время. Такое занятие достойно уважения и поддержки. А состоявшиеся тексты - достойны публикаций и всегда находят своего читателя! Единицы людей действительно живут писательским трудом, и это нормально. В основном это сценаристы, драматурги и прозаики, работающие по договору с издательствами. С другой стороны, хорошая современная литература не равно хорошо продаваемая. А врач может быть гениальным писателем - Антон Павлович Чехов тому пример.
В нашей стране, действительно, только одно учебное заведение готовит профессиональных писателей - Литературный институт имени Горького. Я - выпускница факультета "Поэзия". Литинститут мне многое дал в плане мастерства и умения правильно воспринимать критику. Но никто не подарит человеку творческие идеи, оригинальные образы - ни институт, ни организация. Некоторые мои сокурсники занимаются далёкими от литературы делами и прекрасно живут. А я вот не могу жить без поэзии. Перефразируя Высоцкого: "Я пишу, и, значит, я живу!"
- Так каковы критерии профессионализма?
- Думаю, надо иначе подходить к этому вопросу: существуют писатели талантливые и посредственные. Есть те, кто после всплеска вдохновения работает над текстами, оттачивает своё мастерство, равняется на лучшие образцы мировой литературы. А есть, извините, графоманы, для которых важны лайки в соцсетях. Но между ними - огромный пласт людей увлечённых, для которых писательство - цветное дополнение к серым будням.
А кто останется в великой русской литературе - покажет время.
- Назовите десять ваших любимых писателей-прозаиков.
- Алексей Толстой, Николай Васильевич Гоголь, Григорий Данилевский, Михаил Булгаков, Евгений Шварц, Тамара Крюкова, Лион Фейхтвангер, Эрнест Сентон-Томпсон, Хорхе Луи Борхес… и, удивитесь, Стивен Кинг.
Первым романом, который я прочла, помнится, в пятом классе, был "Пётр Первый" Алексея Толстого. С тех пор от чтения меня было не оторвать. Многие любимые книги перечитываю и фрагментарно даже знаю наизусть.
- Что составляет для вас опору в жизни? От чего вы бы никогда не отказались?
- Семья. Алтай. Россия.
- О чём мечтается? Какие вершины - не только географические - хочется одолеть? Что новое открыть для себя и в себе?
- "Мечтай" у меня рифмуется на "Алтай", я ещё там не всё открыла. На самом деле, я не из тех, кто "лежит по направлению к мечте". Я всегда в процессе реализации мечты. Недавно опять вернулась из Балыктуюля, где скакала галопом на своём любимом коне. Теперь привожу в порядок новые стихи, обдумываю новую картину… Но есть одна большая просьба к небесам: чтобы меня не покидало желание творить!
Фото: Илья Петров, Ирина Четвергова, Ульяна Храмовских