В интервью "Омск Здесь" Антон Коненков расскажет, что помогло ему обратить на себя внимание членов жюри премии, как попал в Северодвинск и чем это событие обернулось для него и его творчества, какие личности его вдохновляют и почему отказался от идеи быть "удобным для чтения".
- Что способствовало формированию вас как писателя?
- В основном родители. Мать - Ирина Степановна Медушкина, сама писала стихи, печаталась во многих сборниках, имела массу талантов и увлечений. Отец - Евгений Юрьевич Коненков в свободное от основной работы время самостоятельно изучал литературоведение, историю, политологию. Специально приобщать меня к какой-то деятельности не пытались, но, когда в разговорах родителей с друзьями и знакомыми то и дело проскакивают истории то о том, что стихи мамы читал на радио Тимофей Белозёров, то о том, как отец с лучшим другом обсуждали с Борисом Стругацким у него на кухне сотрудничество братьев Стругацких с Тарковским, то о случайном знакомстве отца с Розенбаумом, - как-то сам по себе проникаешься всей этой атмосферой.
- Кем были ваши родители по профессии? И как вы выбрали свой профессиональный путь? Вы ведь работаете на ПО "Полёт", чем вы там занимаетесь?
- По профессии моя мать была художником-оформителем, хотя в итоге пробовала себя в массе самых разных занятий и увлечений, а отец изначально - электрик, позднее ушедший в рекламный бизнес. Мой же выбор профессии был скорее длинной чередой случайностей и совпадений, идеально сошедшихся в одном направлении. За годы работы на ПО "Полёт" я успел побыть и мастером, и начальником технологического бюро, и заместителем начальника цеха, и ведущим инженером. Сейчас реализую накопленные опыт и знания в работе с документацией, с одной стороны, рутинной, с другой - связанной с очень бурной деятельностью и постоянным решением бесконечных нестандартных задач.
- Сейчас вы пишете о Севере. Как впервые там оказались?
- На севере я был однажды, когда, учась в университете, был на практике на космодроме "Плесецк". В свободные выходные нам с друзьями удалось немного поездить по Архангельской области, добраться до Северодвинска и заночевать на побережье Белого моря. Жаркий солнечный день, холодная вода, вид на закат с холма у берега, сосновый бор за спиной - очень располагающая к размышлениям атмосфера. Причём в голову приходит столько всего, что даже осознать не успеваешь, а уже потом, отойдя от эмоций, годами понемногу всё это додумываешь, когда случаются подходящие настроения.
- А о чём писали до того, как вас увлекли северные мотивы?
- В этом году вы приняли участие в премии им. Достоевского и стали лауреатом первой степени в номинации "Проза". Знакомы ли вы с другими участниками премии и их текстами? Если да, что можете в них отметить?
- К сожалению, как человек, во многом далёкий от литературных кругов, не был знаком с другими номинантами премии до участия в ней. Теперь же очень заинтересован и планирую по возможности ознакомиться с их творчеством.
- Как ваши произведения увидели свет? Когда вы поняли, что готовы поделиться ими с публикой?
- Я до поры до времени вообще об этом не думал. Я писал потому, что мне это было интересно. Показывал друзьям, кто тоже таким интересуется. И не рассчитывал, что моё творчество будет публиковаться и пользоваться успехом и вниманием. Но мне повезло, что жизнь свела меня с очень интересным человеком - Игорем Владимировичем Егоровым. Это главный редактор омского литературного журнала "Иртышъ-Омь". Мне стало интересно узнать мнение профессионала по поводу того, что я пишу, - это нечто любительское или в этом есть действительно что-то стоящее. Я показал ему свои тексты, они ему понравились. И он предложил их опубликовать, я решил, почему бы и нет. В конце концов если профессионал такого уровня предлагает, то ему явно виднее, чем мне.
- Как вы считаете, в чём секрет успеха вашего рассказа "Земля снов", за который вы и получили премию?
- Может быть, в том, что я сознательно решил в некоторой степени быть старомодным, то есть не осовременивать персонажей и язык, которым я пишу, а строить текст, как это делали 100 лет назад. Это интересный вызов для меня, раньше я этого совершенно не умел, пытался писать что-то современное. А потом решил, что, если мне так нравится классическая литература, почему бы не попробовать перенять её стиль и язык. Может быть, на этой почве мой рассказ и выделился.
Касательно тематики моих текстов, чтобы написать что-то правдоподобное о народах, населяющих Север, и их быте, мне приходится очень много читать и смотреть передач о людях, которые жили в таких племенах или соседствовали с ними. В процессе я и сам узнаю очень много нового и интересного.
- А на каких класических писателей вы ориентируетесь?
- По большей части это был Г. Ф. Лавкрафт - поначалу старомодная, иногда очень громоздкая манера выражаться мешала мне проникнуться его творчеством, а потом я понял, что сам всегда любил длинные предложения и многоэтажные обороты, но старался их избегать, считая, что так проще и удобнее другим. Через удовольствие от чтения и слушания произведений Лавкрафта я и для себя пришёл к тому, что получать удовольствие от написанного куда важнее, чем пытаться быть "удобным для чтения".
- Кто ваши кумиры? Почему? И какие их таланты или сильные стороны вы хотели бы иметь и развивать в себе?
- Сложно сказать. Мы постоянно меняемся, и вместе с этим меняется то, что нам нравится в людях, восхищает и привлекает внимание. Если обобщить, я восхищаюсь теми, кто сочетает в себе непосредственность и упрямство - умение уверенно делать что-то, что важно для тебя и приносит удовольствие, не боясь показаться странным, нелепым или смешным. Кроме названного выше Лавкрафта, это, например, Квентин Тарантино, собирающий из миллиона отсылок к старому что-то совершенно новое, Тим Бёртон с его неповторимым миром навсегда запоминающихся образов, Стивен Кинг, с невероятной продуктивностью играющий сразу на всех возможных человеческих слабостях и страхах. Хочется больше подобного в себе и меньше всего, что этому мешает. Звучит одновременно как отличный план и как верный путь, у которого нет конкретной конечной цели.
- Быть писателем в Омске перспективно? Какие у вас планы на литературном поприще?
- Совершенно не думал о перспективах, да и сейчас мало что изменилось в этом плане. Я начал писать по принципу "делай что должен, и будь что будет" и теперь продолжаю в том же ключе - просто делаю то, что мне очень хочется, а будут ли у этого какие-то перспективы - решать читателям и литературным профессионалам. В любом случае в Омске, как и везде, есть немало возможностей для роста и развития при наличии стремления к ним.
По поводу планов - хочу дописать/написать и сформировать в цельный сборник рассказы со схожей тематикой - фантастика, мистика, хоррор, этника, возможно, разбавив их соответствующими стихами и другими формами. Для моих нынешних темпов написания не менее десяти рассказов (а то и намного больше), да ещё и с поэзией на тему, - задача очень масштабная. Иногда сам не рад, что не задумал в своё время что-нибудь попроще, но идея мне настолько нравится, что придётся воплощать.
- В чём ещё вы находите отдушину? Какие у вас увлечения и как проводите свободное время?
- Как по-вашему, искусство для человека или человек для искусства?
- Искусство - для человека воспринимающего.
Человек же, искусство создающий, - сам для него. Делать что-то новое, по крайней мере для меня - это не блажь, не развлечение, не досуг и даже не хобби. Это острая потребность, постоянное внутреннее стремление, требующее выхода и создающее дискомфорт, этого выхода не получая. Банальное "если можете не писать - не пишите" - я не могу, поэтому пишу.
Фото: скриншоты программы "Встречи с автором", а также предоставлены героем публикации