С 7 по 15 февраля в Омске состоится третий межрегиональный открытый конкурс исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени Вильгельма Шпета (6+). Приём заявок завершился на этой неделе, и жюри приступают к отсмотру видеовизиток и отбору музыкантов на следующий тур.
В преддверии крупнейшего соревнования юных скрипачей, виолончелистов и альтистов "Омск Здесь" продолжает знакомить своих читателей с членами жюри, а также рассказывает, как сложился творческий путь лауреатов конкурса предыдущих лет. Сегодня мы беседуем с главным дирижёром конкурса, членом жюри по специальностям "скрипка", "альт", "виолончель", главным дирижёром и художественным руководителем Международного симфонического оркестра "Таврический", народным артистом Кабардино-Балкарской республики Михаилом Голиковым.
Об опыте и о том, как не "сойти на нет"
Быть первым, но не для того, чтобы выиграть у всех, а для того, чтобы совершенствоваться. Не всегда дети это сразу понимают. В хорошем смысле дух соревновательности никогда никому не мешал. И конкурсы, как и чемпионаты у спортсменов, очень плотно и прочно входят в жизнь ребёнка с самых ранних лет. Но есть большая разница с просто соревновательной частью. Ведь экзамен в школе - это тоже соревнование. И если твоему другу поставили "пятёрку", а тебе "пятёрку с минусом", это как минимум на год уже расстройство. Но это и подстегивает заниматься. Заниматься для того, чтобы совершенствоваться и в следующий раз быть лучше.
Нужно ли ребёнку участвовать в конкурсе, если он ещё сегодня не готов? Да. Ничего страшного, всё постигается опытом. Мы можем говорить о таланте ребёнка, о школе, базе, которую в него вложил педагог, а дальше мы это всё умножаем на опыт. И вот насколько больше будет опыта, настолько выше будет вероятность, что совокупность базовых каких-то значений в итоге перерастёт в абсолютное значение мастера. Ведь главная задача любых конкурсов - это дать возможность, трамплин, чтоб прыгнуть в категорию мастеров.
В музыке и в музыкальных конкурсах очень важно, а что дальше будет с этими конкурсантами, куда они действительно пойдут. Вот этот выступил хорошо, но он раскрыл свой талант на максимуме вот на этой черте. Этот выступил чуть хуже, даже в двух тактах того произведения, которое он играл, он показал возможность роста, гораздо более дальнего своего творческого пути. Любой профессиональный член жюри об этом будет думать, это будет обсуждаться, и, возможно, оценка ребенку с перспективой будет выше. Поэтому я всегда советую участникам любого конкурса вне зависимости от возраста не стесняться. Лучше делать что-то с перебором (даже если что-то не получилось), чем выйти скромно и скромно показать свой результат. Потому что скромный результат - это, условно, пятое место. Ну, кому-то, может быть, первого места не надо, пятое тоже хорошо. Но что дальше будет с этим пятым местом? Оно превратится в 10-е, в 25-е, в 505-е, и это случается очень быстро. Такой участник может "сойти на нет". Поэтому не стесняйтесь давать максимально много того, что у вас есть внутри.
О создании доверия между конкурсантами и оркестром
Для этого и есть я - дирижёр. Дирижёр здесь - важнейший медиум. Какой бы ни был талантливый молодой музыкант, он молодой, у него ещё мало опыта. Какой бы ни был уже немолодой музыкант в оркестре, он мастер, он прошёл свой путь, он знает больше, его опыт значительно выше, чем у юного исполнителя. И вот здесь, безусловно, роль дирижера основополагающая. Мне довелось в жизни много принимать участие в конкурсах и как члену жюри, со стороны смотрящему, и как участнику самих выступлений в качестве дирижёра. И этот момент самый сложный, самый ответственный, в первую очередь, для меня. Потому что от того, насколько удобно, комфортно будет тому или иному участнику конкурса выступать с оркестром, будет зависеть, насколько он сможет меньше потерять своих накопленных подготовительных знаний и исполнительского мастерства и донести до жюри максимально объективную картину, представляющую его как личность уже.
Об отличии исполнителей на смычковых инструментах
Кто-то провёл детство с футбольным мячом и время от времени поигрывал на чём-то. Кто-то провёл детство со стульчиком, сидя за роялем по восемь часов (у меня было так). Кто-то провёл детство в обнимку со скрипкой и смычком: в то время, как дети бегали на улице, он пилил. И кто-то "дул" длинные ноты. И это совершенно разный "формирователь" личности. Конечно, струнники очень сильно отличаются от любых других музыкантов, но в первую очередь слухом. Я ни в коем случае не брошу камень в сторону духовиков, что у них плохой слух. Он разный. Зачастую тонкость и острота слуха для струнника гораздо важнее, потому что нужно найти идеальную интонацию, когда полмикрона поворота пальца на струне - это уже совершенно разная интонация в ноте. Это формируется с детства и очень отличает. Даже уже юные исполнители, солисты на сцене остро реагируют на фальш в оркестре, потому что они это слышат, они привыкли это слышать у себя, они на это заточены. Другие инструменты чуть по-другому реагируют: они больше слышат себя, чем то, что вокруг. Это тоже нормально, это особенность их игры. Мне кажется, что исполнители на струнных, смычковых инструментах отличаются ещё и отношением к этому звучанию. Всё-таки дерево, струна, смычок создают свой мир тембра, своих обертонов, которые в конечном итоге и являются той точкой роста для любого исполнителя на скрипке, альте, виолончели или даже на контрабасе, которая ведёт молодого музыканта к позиции мастера. Когда ты не просто можешь виртуозно сыграть сложнейшие из концертов, написанных в истории музыкальной литературы, но и найти такой звук, который тронет. Каждому исполнителю на струнно-смычковых инструментах очень близко это понятие. Я не струнник, я пианист, но понимаю, что отношение к звуку совершенно иное. Не умаляю достоинства того, что каждый исполнитель на своем инструменте ищет звук, но по-разному.
О выборе программы и пробелах, которые важнее достижений
Открою главный секрет. Исполнители в молодом возрасте нечасто выбирают себе программу. В основном (и это правильно) программу выбирает педагог. Я знаю хороших, ярких молодых исполнителей (некоторых из них лично опекаю, пестую), которые очень любят сами себе выбирать программу, потому что им кажется, что вот это у них будет звучать гораздо ярче. Как правило, это дети, уровень развития и роста которых несколько опережает данные с детства. Это немного гипертрофированные в своём развитии дети. И здесь я их очень строго ругаю. Говорю: нельзя брать на себя ответственность того процесса, за который сегодня ответственен твой педагог. Если с педагогом есть настоящая, хорошая, правильная связь не только как с мэтром, который передаёт тебе знания, но и как со старшим товарищем, то ты должен ему довериться и в выборе программы. Многие в это не хотят верить, но это факт: только педагог может видеть по-настоящему сегодняшний уровень молодого исполнителя, его пробелы. А они важнее, чем достижения. Достижения видят все, а педагог видит пробелы, которые надо устранять. Я и сам до окончания консерватории бегал к своему школьному педагогу, занимался, просил посмотреть, чтобы можно было закрыть белые пятна. Многие исполнители считают, что если он сегодня попал в финал конкурса им. Чайковского, сыграл основной золотой набор всех концертов, то всё хорошо. Нет, это не совсем так. Выбор программы и работа с ней - это, в первую очередь, огромный труд педагога. Молодому поколению хочется играть что-нибудь такое, Эх! - яркое, броское. Но педагог говорит: нет, тебе нужно позаниматься сегодня над звуковидением, над кантиленой, чтобы ты на инструменте пел, а не зажигал на каких-то латиноамериканских ритмах. Сегодня все любят что-то быстрое, драйвовое, где можно себя показать уже звездой, где твои видео будут вируситься и смотреться по всему миру или как минимум, по твоему сообществу в школе. И все будут говорить, как он виртуозно сыграл "Чардаш" Монти (рапсодическая инструментальная пьеса итальянского композитора Витторио Монти - прим. ред.) на тубе, ну потрясающе! "Чардаш" Монти на тубе - это, конечно, виртуозно, но только это не даст никакого дальнейшего роста тубисту, потому что ему нужно развивать другие качества.
Бывают "не твои" произведения, но сами музыканты об этом узнают чуть позже. И как раз член жюри может это увидеть ещё на репетиции. Параметр очень прост - нет музыки. Вроде, играет, выучил ноты, штрихи хорошие, даже динамику соблюдает - это такие общие базовые критерии. Но музыки нет никакой, ребёнок ещё не понимает. Меня органически выворачивает, когда на гала-концерте конкурса выходит девочка лет 11, и она "собезьянничала" так, как её научили. Она поёт про несчастную любовь взрослой женщины, о которой совершенно ничего не понимает. Ей показали тонацию, она её повторила. Это ужасно! К счастью, у инструменталистов это присутствует редко, но бывают произведения (в особенности из эпохи романтизма), которые далеко не всем детям, подросткам и даже музыкантам уровня высшей школы не подвластны, потому что ещё нет понимания, о чём конкретно эта музыка, что ты ей можешь сказать. На репетициях или когда готовлю свои проекты, где молодые музыканты делают свои первые шаги с оркестром на большей сцене, всегда спрашиваю: о чём эта музыка? И, честно говоря, даже с недавнего времени стал на конкурсах часто это спрашивать. Например, на прошлом юношеском конкурсе им. Чайковского юная корейская пианистка рассказала мне такое про концерт Листа: "Маэстро, понимаете, вот здесь я иду с мамой, а здесь пошёл снег, мама хочет меня укрыть, а мне почему-то грустно, но я чувствую, что этот снег сейчас закончится, потому что через 20 тактов уже солнце выйдет. И я это солнце начинаю чувствовать в музыке". Ребёнок говорит соразмерно своему возрасту, своему ещё детскому миру. Он вправе так интерпретировать знаменитую романтическую литературу, коей является любой концерт Ференца Листа. Именно такой ребёнок будет чрезвычайно полезным примером для детей, сидящих в зале. Эта девочка заслуженно стала лауреатом первой премии, потому что все члены жюри (а я им не ничего рассказывал про наши репетиционные разговоры) увидели и услышали, как она рассказывает о музыке со сцены, играя на рояле.
О том, почему "мамочке" иногда нужно выйти из зала
Часто мешает. Вы не представляете, как часто на конкурсах я вынужден говорить: "Мамочка, выйдите из зала и приходите после окончания конкурса. До свидания". Волнение близких людей, особенно матерей, - это нормально. Но это всё очень мешает конкурсанту. Бывают педагоги такие, как матери. Доверие, о котором я говорил выше, очень хорошо, но бывают точки, когда это доверие излишне: связь ребёнка с педагогом, как с матерью, начинает мешать. Ребёнку уже сейчас надо выходить на сцену, а это волнение ужасно фонит. Оно заполняет фон ребёнку совершенно не тем, чем нужно. Я взрослый, опытный музыкант, и то порой могу прикрикнуть на каких-нибудь людей, которые перед моим выходом на сцену начинают меня какими-нибудь вопросами, особенно эмоциональными, пичкать. Просто могу выгнать из гримёрки, причём достаточно жёстко, потому что элементарно нужно побыть с собой. И вообще музыкант - это тот, кто умеет хорошо и качественно побыть с собой. Более того, в юном возрасте это очень важно. Понять и почувствовать, как тебе хорошо с самим собой, насколько ты можешь это своё внутреннее состояние потом преобразовать в ту музыку, в то исполнение, которого все от тебя ждут.
Напутствие конкурсантам
Верить в себя! Вот это главная рекомендация. Верить в себя. Слышать себя. Чувствовать себя. А дальше пускай всё будет как будет.
Полное интервью смотрите в видеоверсии или слушайте в подкасте на всех стриминговых платформах. И читайте следующие дневники Конкурса имени Вильгельма Шпета!