- "Музыкальное сердце театра" с 2021 года существует в режиме ротации регионов, вам работа с театрами, находящимися в разных уголках страны, знакома не понаслышке: были ли у вас опасения, касающиеся таких сотрудничеств, - не боялись ли остаться непонятым?
- Ваши мюзиклы "Бой с Тенью", "Летят журавли" на "Музыкальном сердце театра - 2025" представлены в том числе и в номинациях "Лучшая музыка", "Лучшая оркестровка". Для вас, как для автора музыкального материала, существует ли это разделение в работе? Какая часть "композиторских обязанностей" именно в этом проекте была для вас вызовом?
- Эти две работы абсолютно разные по музыке и по материалу. Мой опыт аранжировщика сыграл важную роль в понимании жанрового наполнения и музыкального языка каждого из спектаклей. К примеру, в "Бое с Тенью" Красноярский театр хотел сделать спектакль, максимально подходящий для молодой аудитории. Мной была предложена концепция сопоставления двух миров. Условно, это мир главного героя: добрый, наивный, искренний, романтический. И ему противостоит мир жителей города, в котором уже давно нет места сказкам. Этот мир похож на наш с вами. Он реализован посредством современных жанров: поп, фанк, и даже рэп. Этот конфликт двух миров похож на взросление ребёнка. Сначала он верит в сказки и добро, но с каждым годом, сталкиваясь с повседневными проблемами и человеческими слабостями, он меняется - всё больше становится похожим на всех обывателей города.
Мюзикл "Бой с Тенью" (12+)
В драме "Летят журавли" я использовал другой подход. Мы попытались классические жанровые сцены с солдатами сделать музыкальным языком того времени. Языком простым, мелодичным и тёплым. Исконно нашим и понятным всем. В остальных сценах главный принцип - это создание внутреннего напряжение, конфликта. Для этого был использован более подходящий музыкальный язык - формат современного мюзикла. Он, с одной стороны, приближает нас к героям и тем ситуациям, в которых развивается сюжет, и с другой - переносит историю в наши дни, помогает её прочувствовать и понять. Одной из самых сложных сцен стала финальная сцена 1 акта, в которой мы видим, как погибает главный герой, а где-то в тылу одновременно в это же время идёт бурное веселье и беззаботная жизнь. Это очень похоже на то, что происходит сейчас в нашей жизни. Этакий "пир во время чумы". В этой сцене два абсолютно разных мира слились в одну композицию, оставив зрителя даже в некотором оцепенении в конце. Каждый раз, когда передо мной встаёт задача сделать сложную сцену, именно владение различными аранжировочными решениями приходит на помощь.
Мюзикл "Летят журавли" (12+)
- Артур, расскажите, над чьими партиями в проектах для Красноярского и Иркутского музыкальных театров вам пришлось особенно покорпеть, какие "повороты" заложили в линию музыкальной драматургии этого героя, как они отражены в его номерах?
- В "Журавлях" самым сложным и противоречивым героем для меня была главная героиня Вероника. В пьесе Розова все герои больше представлены в негативных тонах, но находиться весь спектакль в гнетущем состоянии от всего происходящего было бы неверным решением постановочной команды. Мы должны понять героев и даже, как бы странно это ни прозвучало, полюбить отрицательных героев. Всегда легче сочувствовать хорошему персонажу.
Мюзикл "Летят журавли" (12+)
Через музыку в этих двух проектах я постарался полюбить отрицательных героев, это была моя задача, от которой зависело качество постановки. Более того, после того как я увидел спектакль, услышал партии в исполнении артистов, я ещё больше полюбил эти образы. Совершенно потрясающ Миша Дубовцев, номинированный в "Музыкальном сердце театра" и его герой - Тень (Красноярский музыкальный театр), и Настя Солоха, сыгравшая роль Вероники в "Журавлях". Я бы реально хотел написать обо всех ребятах, кто принимал участие в постановках и зацепил меня, но боюсь, что объём моего ответа будет огромным.
- Говоря о мюзикле "Бой с Тенью": Артур, а вы бы сами донести признание в любви до адресата своей тени доверили?
- Конечно, да! Если этой тенью был бы Миша Дубовцев (улыбается). Этот артист мне очень нравится ещё со спектакля "Ор`л и Ворон", который стал лучшим по итогам прошлогоднего фестиваля. А если подходить к этому вопросу через призму истории сказки и психологии, то тень - это наше альтер-эго, и его, как показывает жизнь, в нас гораздо больше, чем того человека, кем мы хотим казаться. Поэтому принятие своей тени - это своего рода признание в своих не самых лицеприятных качествах. Мы всегда хотим казаться лучше, чем есть, а любим мы человека со всеми его плюсами и минусами.
Мюзикл "Бой с Тенью" (12+)
- В прошлом году вы стали лауреатом премии с рок-оперой "Орёл и Ворон" (16+) по прозе Пушкина. Его произведения не раз становились основой для сочинений известных композиторов. Когда речь идёт об историях Евгения Шварца, наверное, невольно в мыслях широкой аудитории начинают звучать популярные мотивы Геннадия Гладкова из "Обыкновенного чуда". Вы, берясь за создание музыкальных произведений по мотивам произведений классиков, сами для себя наделяете ли эту работу негласной конкуренцией с уже известными музыкальными переосмыслениями историй?
- Когда я впервые прочитал пьесу Сергея Плотова по "Тени" Шварца, я сразу же ощутил удивительно тёплое чувство от прочитанного. Язык, слог, юмор - всё это отсылало к тем шедеврам, которые мы слышали в фильмах Марка Захарова: "Обыкновенное чудо" (0+), "Всё тот же Мюнхгаузен" (0+), "Формула любви" (0+), "Дом, который построил Свифт" (12+). Но тягаться с таким гениальным композитором, как Гладков, абсолютно бессмысленно. Его музыка прекрасна во всех отношениях. К тому же театр хотел другого решения, и идти за стилизацией Захаровских фильмов не было правильной идеей. В итоге у нас получился совершенно другой характер произведения, и теперь уже зрителю решать, насколько эта версия стала убедительной и интересной.
- Глобально - к работе над музыкой к историческому роману или к сказке было сложнее подступиться, написать первую мелодию? С каких номеров для вас начинались эти проекты?
- Начинать новое всегда сложно, независимо от жанра. Втройне сложнее, когда твои коллеги уже сделали свои произведения на тот же литературный первоисточник. Так было с "Орлом и Вороном" по Капитанской дочке. И в этом году Санкт-Петербургский театр тоже представил свой вариант Пушкина. В этой ситуации главное - суметь сделать что-то своё. Пропустить через себя материал, найдя для него новое решение, и не потерять смысл, заложенный автором первоисточника. Фильм Калатозова "Летят журавли" (12+) стал классикой мирового кинематографа, а история фильма "Тень" (6+) с главной ролью Олега Даля была в моей памяти с самого детства. Но мюзикл - это жанр, в котором многое передаётся, рассказывается через музыку, в нём работают другие законы. В нём нет крупных планов, но зато должны быть танцы и шоу. И как быть, если в истории, которую ты превращаешь в мюзикл, нет места веселью и радости? С похожей задачей мы столкнулись в спектакле "Летят журавли". Герои истории переживают личные драмы, находясь в условиях войны. Невольно задаёшься вопросом, стал бы я танцевать или развлекаться, когда где-то рядом погибают твои друзья, родные? Но театр как раз и даёт нам надежду. Он дарит нам возможность отвлечься от проблем и бед, которые часто сопровождают нашу жизнь. Именно через него мы можем передать всю сложность и полифоничность жизни, и, если после спектакля мы выходим с ощущением послевкусия, с задетыми струнами души и осознанием смыслов, значит, этот спектакль получился и все наши старания, поиски были не напрасны.
Фото: Иркутский областной музыкальный театр им. Н. М. Загурского, Красноярский музыкальный театр, Виктория Винс, Михаил Денисов