Прогуливаясь среди картин во время акции "Ночь музеев", выставленных в Доме художника, мы набрели прямиком на работу омской художницы Ирины Фроловой "Программист" (2025 год) серии "Омские профессии".
В разговоре с "Омск Здесь" художница призналась, что концепция родилась из мнения, что Омск - это город программистов и учителей английского языка.
Оказалось, что на холсте отражены многие стереотипы и мифы о разработчиках. Замкнутые люди, которые всё время ходят в свитере, очках и небритые. Не разгибаясь, целыми днями они сидят за компом и с дикой скоростью что-то печатают. И обязательно злятся, когда их отвлекают. Кстати, это шаблонное представление об айтишниках мы уже давно развеяли вместе с героями нашей рубрики "Войти в ИТ".
Ирина Фролова пояснила, что она как участник выставки-конкурса молодых омских художников, так называемой "молодёжки", думала, кто бы мог подойти под критерии трёх "к". Как говорит один из преподавателей начинающих художников, в произведении "должны быть китч, кринж и клюква".
- Хотелось рассказать о нашей молодёжи и её профессиональном пути, приплести сюда какие-то мемы. И вот есть некий мем про программиста-креветку. Сначала в воображении родилась верхняя часть тела, изогнутого буквой "s", как будто это не человеческое существо, а какое-то неземное. Затем, конечно, появились руки богомола. Хвост креветки сначала я рисовать не хотела, слишком как-то в лоб получалось. Но потом вспомнила фильм "Люди в чёрном" (18+), вполне разные части тела могут уживаться в одном человеке, особенно таком необычном и даже странном, как человек-программист. Конечно, это всё стереотипы об этой профессии от нас, простых обывателей, - уточнила Ирина Фролова.
Усиливая эффект присутствия, художница выполнила работу в реалистической манере. Чтобы подчеркнуть ауру таинственности, которая частенько окутывает профессию, она поместила своего программиста в тёмную комнату, освещенную лишь свечением экрана. А на полках можно рассмотреть "библии" из мира программирования - Страуструп и Кнут, а также "Понедельник начинается в субботу" Стругацких.
Эта картина вдохновила нас на интересный разговор о том, насколько художественное изображение отражает реальную жизнь программистов. Мы пошли в ИТ-компании и спросили, что они думают об этой картине, чтобы добавили в неё. Кто-то предложил свои варианты "картины", созданные ИИ, а некоторые показали, как выглядит их реальное рабочее место.
Ирина Фролова: "Пусть не думают, что я над ними издеваюсь, я и над собой тоже".
Максим, инженер-аналитик Gems (Омск):
Александр, Unity-разработчик gamedev-студии GameGears (Лимасол, Кипр):
- Человек на картине - это скорее воплощение распространённого мифа о программистах. Мои коллеги точно не похожи на скрюченных человечков, загипнотизированных ярким экраном монитора. В жизни программисты очень разные, с разными интересами, в том числе спортивными. И, по моим наблюдениям, большинство всё же предпочитает тёмную тему на экранах монитора. Кажется, что человек на картине очень сосредоточен. Тут не поспоришь. Программирование и, правда, требует увлечённости и сосредоточенности.
- Картина омички получилась очень атмосферной и передаёт дух профессии. Взгляд художницы на программиста - это образ человека, полностью погружённого в работу, для которого экран становится целым миром. Я бы добавил для комфортности работы второй монитор, кресло с подлокотником и кружку с кофе. Картина вызывает улыбку и напоминает нам о том, что за сухими строками программ стоят живые люди, горящие своим делом.
- Как правило, так и представляют сегодня программиста. Можно подумать, что на картинке изображён студент, изучающий информатику, - и это может быть на самом деле так. Но реальность такова, что внешний вид и характеристики профессионального программиста несильно изменятся даже после окончания университета. Думаю, что это выражение лица, которое находится где-то между эпилепсией и крайней сосредоточенностью, идеально описывает режим работы разработчика. Единственное, что я бы изменил, - это рабочее пространство, включающее в себя и эргономику в повседневной работе. Современный разработчик выделил бы значительный бюджет на его улучшение. Такой узкий стол не подошел бы современному программисту. Гарнитура также была бы частью модернизации оборудования. Наконец, на снимке изображен человек, работающий по ночам, что является классическим стереотипом для разработчиков и ИТ-специалистов, предпочитающих ночные часы для повышения производительности. Это справедливо, но на протяжении всей своей карьеры я встречал много программистов - ранних пташек, которые предпочитают работать рано утром. И их производительность ни чуть не ниже. Но очевидно, что это личный выбор и дело привычки.
- Ахаха, ну это прямое стереотипное представление программиста, даже немного обидно) На самом деле, чтобы понять, как выглядит программист, можно просто посмотреть на людей вокруг, вот айтишники выглядят так же, как и все обычные люди.
Вячеслав, начальник отдела информационных технологий филиала АО "ОДК" "ОМО им. П. И. Баранова" (Омск):
- Мне не нравится осанка! Я, например, чередую несколько способов сидеть в течение дня, а теперь, когда в офисе появился высокий стол, периодически работаю стоя. Хотя бывает и по-другому - коллега из моей команды однажды бодро сказал на созвоне, что у него "открылось второе дыхание и он готов активно работать". Когда я к нему повернулась, оказалось, что он практически лежал под столом, торчала только голова. За осанкой вообще стоит активно следить, и дело не только в привычке, но и в окружении - монитор должен быть достаточно высоко (не так, как на картине), стол должен быть большой, чтобы монитор был далеко от глаз, а руки свободно лежали на столе. Стол и стул должны быть достаточно высокими, чтобы ногам было комфортно в течение дня. И вообще, много какая мебель должна быть адаптируемой под рост человека - столы, стулья, кухонный гарнитур... С неправильной мебелью любой человек может превратиться в креветку, не только программист.
Впрочем, в картину можно добавить самодельную защиту от кондиционера, запутанный провод наушников и рваные тапки. Эти тапки стали локальным мемом, мне очень не хотелось их менять.
Очень похоже. Работа программиста, да и любого айтишника всегда чрезвычайно читающая. Нужно быть довольно усидчивым, чтобы выдать результат. Думаю, у молодого человека на картине много правок, которые он неистово разгребает.
Руководитель компании Robomind Юрий Головко был краток и сказал, что добавил бы в картину энергетик, VR-очки, большой монитор без кнопок и сенсорной мыши.
Как видите, программисты внешне во время выполнения своей работы ничем не отличаются от специалистов, чья работа связана с офисом. Пожалуй, только тем, что они чаще других могут работать из любой точки мира и в любом пространстве: кафе, пляж, горы. Главное, чтобы был хороший ноутбук под рукой и выход в интернет.
Чтобы больше знать, чем живёт мир информационных технологий у нас в Омске и за его пределами, читайте нашу рубрику "Войти в ИТ".