Столетие назад Омский художественно-промышленный техникум (Худпром) стал одним из центров дизайнерской мысли строящейся страны советов. И это задолго до того, как вообще начали использовать слово "дизайн". Худпром существовал с 1920 по 1930 год, выпуская специалистов по промышленной эстетике и художественному конструированию. Об истории учебного заведения и его наследии рассказывает специальный репортаж "Худпром": колыбель сибирского авангарда" телеканала "Продвижение" в Омске.
- Худпром - чрезвычайное явление для города. По улицам ходили толпы беспризорников, почти не работало производство, были закрыты фабрики, очень сложно шла торговля, постоянно висела угроза эпидемий и голода. В этой обстановке говорить о школе, которая бы воспитывала художников, было очень сложно. Но здесь была важна идея. Она состояла в том, что школа была не простая. Школа должна была создать совершенно нового художника - художника-практика, преобразователя самой среды, - рассказывает хранитель коллекции советской и современной графики музее им. Врубеля Светлана Изотенко.
Худпром объединил людей, одержимых жаждой знаний и желанием преобразить мир вокруг себя. Новаторские художественные идеи возникали несмотря на окружающую бедность: некоторые преподаватели ютились в чужих кухнях, но из своего кармана поощряли выдающихся учеников, готовых идти на занятия пешком через весь город. В числе таких был художник Кондратий Белов. Как вспоминает его внук и директор музея Владимир Белов, Кондратий Петрович настолько ценил своё образование, что в последствии, когда на прогулке проходил мимо здания техникума, кланялся ему в благодарность.
Работы учеников Худпрома не раз экспонировались для современников
Техникум готовил специалистов по пяти направлениям: художники, оформители, полиграфисты, текстильщики и архитекторы. Выпускники "разбредались" по всей стране и создавали предметы быта, печатную рекламу, промышленные объекты, текстильные изделия, проектировали жилые здания и много другое. Они приумножали наследие Худпрома как в промышленном дизайне, так и в новых направлениях искусства, вроде конструктивизма и авангарда.
- Было выпущено около трёхсот человек с дипломами омского Худпрома. Конечно, не всё задуманное было воплощено. Но даже если удалось воплотить 20-30 процентов, этого с лихвой хватает, чтобы сказать, что искусство XX века получило очень сильную поддержку и подспорье в лице художников Худпрома, - отмечает галерист, искусствовед, арт-критик Ильдар Галеев.
Почему в Сибирь охотно ехали преподаватели из столиц и центральной части страны? Какие архитектурные новшества появились в СССР благодаря идеологам и воспитанникам Худпрома? Чем они жили и почему были так нужны своей эпохе? Как неравнодушные студенты уговорили Луначарского не закрывать учреждение и почему оно всё же было расформировано летом 1930-го? Об этом смотрите в видео.