Набор в школу волонтёров "Культурный вектор" (12+) стартовал в Омске. Проект запустят 30 октября на базе библиотеки им. Пушкина. За несколько месяцев обучение в школе пройдут 20 добровольцев. Волонтёрам культуры предстоит освоить теорию, а затем применить всё на практике. По итогу обучения команда создаст свой проект и защитит его перед экспертами.
Точка притяжения волонтёров сейчас находится в библиотеке им. Пушкина. Обычно добровольцы помогают на событийных мероприятиях, например, "Ночь музеев", "Библионочь", "Ночь искусств", участвуют в социокультурных акциях и в различных интересных проектах.
К примеру, в библиотеке им. Пушкина записывается краеведческий подкаст, который разрабатывают и ведут школьники и студенты-волонтёры исторических факультетов омских вузов. Книжный клуб продвигают волонтёры-литературоведы, филологи, историки. Студентами филфака разрабатывается настольная игра по теме краеведения. В этом проекте задействованы студенты нескольких направлений обучения.
Активно участвуют волонтёры в так называемом процессе "обеспыливания фонда" - в прямом смысле стирают пыль с полок и изданий, расставляют книги, проводят сверку газет. Работа тонкая и хватает её на всех. Фонд библиотеки на сегодня содержит более 4 миллионов единиц изданий.
- Желание стать волонтёрами культурной сферы обычно проявляют школьники и студенты. Это 90 % наших добровольцев. Приходят и те, кто постарше. На обучение в школу мы принимаем молодёжь от 14 до 35 лет. Участие в проектах даёт много преимуществ. Школьники могут использовать это при поступлении в университеты как дополнительные баллы к ЕГЭ. Студенты - для получения повышенной стипендии. Вся деятельность у нас верифицируется в часы и заносится в специальные волонтёрские книжки. Там прописывается, чем человек занимался и в каком проекте, какая у них была должность, функционал. Это ещё и замечательная история в части профориентации - возможность попробовать себя в работе в учреждениях культуры, понять - твоё или нет. Это и кадровый резерв в том числе. Поможет волонтёрство и при устройстве на работу. Несмотря на то что это деятельность не оплачивается, человек получает полезные навыки и опыт, которые может занести в своё портфолио и предоставить работодателю. Например, указать, что работал дизайнером при создании проекта или записывал аудиокнигу, поэтому есть опыт в озвучке текста, создавал клипы для учреждений культуры - имеет опыт в монтаже. При необходимости мы предоставляем справки в школу или университет, если волонтёр занят в проекте во время лекций или практики в своём образовательном учреждении, - объяснила Алина Шарипова.
В школе волонтёров "Культурный вектор" запланированы воркшопы, лекции, мастер-классы по командообразованию, по проектной деятельности. Во время практики волонтёры будут записывать аудиокнигу для слепых и слабовидящих и заниматься консервацией омского "Проекта М". Своеобразным зачётом в завершение обучения будет командный проект или акция, которую придумают, создадут и реализуют сами волонтёры. Это будет литературный или поэтический вечер, квартирник или что-то ещё.
Количество мест в школе ограничено. В группу наберут 20 участников из Омска. Ознакомиться с преподавателями и спикерами школы, а также с программой и расписанием занятий можно на сайте проекта.
Зарегистрироваться на обучение можно по ссылке.
В следующем году проект намерены продолжить и получить для этого финансирование. Планируется сделать занятия интереснее и привлечь к волонтёрскому культурному движению больше людей, пояснила руководитель регионального отделения всероссийского общественного движения "Волонтёры культуры" по Омской области Алина Шарипова:
- Мы будем продолжать проект, и не исключено, что в следующем году наберём ещё один поток в школу волонтёров. Возможно, нам удастся привлечь специалистов из других городов. У нас много идей и проектов, налажено сотрудничество с библиотеками, музеями, учреждениями культуры. Поэтому, я думаю, работы всем хватит. В волонтёры идут люди, которые хотят помочь, быть полезным, кто хочет получить опыт в труде и реализации, кто хочет приобщиться к искусству, оказаться внутри процесса созидания культурных проектов, инициатив, мероприятий, продуктов. Школьники и студенты рады, что им дают возможность показать себя. Мы же очень рады, потому что часто у нас не хватает сотрудников или времени делать какие-то крутые вещи, а волонтёры очень выручают. Они гордятся этой работой, пишут об этом в соцсетях, мы же уважаем их труд. Вот это сотворчество, наверное, самое главное.
Фото: Алина Шарипова, Мария Кипреева