Общество  •  28 сентября 2024, 17:32, последнее обновление 1 октября 2024, 18:07

Одного маленького "хм" достаточно. О современном театре и любви к эпатажу в интервью с режиссёром московского театра

Мат, проблемы с полицией и постановки о сегодняшнем дне. Беседуем о независимом Театре им. Алехандро Валенсио с одним из его режиссёров Анастасией Крюковой.

Провокации, эпатаж и смелость быть первыми. Так можно описать концепцию независимого Театра им. Алехандро Валенсио из Москвы. Они стали одними из участников XIII Межрегионального фестиваля "Неделя экспериментального театра". Однако несмотря на свою экспрессивность, в Омск коллектив привёз не "забористый треш с матом и вызывающим юмором", а "скромный эксперимент". Переосмыслила детскую сказку А. С. Пушкина "О рыбаке и рыбке" режиссёр театра им. Алехандро Валенсио Анастасия Крюкова. В спектакле старуха красит волосы в розовый, начинает заниматься бегом и читает книгу "Мышление миллионера". О постановке, современном театре и творческой свободе мы поговорили с режиссёром спектакля Анастасией Крюковой.

Анастасия Крюкова

- Какая философия у вашего театра?

- Мне кажется, что философия нашего театра - быть первооткрывателями. Мне нравится наша эмблема с космонавтом, она говорит о том, что нам нравится совершать открытия, покорять неизведанные миры и идти туда, где непонятно, не исследовано, страшно. Например, у нас есть спектакль "Война и мир" (18+). Анонс к постановке звучит так: "Война и мир" - легендарное произведение, но можно сдохнуть от скуки, а главная мысль укладывается в три минуты. Ореол величественности вокруг романа настолько широк, что любая его интерпретация воспринимается как оскорбление. Короче, "руками не трогать". А мы трогаем и занимаемся этим на протяжении трёх часов. Для нас не существует того, что не нуждается в исследовании "заново" и честно по отношению к сегодняшнему дню.

- Прочитав описание вашего театра на сайте, я подумала, что даже в рамках независимого театра, где почти нет рамок для творчества, вы кажетесь театральными оторвами. Действительно ли это так?

- Думаю, да, наш театр про свободу, которую многие из нас, одновременно работающие в государственных театрах, не можем позволить себе на основном месте трудоустройства.

- Расскажите о самых интересных и смелых экспериментах вашего театра.

- Я думаю, один из самых смелых экспериментов в нашем театре - это спектакль-променад "Попытка вызвать дух Ленина с помощью учебника квантовой механики" (18+). Несколько раз этот спектакль привлекал особое внимание полицейских, но всё, слава богу, заканчивалось хорошо. (В спектакле актёры вместе со зрителями совершают возле памятника вождю "странные, непонятно кем выдуманные ритуалы", - прим. ред.)

- О чём спектакль, который вы привезли на фестиваль, и насколько в нём можно проследить новаторский и современный подход?

- Думаю, тут дело не в эксперименте. Я в нашем театре отвечаю за подростковый театр, которому сейчас необходим активный поиск своего языка, который будет интересен подросткам. Многие спектакли для подростков в театрах играют словно это игра в поддавки - пытаются заискивать с их проблемами, быть, как они, и это выглядит нелепо. Я основываюсь в первую очередь на разборе материала, создаю спектакли, которые, как мне кажется, интересны подросткам. Например, в сказке, которая легла в основу спектакля "О рыбаке и рыбке" (6+) - его мы привезли на фестиваль, - не все задумываются о том, что держало двух людей вместе 30 лет и 3 года, о существовании реально серьёзного чувства в этой паре. О том, что на самом деле круто жить у моря, и о том, что просьбы о корыте и избе на самом деле не эгоистичные, потому что корыто и изба - это просьбы про уют и семью. А разваливаться семья начинает только после того, как женщине захотелось стать другой, говоря современным языком, заняться саморазвитием. Это признак нашего времени. По статистике большое количество разводов берёт начало как раз в этом желании стать "лучшей версией себя". Но это не плохо. Это всего лишь предложение найти в этом всём баланс. Это притча о том, что если любовь есть, она в конце всё равно победит.

 

- Современный театр для вас - это? Может ли он существовать без провокаций и эпатажа?

- Театр всегда должен быть современным. Я не вижу смысла в каком-то несовременном театре. Спектакль может быть либо плохим, либо хорошим, может зацепить или нет. И неважно, присутствуют какие-то современные сценические решения или нет. Даже навороченный интересными режиссёрскими приёмами спектакль может оказаться скучным и оставить зрителя с холодным носом. Для меня в любом театре очень важен актёр. По-настоящему восприимчивый, от которого не знаешь, чего ожидать, в хорошем смысле этого слова, с подвижной психофизикой, чуткий, тонкий и ироничный. Конечно же, театр может существовать без провокаций и эпатажа. Но если в спектакле есть эпатаж или провокация, важно ответить себе на вопрос: ради чего они? Если это эпатаж ради эпатажа, то это не будет работать. Я считаю, что в нашем театре Алехандро любые придумки и приёмы оправданы материалом, потому что наши артисты не только безбашенные свободные художники, а ещё и люди с хорошим актёрским и режиссёрским образованием. Я считаю, сочетание школы и свободы в одном лице одной из причин успеха нашего театра.

- Чем уже точно не зацепить зрителя XXI века?

- Современного зрителя не удивишь слишком открытой эмоцией, криком, игрой на разрыв аорты. Но в некоторых спектаклях я всё равно иногда вижу попытку выдавить из зрителя эмоцию, и тогда театр как будто превращается в назидателя в плохом смысле этого слова. Ещё современный скоростной ритм жизни и наличие смайликов в мессенджерах диктует нам типичный спектр эмоций. Мы упрощаем многие вещи, чтобы успевать больше. Театр может заставить нас сделать остановку, увидеть за смайликом-улыбкой целый процесс. Я за ироничный театр, тонкий, абсурдный. Но любой абсурд, если знать законы этого жанра, - железная логика внутри и железобетонные оправдания.

- Чем столичным актёрам и режиссёрам интересна провинциальная сцена?

- Я лично больше люблю атмосферу и воздух провинциальных театров. Их отношение - в мелочах. Например, днём участник фестиваля Данил мне помогал успокоить ребёнка, а вечером уже Булгакова играл. А в Тюмени после лаборатории вечером классный драматург Валерий Шергин после спектакля предложил поесть супа. Я люблю эту простоту в людях. Люблю отсутствие короны на голове и умение принимать гостей с любовью. Почему-то в кабинетах именно провинциальных театров ощущаешь себя уютно и комфортно, как дома на кухне. Мне вообще кажется, что я в душе очень нестоличный человек. Я мечтаю переехать в небольшой город, где не нужно ехать полтора часа от дома до работы. Но пока моя мечта, увы, неосуществима. Поэтому я просто кайфую от радости встречи с каждым городом и его людьми. В моей копилке теплейшие приёмы в Смоленске, Ижевске, Тюмени, Екатеринбурге, вот теперь добавился Омск, чему я очень радуюсь.

- Какая реакция зрителя на ваш спектакль для вас самая лучшая?

- Я люблю коротенькие усмешки и разные микрореакции, всякие хмыки. Наверное, ноги у этой любви растут от одного из моих педагогов Татьяны Розовой - дочери великого драматурга Виктора Розова, которая могла сказать какое-то короткое "хм" из зала, и это было мне дороже любого громкого задорного коллективного смеха.


Предлагаем вам посмотреть фоторепортаж с показа спектакля "О рыбаке и рыбке" Театра им. Алехандро Валенсио на фестивале "Неделя экспериментального театра".

Фото: Илья Петров

Читайте также