Общество  •  23 июля 2024, 16:13, последнее обновление 26 июля 2024, 12:43

Ретро сегодняшнего дня. Алексей Степаненко готовит серию "плёношных открыток" с видами Омска

Омский инженер и стрит-фотограф задумал серию чёрно-белых открыток с видами Омска, снятую на плёночный фотоаппарат.

Серию чёрно-белых открыток с видами Омска готовит стрит-фотограф Алексей Степаненко. Его работы известны не только омичам. Открытки с красными трамваями и необычными видами городской жизни путешествуют с тёплыми пожеланиями по всему миру. Признание мастер получил и в профессиональной среде - работы Алексея Степаненко вошли в список лучших по итогам фотопремии 35AWARDS.

В своих работах молодой человек показывает нефасадный Омск - город, отражающий настроение его жителей. Всё это, мимо чего проходят спешащие на работу, по своим делам омичи, попадает в объектив камеры и становится открытками, которые можно дарить родным и близким в качестве сувенира, приобрести для личной коллекции или по старинке отправить по почте.

Идея же выпустить открытки с фотографий, снятых на плёнку, пришла Алексею после того, как набралось более двух десятков удачных кадров. Есть на них и Ленинградский мост, и спешащие куда-то девушки, и машина-подснежник. Вего в серии "плёноШных фотографий", как их называет сам мастер, чуть более 20 снимков. Первая часть таких фото сделана на фотоаппарат "Зенит".

- Когда я делал первые чёрно-белые снимки на плёночный фотоаппарат, люди говорили, что есть такое ощущение, будто это старые фото. Выдают только детали, если присмотреться. Например, современная машина. Но есть люди, которые думают, что это фото из архива какого-нибудь. Чёрно-белая фотография даёт эффект разрыва шаблона. Но даже те, кто видит детали и понимает, что на фото современность, говорят, что всё равно есть некая атмосфера, будто в 80-е, 90-е годы отправляешься. И это так - плёночная фотография может отправить настоящее время в прошлое, - объясняет автор снимков.

Собственно, из-за этой особенности плёночной фотографии само собой родилось и название для новой серии открыток "Ретро сегодняшнего дня". Кадры Алексей ловил на фотоаппарат "Любитель-166В". Такие модели сегодня можно найти на сайте бесплатных объявлений за 500-1000 рублей. Чёрно-белая плёнка рассчитана лишь на 12 кадров, поэтому каждый хорошо просчитан и выверен.

- У этого фотоаппарата два объектива, есть зеркало и шахты, в которых можно увидеть кадр до того, как нажать на кнопку. Это немного отличается от привычного фотографирования на плёночные фотоаппараты, когда картинка видна лишь в маленькое окошечко видоискателя. Когда я его купил, потряс, слышу, что там болтается, сломано-не сломано, не понятно. Посмотрел: выдержка работает, диафрагма работает, - и решил попробовать. Плёнку я купил для споттинга в омском аэропорту. Подумал, что это как раз тот самый случай, когда можно будет сфотографировать новенькое. Но из-за особенности съёмок и своей аппаратуры там на плёнку я сделал всего четыре кадра. Со стареньким самолётом в поле, кстати, уже открыточку. Сейчас узнаю его историю и опубликую. Остальные кадры серии снимались в городе: несколько снимков с дома со шпилем на Маркса, трамвай, куда без него, фото коллеги и девушки в кофейне. Из-за того что фотоаппарат был немножко бракованный, кадры, которые я делал вблизи, получились размытыми, но в этом есть какой-то шарм. В целом получилась интересная серия, - объясняет Алексей.

- Я фотографирую на плёнку редко, но иногда есть такое желание - попробовать то, что отличается от привычной всем современной фотографии. Плёнка - это как раз тот самый инструмент, который может дать эту новизну, отвлечь от привычного и механически выученного. Плёнка даёт эффект необычной картинки, которую сложно получить на цифровую технику. Фишка в том, что конечный результат становится известен только после того, как проявлена плёнка и напечатано фото. Мозг фотографа с этой ретротехникой выстраивает иной план работы. Появляются задачи, которые непривычны для моего обычного метода фотографирования на телефон. Там можно удалить фотографию, сделать ещё одну, а здесь ты думаешь, что имеешь всего 12 кадров, и их надо сделать такими, чтобы они все были интересные. Слишком часто я на плёночный фотоаппарат не снимаю, чтобы это не превратилось в рутину, - пояснил Алексей Степаненко.

 

Фото, сделанное на телефон (слева), и фото, сделанное на плёночный фотоаппарат (справа)

- Когда я первый раз купил плёночный фотоаппарат, мне было интересно пройти этот опыт, этот способ создания фото от начала до конца: самому снять, самому проявить, самому напечатать. Я попробовал всё, но там столько тонкостей! Один раз плёнка была то ли засвечена, то ли испорчена в момент проявки, что-то я сделал не так. На барахолке взял проявитель, фотоувеличитель, попробовал какой-то снимок с семейных плёнок проявить на бумагу. Фотобумага была просрочена, и надо иметь опыт, чтобы понимать, сколько времени держать, как пользоваться. В общем, я решил, что больше пытаться этого делать не буду. Увидеть, почувствовать кадр, снять его - моё. А дальше отдаю профессионалам. Сейчас есть любители, которые этим занимаются и которым нравится этот процесс.

Ранее наш корреспондент Мария Хоменко подробно исследовала тему омского комьюнити любителей плёночной фототехники и ретрофотографий. Оказалось, что увлечённых редким искусством людей в Омске немало.

Останавливаться в творческих поисках стрит-фотограф Алексей Степаненко не намерен. Инженер в области информационных технологий работает художником трёхмерной графики и преподаёт в ОмГТУ, а сцены городской жизни снимает в свободное время. В разговоре с корреспондентом "Омск Здесь" он поделился планами освоения нового в фотоискусстве:

- В планах для фотографирования на плёнку найти более дорогую модель фотоаппарата, чтобы увидеть разницу в качестве получаемых снимков. Есть ещё желание повозиться с фотографированием на фотобумагу. Это когда берётся какая-нибудь баночка, в ней делается небольшое отверстие, заправляется фотобумага, баночка ставится на жёсткую поверхность, оставляется примерно на полгода и таким образом записывается движение солнца. В общем, если появится вдохновение, то попробую сделать и такие снимки.

О том, как рождаются кадры, которые попадают на открытки, что автору говорят герои снимков и почему уехавшие из Омска просят прислать им фотографии Алексея в большом формате, смотрите в программе "Наши люди" (16+).

Главное фото: архив "Омск Здесь"
Фото предоставлены Алексеем Степаненко

Читайте также