Привет, друзья! Это Маша Барная, но о барах всё же завтра. Или Маша Научная? Но подкаст "Наука запросто" стартует только в конце октября… Всё-таки сегодня я предстану перед вами в своей редкой ипостаси - Маши Фотографической. И поговорим мы в основном о снимках, сделанных дедовским способом, о культуре фотографии в Омске и о том, зачем современному человеку делать кадры на плёнку и ходить в фотолабораторию.
Хипстерский лоуфай
или элитарное хобби?
Говорим о плёночной фотографии в Омске
Небольшая предыстория
Когда мне было 14, фотография прочно вошла в мою жизнь, а девять лет назад я страстно возжелала научиться снимать на плёнку. Долго ли, коротко ли - через полгода я уже овладела навыками таковой съёмки, проявки плёнки и печати фотоснимков - прям как дедуля мой делал - под красным фонарём. С тех пор эта тема очень дорога моему сердцу. В этом кроется причина нашего разговора. С учётом того, что Омск не изобилует мастерами, готовыми объяснить, как работать с плёнкой, и возможностями по проявке - для последнего у нас есть либо фотосалоны (а это не лучший вариант, и дальше вы поймёте почему), либо редкие частники, которые проявляют только себе и особо не отсвечивают.
А поводом для этого разговора послужило недавнее открытие в Омске фотолаборатории "Волна", которая намерена стать центром притяжения не только плёночников, но и всех, кому интересно визуальное искусство. Собственно, беседовать я буду с ребятами, которые позволили этой лабе "проявиться" на свет, - с Марией Бобровской и Сергеем Федотовым.
Это они
Эттеншн: в материале в большом количестве встречаются слова "фотография", "плёнка", "проявка", "снимать" и прочие специальные термины. Возможно привыкание и побочные последствия в виде тяги к запечатлению фрагментов реальности с помощью различной фототехники.
Как вы увлеклись фотографией и когда поняли, что вас непреодолимо тянет к нецифровым кадрам?
  • Мария:
    Для меня всё началось с обучения у Сергея Сокруты. Так совпало, что, когда я только поступила в ОГИС на дизайн, мои одногруппницы начали заниматься фотографией у Сергея Владимировича, а я пошла за компанию, потому что мне была интересна эта тема. Сначала я окончила общий курс по фотографии, а потом пошла к нему на курс по плёнке.
  • Сергей:
    Когда мне было восемь лет, мне подарили мой первый плёночный фотоаппарат -"Смена-8", и я начал снимать сам, но это было ещё детское баловство. Моя тётя занималась фотографией, проявляла в ванной. А я только подглядывал в щёлочку, и на меня ругались, когда я приоткрывал дверь и что-то засвечивалось. Уже тогда отложилось, что это что-то интересное. Второй эпизод, когда я уже серьёзно увлёкся фотографией, был в институте в начале 2000-х. Я купил себе "Зенит-122" и стал снимать в ч/б. В те годы это ещё была нормальная практика: цифра только-только появлялась, фотоаппараты были 2-мегапиксельные, очень слабенького качества, да и плёнка всё ещё выглядела гораздо интереснее, симпатичнее. Потом наступила цифровая эпоха. Я вообще перешёл на смартфон и, т. к. много путешествую по России, занялся тревел-фотографией. И буквально в этом январе на меня снизошло озарение, что я хочу снова вернуться к истокам, серьёзнее заняться фото. Отснял свою поездку по Бурятии на плёнку, ощутил этот кайф и утвердился в своём желании. Вот сейчас как раз печатаем здоровские открытки с кадрами, которые там сфотал.
Фото Сергея Федотова
Как вы вообще нашли друг друга и решили создать фотолабораторию?
  • Сергей:
    Решение организовать фотолабораторию пришло достаточно спонтанно. Изначально у меня таких планов не было. Был просто вопрос: а где, собственно говоря, проявлять плёнку? Начал искать информацию в интернете и вышел на Машины посты, где она рассказывала о местах проявки в Омске. Сделал выводы, что в Омске этот рынок почти не развит, и обратился в московскую фотолабу. И тут я подумал: блин, ну это же не дело, что в миллионном городе нельзя качественно проявить фотоплёнку. Затем я пришёл на одну из фотовстреч, которые устраивает Маша, - так мы и познакомились. И промелькнула шальная мысль: а не попробовать ли… Мы всё обсудили и решили с места в карьер рвануть. И вот мы сейчас здесь.
Какую фотокультуру вы хотите продвигать в Омске и вообще - чем ваша фотолаборатория отличается от фотосалона?
  • Мария:
    Мы не делаем фото на паспорт) На самом деле мы хотим, чтобы качественные услуги проявки в принципе были доступны омичам.
  • Сергей:
    Да, в основе идеи был именно качественный сервис. Но потом у нас началось брожение мыслей и стало интересно организовать творческое движение - не только плёночное. Мы открыты для творческих людей любого рода. Сейчас столько форм всевозможных: люди со смартфона делают оптические отпечатки, с плёнки делают цифровые сканы, есть различные техники фотопечати и пр., - всё это настолько тесно переплелось. Хочется со всем этим соприкоснуться и способствовать развитию движа и объединению творческих умов и усилий. Поэтому я очень рассчитываю, что найдутся заинтересованные люди, у нас появится фото- или кинокружок с просмотром фильмов. У Маши есть фотоклуб, он уже присоединился к нам на основе этого места, в планах мастер-классы и разборы снимков.

    Плюс мы хотим предложить услуги, которые в принципе в России сейчас не развиты, например, продажа фотоотпечатков. У нас такой культуры нет. А ведь можно украсить интерьер красивой фотоработой в качественном оформлении.
  • Мария:
    Люди просто не знают, что ещё можно повесить на стену, кроме живописи. Или считают, что это очень дорого и совсем недоступно. Ещё у нас в планах привозить книги по фотографии и искусству, какую-нибудь периодику, потому что всего этого Омск по сути лишён. Если у тебя нет возможности выехать из региона в столицы, ты вообще даже не представляешь, насколько широк мир фотографии, искусства и вообще культурной среды. В Омске многие люди не знают, что такое зины (зин (сокр. от англ. magazine) - малотиражное любительское издание на любую тему). Хочется это исправить. Хочется сотрудничать с сибирскими авторами, представлять их омичам, делать тиражи открыток. Мы ко всем этим штукам открыты, мы хотим делать прям круто.
Фото Марии Бобровской
Насколько рентабельно сейчас делать фотолабу?
  • Сергей:
    Совсем нерентабельно, и пока это остаётся очень призрачным вопросом. Насколько мы знаем, те проекты, которые есть в Москве, вроде "Перспективы", "Среды" или "Точки цвета", живут за счёт той массы снимающих людей, которые есть в столице, и сторонних услуг, например, багетной мастерской или кофейни. Мы в течение года посмотрим, во что это выльется. Но пока очевидно, что мы сюда только вкладываем - и силы, и деньги. Прям о заработке, возможно, вообще никогда не будет речи - в лучшем случае это будет именно рентабельность в плане того, что лаба сможет существовать на плаву самостоятельно, без дополнительной подпитки средствами.

    В чём вообще парадокс, и мы сейчас с этим сталкиваемся - все говорят: как круто, наконец-то в Омске, какие вы молодцы, удачи. Но пока мало кто приходит поддержать. Либо это действительно покупательская способность. Либо про нас просто пока мало знают. И это касается всех начинаний, которые не подстраиваются под существующие потребности, - они горячо встречаются определённым кругом людей, но коммерчески потом не поддерживаются и из-за этого не могут существовать и развиваться. Но у меня настрой такой, что не стоит тут искать востребованности, а наоборот, попробовать сделать новое.
  • Мария:
    Ну если что, будем фотки на документы делать (смеётся).
  • Сергей:
    Надеюсь, мы всё-таки не скатимся во что-то такое и не уйдём в сторону от изначальной идеи. Потому что тут нет смысла мучить эту идею. Если хочется зарабатывать деньги, идём жарить пирожки и у университета продавать.
Тогда закономерный вопрос: насколько сейчас вообще популярна аналоговая фотография? Многие ли хотят снимать на плёнку, самостоятельно заниматься проявкой и печатью?
  • Сергей:
    Если реалистично смотреть на то, сколько сейчас людей в Омске снимают на плёнку, то это очень узкая сфера. А вот если говорить о трендах, то сейчас явно спрос на это сильно растёт в мире вообще. Отсюда в этой сфере разговоры о большом дефиците плёнки. Потому что её производство сокращалось, сокращалось, пока не осталось раз-два завода во всём мире. Из-за этого цены на неё выросли. А для нас ещё и из-за курса валют. Так что сейчас проблема купить и привезти плёнку - для нас это санкционный товар. Поэтому сейчас, хоть спрос и есть, плёночная фотография превратилась в элитарное увлечение. Если снимать регулярно на хорошую камеру, вроде "Лейки" или "Мамии", да ещё и, к примеру, на средний формат, нужно приличный доход иметь.
Средний формат (тип-120) - формат плёнки с шириной кадра в 6 см. В катушке такой плёнки в среднем 12 кадров. Для сравнения: привычный для большинства формат плёнки имеет кадр размером 24×36 мм, её также называют "35 мм" и "тип-135". Стандартно в катушке такой плёнки 36 кадров. Оба типа в цене стартуют примерно с одинаковых позиций.
Фото Марии Бобровской
А в России производят какие-то фотоматериалы, кроме реактивов для самостоятельного приготовления фотохимии, которые можно закупить на химзаводах?
  • Мария:
    У нас всё ещё работает завод "Тасма" и выпускает плёнку ("Тасма" - завод фотоматериалов в Казани, основанный в 1933 году, - прим. ред.). Это нормальная плёнка, по качеству немного уступает зарубежной, но кто что любит. Она свежая, не санкционная, в плане логистики очень доступна. А всё остальное, типа "Кодака", "Ильфорда", "Агфы" и пр. - закупается за границей.
Велик ли спрос на плёночную фотосессию среди омичей?
  • Мария:
    В Омске вообще очень мало кто предлагает плёночную съёмку клиентам.
  • Сергей:
    Коммерческая плёночная съёмка - это большой риск. Все привыкли, что надо дать гарантированный результат: ты снял, тут же показал, всё согласовал, сам убедился в том, что у тебя там всё нормально. Либо ты отснял плёнку, а потом там половина кадров не в фокусе, половина с вуалью, и как объяснить это клиенту? Поэтому, я думаю, фотографы за это берутся очень неохотно. Скорее всего, так делают либо энтузиасты, например, снимая знакомых по договорённости, либо модель сразу понимает риски и уже готова к ним.
  • Мария:
    Либо это гибридные варианты, типа цифра плюс плёнка. Лично я не знаю тех, кто в Омске постоянно на потоке снимает, допустим, плёночные портреты.
  • Сергей:
    Есть другая категория плёночных фотографов, она, скорее, хипстерская. Это молодёжь, ребята покупают себе мыльницы, заряжают туда что-то (неважно что) и на вечеринках со вспышкой фотаются. Получаются атмосферные, как бы из девяностых кадры. И это пока у нас основной поток клиентов на проявку.
Ну, это такое баловство, скорее, да? В таких фотографиях ведь не стоит вопрос, как ты строишь кадр и как работаешь с фотоматериалом?
  • Мария:
    Скорее, да. Людям просто нравится и процесс, и ожидание результата, и сама картинка — тем, что она отличается от цифры, что ты её не видишь сразу.
  • Сергей:
    Да, такой лоуфай.
А вообще с чего начинать плёночному фотографу? Что нужно знать, если он вдруг решился первый раз заправить плёнку в фотоаппарат и отщёлкнуть её? Ну, то есть вот, когда я говорю людям про экспонометр, они не понимают, о чём речь)
Это приспособление для определения значений выдержки и диафрагмы в данном освещении с данной светочувствительностью плёнки или ISO, если у вас цифра, - прим. ред
  • Мария:
    Для начала стоит хотя бы просто погуглить) Если говорить о фотолюбителях, которые только начинают снимать на плёнку, то немногие хотят разбираться в тонкостях и углубляться в них. Ребята не сильно заморачиваются, они хотят просто нажать на кнопку и получить результат. Ну что, если вы снимаете на мыльницу, то вам нужно знать, что такое DX-код и светочувствительность - по большому счёту всё. Такое можно найти в интернете, но многие зачастую ленятся поискать, а это напрямую влияет на изображения и впечатления от всего этого предприятия.
  • Сергей:
    Очень досадно, когда люди разочаровываются в результате, просто сделав что-то не так - зарядив плёнку, которая не подходит для съёмки на мыльнице, или не понимая, какая у неё чувствительность. А иногда ребята вообще не знают, что приносят на проявку. И обидно, если человек, попробовав, из-за незнания получает плохой результат и разочаровывается в плёночной фотографии.
  • Мария:
    В чем ещё проблема регионального фотолюбителя: если он никогда не проявлял плёнку в лабах Москвы или Питера, он вообще не представляет, как выглядит хорошая проявка. Он носит плёнку в местные фотосалоны, и ему кажется, что вот так, как ему там проявили, и выглядит плёночная фотография.
  • Сергей:
    У меня так и было. Я проявил одну плёнку здесь, потом отправил следующие плёнки в Москву, а эту - проявленную здесь - туда же на сканирование. И в московской фотолабе мне сказали: "Боже, где вы это проявили - никогда не проявляйте там". И на сканах я, конечно, и сам увидел разницу. Я теперь хочу, чтобы мы тоже делали не хуже.
  • Мария:
    Я понимаю, почему в Омске сложился такой рынок фотолабораторий. У меня нет к ним претензий. У них проявка - это вторичный или третичный уровень услуг, это вообще не основной доход, и там всё по остаточному принципу делается. Никто не заинтересован оказывать качественные услуги, потому что, во-первых, это дорого и сложно, никому не надо и специалистов почти не осталось - очень-очень мало кто готов машину нормально обслуживать.
  • Сергей:
    И понятно, что машинные процессы, рассчитанные под объёмы, которых у нас сейчас нет абсолютно. Это раньше в ТЦ "Омский" был фотоцентр, куда стояла очередь на проявку. Сейчас далеко не так.
Стоит пояснить, что если проявочная машина эксплуатируется редко, то химические растворы, отвечающие за проявку и фиксирование изображения, устаревают, а это влияет на качество цветопередачи и длительность хранения проявленной плёнки. Регулярная замена "выдохшихся" растворов увеличивает расход средств фотосалона, а при низком спросе на услугу становится невыгодной. Востребованность машинной проявки нынче невысока - растворы обновляются редко - качество проявки снижается - спрос на услугу падает - в общем, замкнутый круг.
Уже говорили, что это недешёвое хобби. Так сколько стоит снять плёнку, проявить её и, может быть, напечатать?
  • Мария:
    Ну давай примерно: самая дешёвая свежая чёрно-белая плёнка в намотке будет стоить у нас около 600 рублей. В среднем снять чёрно-белую плёнку, проявить, отсканировать и получить цифровой результат обойдётся в 1500 рублей.
Намотка - это способ российских лабораторий и продвинутых фотолюбителей сэкономить. Фотоплёнка продаётся в бобинах разного метража, больше всего распространены по 30,5 и 17 м. Это дешевле, потому что трудозатраты по намотке плёнки в катушку ложатся на вас - покупаешь бобину, отрезаешь от неё куски длиной 1,6 м и сматываешь в катушки. С бобины 30,5 метров получается 18-19 катушек.
Но при этом проявка будет ручная?
  • Мария:
    Если плёнка чёрно-белая, это в любом случае ручная проявка. Цвет мы тоже вручную проявляем.
  • Сергей:
    Вообще цвет сейчас вручную проявляют только в качестве исключения, - в Москве у всех стоят машины. Но у них поток есть, который обеспечивает более-менее свежую химию в этих машинах. Но ручная проявка тоже есть - на тот случай, если это нестандартная плёнка, например, старая. Соответственно, там это стоит в несколько раз дороже машинной проявки.
Фото Сергея Федотова
Можно ли назвать Омск "снимающим" городом?
  • Сергей:
    Ну а почему нет? Если мы говорим про российские города, не учитывая Москву и Питер, не думаю, что Омск прям сильно чем-то выбивается среди других городов-миллионников. Другое дело, что снимают сейчас в 99 % случаев на смартфоны, мало кто снимает даже на цифровые фотоаппараты.
А вы связываете это с экспозиционными возможностями в нашем городе? Где и кому фотографы могут живьём показать свои снимки?
  • Сергей:
    Если мы говорим про обывателя, то эту потребность полностью закрывают соцсети. Это доступный способ транслировать что и кому угодно. А если речь о фотографах - люди в принципе перестали печатать снимки, о чём говорить вообще? Наверное, изначально пропала цель печатать - зачем это, если у тебя есть цифровое изображение? Тут необходимо переосмыслить ценность фотоотпечатка. Раньше мы печатали, потому что не было другого варианта получить изображение, да? А сейчас ты печатаешь, потому что ты хочешь либо использовать фото как украшение, либо устроить физическую выставку.
  • Мария:
    Ну или просто ты приехал из отпуска и, чтобы твои фотки не затерялись в телефоне, печатаешь небольшую фотокнигу.
  • Сергей:
    Да, каждый находит для себя свои смыслы - зачем "оживлять" снимки.
Что нравится снимать вам и какое будущее получают ваши снимки?
  • Мария:
    Я снимаю в основном городской пейзаж, классический пейзаж, мультиэкспозицию(наложение кадров, получаемое при повторном экспонировании одного отрезка плёнки, - прим. ред.), люблю архитектуру с чем-нибудь замиксовать. Ещё иногда портреты снимаю на коммерческой основе.
Фото Марии Бобровской
  • Сергей:
    Я до сих пор себя не считаю фотографом, несмотря на то, что снимаю практически постоянно. Я всегда говорил, что я фотографирующий путешественник, но не путешествующий фотограф. Потому что не фотографию всё-таки считал основной целью своих поездок. А в этом году я впервые переосмыслил это и решил позаниматься фотографией в отрыве от путешествий. И вот сейчас я снимаю всё, абсолютно не привязано ни к жанру, ни к каким-то правилам. То есть, естественно, я учитываю правила композиции. Но поскольку у меня нет потребности в коммерческой реализации, для меня абсолютно чистое творчество, когда позволяешь себе снимать всё что угодно. Я принимаю это как процесс обучения и становления. Увидел что-то в этом кадре, снял его и понимаю, зачем я его снял. Понимаю, что он может не представлять художественной ценности и не заинтересовать стороннего зрителя. Но я какой-то элемент в нём для себя подметил и потом, в будущем, могу по-другому его использовать в другой работе.
Фото Сергея Федотова
  • Сергей:
    На данный момент у меня есть снимки, их пока немного, которые я готов был бы показать именно как фотоработы. Это кадры, куда я вложил смысл, художественное видение, и мне интересно, конечно, было бы провести свою выставку. Сейчас всё время и силы поглощены организацией лаборатории, но я планирую вернуться к своим поездкам и продолжить снимать их уже на плёнку, а потом по приезде сделать вставку.
Кого из омских фотографов вы бы могли отметить?
  • Сергей:
    Я, честно скажу, недостаточно знаком с фотомиром как омским, так и в целом, поэтому мне очень сложно ответить на этот вопрос. Возможно, Маша, что-то скажет.
  • Мария:
    Евгений Софийчук, выставку его работ мы устроили на открытии лабы. Ещё Алексей Мальгавко, Дмитрий Агафонкин, Оксана Балабохина. Слушай, не знаю, на самом деле, конечно, в Омске много фотографов, но в основном они коммерческие. Юля Палачёва делает достаточно интересные творческие штуки. Ещё Алексей Степаненко - не могу сказать, что я фанат всего его творчества, но у него есть снимки, которые мне нравится.
А любого ли снимающего человека можно назвать фотографом?
  • Мария:
    Я вот, кстати, всех клиентов, которые приходили ко мне на проявку со словами "Ну, я вот не фотограф, я тут сделал чего-то…" одёргивала - я это не люблю. Уважайте свой труд, уважайте то, что вы сделали. Неважно, на каком уровне вы находитесь. Вы фотограф, если взяли в руку камеру или телефон и хотите сделать фотографию. Понятно, что есть категория коммерческих фотографов, которые зарабатывают этим на жизнь, и есть там фотографы-любители. Как говорил мой учитель Сергей Сокрута: "Любитель - это очень хорошее слово, это человек, который любит то, что он делает". Так что фотограф-любитель - это замечательно.
В чём вообще прелесть аналоговой фотографии в эпоху цифровизации? Ведь, как вы сами уже сказали, ничто не мешает сделать кадр на цифровую камеру или телефон, любоваться им на экране или распечатать. Зачем все эти долгие химические процессы, ожидание результата и неизвестность?
  • Мария:
    Это как любое другое хобби, когда ты что-то делаешь руками. Сейчас не зря откат ко всему ретро, возвращение в моду винила и плёнки. С увеличением всей этой цифровизации людям хочется иногда выныривать из сети и не просто жмакать на лайки и листать ленту. Когда ты делаешь что-то руками, тебя возвращает в реальность, ты получаешь приятные эмоции. Возвращаясь к теме печати фотоснимков, это совсем другой и визуальный, и тактильный опыт. Стоит один раз попробовать, и ты поймёшь, что это совсем другие ощущения. Плёнка - это вообще больше про процесс, чем про результат. Результат проще получить на цифре, в плёнку стоит идти, если вам чего-то уже не хватает в цифре или вы просто хотите попробовать что-то новое, ручное.


Автор: Маша Хоменко (Фотографическая (Барная/Научная)) :)

Фото: Илья Петров, Мария Бобровская, Сергей Федотов, Маша Хоменко