Общество  •  14 июля 2024, 10:07, последнее обновление 18 июля 2024, 17:17

"Иди, алмазик, развивайся сам". Рассказываем, почему в IT джунам все сложнее 

Узнали у экспертов, почему джунов не стремятся брать на работу и какое образование обеспечит хороший старт в IT-сфере.

Образование в сфере информационных технологий получают не "для галочки", сегодня это залог успешной карьеры в данной области. Современные работодатели в IT-индустрии ожидают от начинающих специалистов не только теоретических знаний, но и владения инструментами программирования. При этом наши эксперты замечают, что часто встречаются соискатели, которые претендуют на большие зарплаты, не имея ни теоретического фундамента, ни практических навыков.

Вместе мы попытались понять, чего именно хотят работодатели, с какого возраста и чему желательно учиться, стараясь войти в IT, и какую роль могут в этом сыграть вузы.

Директор Омской IT академии Дмитрий Ивано́вич отметил, что в силу образовательной деятельности своей компании, он много общается с собственниками IT-бизнеса и эйчарами и знает их отношение к рынку студентов, онлайн-студентов. Мало кто хочет брать на работу джуниоров.

- А мы с вами знаем, что сегодня джуниор-специалистов много, а мидлов очень мало. А где джуну стать мидлом, если все вокруг начинающие айтишники? Это всё из-за перегретого рынка. Многие молодые люди стремятся попасть в эту сферу. Среди студентов даже гуляет шутка "Я изучаю программирование уже 20 минут - где мои тысячи долларов?!" Многие из соискателей просто оканчивают курсы, например, трёхмесячные. Дать качество за 3 месяца невозможно. Именно поэтому важно давать фундаментальное IT-образование с раннего возраста, - уточнил Дмитрий Иванович.

Сооснователь и генеральный директор IT-компании Effective Серик Бейсенов обратил внимание на то, что сейчас большая проблема в распиаренности IT-направления. К тому же на высоких должностях это очень хорошие деньги по сравнению с другими отраслями. И до этих больших денег можно относительно быстро дорасти.

- Люди за год точно могут начать зарабатывать больше, чем их родители. За три начинают зарабатывать больше, чем вся семья в целом. Конечно, такой стимул заставляет ребят рвать все жилы, чтобы быстрее достигнуть такого уровня. Однако это приводит к тому, что бегут галопом по Европам, по верхам, где-то что-то ухватили и всё. Фокус ошибочно делается на прикладных задачах. Если сравнить программистов с электриками, то представьте, что эта профессия становится суперхайповой. И все научились очень быстро монтировать розетки и выключатели. Тут много знаний не надо, а денежки капают. При этом суть электрики, проводки не в прикладных навыках, не в самой розетке. Она в проектировании, где какой кабель правильно проложить, какое сопротивление и напряжение он выдержит и так далее. Так и с программированием, если процесс перевернуть и начать с прикладных знаний, а потом пытаться решать те задачи, которые решают люди, претендующие на большую зарплату, то очень быстро у такого человека вырисовывается потолок, - уверен Серик Бейсенов.

Дмитрий Иванович говорит, что рынок сейчас ждёт специалистов, которые готовы выполнять конкретные задачи, айтишников с определённым набором знаний и навыков. При этом он убеждён, что выпускников вузов, сложно назвать IT-специалистами. По его мнению, скорее это люди, которые прошли какую-то "очень глубокую профориентацию".

Если ещё несколько лет назад компании готовы были обучать джунов, то сейчас работодатели всё чаще отказываются от перспективы тратить время и ресурсы на обучение молодых кадров, предпочитая нанимать более опытных и самостоятельных сотрудников. Аргументы - "экономика меняется", "время стоит дорого" и "нужно производить, а не учить".

- На входе джуны вообще никому не нужны. Это раньше готовы были этот алмазик найти, развивать. Сейчас иди, алмазик, развивайся сам, а потом приходи. Потому что копаться в этих 17 тысячах резюме просто невозможно. Я недавно решил сам заняться поиском сотрудников, и я замучался проводить эти собеседования с неготовыми к этому людьми (Как проходят собеседования с айтишниками и на что эйчары обращают внимание, мы писали в одном из наших материалов - прим. ред.) Хочется каждого послушать, найти какое-то зерно. А он сидит рассказывает, отвечает на вопросы и параллельно что-то подглядывает на мониторе, кто-то ему подсказывает. А написано, что два года опыта - уже где-то соврал. Сразу теряется доверие к соискателю. Тратя на него время, ты можешь пропустить действительно хороший алмазик, - отметил Серик Бейсенов.

- Действительно, мы наблюдаем сумасшедший дефицит кадров. Он наблюдается на всех позициях. Молодёжь не хочет работать. Из 20-30 студентов желание развиваться есть только у 2-3, - отметил директор по IT компании "Парфюм-Лидер" Александр Шкинёв. - Очень сильно усложняет поиск сотрудников тот стек технологий, который сейчас используется. Студенты, молодые специалисты знают и понимают, какие языки, средства разработки сейчас в моде, в тренде. И если в вашей компании в силу разных причин используют в работе не трендовые технологии, то студенту это неинтересно. Изучать он это не захочет. Ещё поэтому с кадрами всё сложнее.

При этом, наши эксперты убеждены, что каждый IT-специалист должен иметь фундаментальное образование: ему необходимо понимать основы математики, физики, и только потом осваивать прикладные навыки. Если заложен хороший фундамент, то прикладная часть хорошо на него ляжет. Но, к сожалению, не все студенты, выпускники хотят тратить время на долгую учебу, считая, что лучше окончить профильные курсы и сразу изучать рабочие инструменты. При этом молодые люди часто не в состоянии самостоятельно трезво оценить, какого качества "практические занятия" они в итоге получают. Но есть и другая крайность - получая образование в вузе, считать, что этого достаточно для того, чтобы выйти на рынок труда конкурентоспособным IT-специалистом.

- Не хочу никого обижать, но и в институтах то, что касается прикладных вещей, немного устарело. Технологии за последнее время шагнули сильно вперёд. Будем честными, образовательная программа никогда не будет поспевать за рынком. Поэтому я считаю, что вуз в первую очередь должен учить студентов искать информацию самостоятельно. А также должен научить обрабатывать эти добытые сведения, уметь из них делать выводы. Если у тебя нет опыта именно в этом прикладном решении, в этом языке программирования, то с помощью того же интернета, специализированных сайтов ты можешь получить нужную базу и дальше развиваться. Если в институте смогли заложить эту тягу к развитию, к получению информации, то у человека всё получится. Если институт не заложил, а дал только базу про язык программирования, ещё про что-то - вот здесь начинаются проблемы. Потому что новичок теряется в бизнес-задаче, теряется вообще в комплексном понимании проблемы. Да, он может сделать отсюда до сюда, но выйти шире за эти рамки уже проблематично, - убеждён Александр.

Ещё один аспект, на котором наши специалисты с многолетним опытом заострили внимание - это то, что пробовать себя в IT лучше со школы. Необходимы какие-то факультативы, тем более что от школьного курса информатики мало что осталось, это сейчас больше гуманитарный предмет. На нём сейчас редко рассказывают про биты и байты. И IT-факультативы нужны разных направлений, чтобы подросток мог сам разобраться и понять, что ему ближе.

- Все люди разные. Даже гуманитарий может найти себя в IT. Когда техническая документация написана красивым языком, то чувствуется, что писал гуманитарий, при этом понимающий, о чём он пишет. Это прекрасно. Уверен, что в школьном образовании нужно смотреть в сторону факультативов с коллаборацией педагогов и практикующих айтишников, - резюмировал Александр Шкинёв.

И, конечно, не нужно питать иллюзий: не у всех IT-специалистов высокие зарплаты. В этой отрасли максимально большой финансовый разбег, и суммы зависят от компании, региона и должности, позиции. Есть те, кто на передовой, "на хайпе": разработчики - это одно. Есть те, кто занимается техподдержкой, - это другое. IT - очень большое и многогранное поле, и уровень зарплат не может быть одинаковым. Поэтому если вы идёте за большими деньгами, то сначала приготовьтесь много и щедро инвестировать в собственные знания. Только комплексный подход поможет молодым специалистам выделиться среди множества "джунов" и успешно построить карьеру в динамично развивающейся IT-отрасли.


Мы уже писали, что студенты Омска, связавшие свою жизнь с информационными технологиями, могут набраться опыта, участвуя в IT-акселераторе ОмГУ или в IT-Лаборатории. В нашей рубрике "Войти в IT" вы найдёте подборку познавательных материалов о работе разработчиков, тестировщиков и других специалистов сферы, а также истории того, как айтишники погружаются в мир информационных технологий и что их мотивирует на собственное развитие в индустрии.

Изображения созданы с помощью Midjourney

Читайте также