Всё больше пользователей интернета начинают играть в разные криптокликеры. По сути, это мобильная игра, объединяющая механику классических игр-кликеров с криптовалютной тематикой. При этом многие игроки уверены, что у них есть шанс заработать реальные деньги. Эта надежда стала более реальной, когда в мае крупные криптобиржи открыли торги монетой NOT (на блокчейне TON) игры Notcoin от Telegram. У пользователей, которые "тапали" несколько месяцев, появилась возможность совершить обмен. Миллионов, которые были в игре, никто не заработал, потому что стоимость игровой монеты была невысокая, но большинство игроков получили от 10 до 100 тысяч рублей.
Что хотят пользователи, бесконечно кликая по монитору телефона и выполняя задания игры, понятно - заработать деньги (не факт, что это получится, но люди надеются). А вот что с этого разработчикам игр, бизнесу, который готов покупать аудиторию криптокликеров, и в целом тем, кто смотрит в сторону пространства Web 3.0? С этими вопросами нам помог разобраться гендиректор Meta Prime lab, инфлюенсер и визионер блокчейн-технологий Сергей Киргинцев.
ТАПАЮЩИЙ ХОМЯК В НАРАСТАЮЩЕМ ТРЕНДЕ
На примере этой игры Telegram хорошо показал, как за короткий срок можно собрать большую аудиторию - за три месяца порядка 36 млн пользователей. Для примера, сейчас один из самых популярных криптокликеров это Hamster Kombat. Эта игра появилась в конце марта, и сейчас её аудитория составляет более 200 млн человек. Отсюда видно, что для многих это хайповая история, на которой можно легко заработать, если "монетки" пойдут на криптобиржи. И, по сути, во многом это история построена на вере в то, что получится. Потому что никто не знает, как на самом деле будет действовать держатель игры дальше. Даже если игровые монеты выведут на торги, то из-за огромного количества пользователей её стоимость в реальных деньгах будет невысокой.
В этих играх работает элемент геймификации. Это новый инструмент, который даже ещё три года назад невозможно было так технически грамотно построить, но его тогда пробовали разные компании. Не было тогда той автоматизации, которая есть сейчас, тем более с точки зрения блокчейна, криптовалюты, токенов NFT и так далее.
- На историю с геймификацией я обратил внимание ещё три года назад и увидел, что в NFT-проектах она очень хорошо работает, когда активируется сообщество проекта и оно мотивируется выполнять определённые задания для того, чтобы в проекте была активность. На тот момент я понял, что эти задания могут быть направлены на решение бизнес-показателей, например таких, как количество охватов, создание контента, конверсия и так далее. То есть на выполнение задач, которые выводят бизнес-проект на новый уровень. Здесь геймификация прекрасна тем, что аудитория, выполняя задание (подписаться на кого-то, прокомментировать что-то, зарегистрироваться на какой-то платформе, на той же бирже и так далее) получает ИГРОВЫЕ монеты. Обратите внимание, что это не реальные деньги. Но мы получаем армию амбассадоров, эсэмэмщиков, контент-мейкеров, блогеров, маркетологов, которые готовы за эти монетки выполнять реальные задания. Это удивительный инструмент, который сейчас реально влияет на рынок.
Подобные инструменты наш эксперт использовал, когда развивал свой YouTube-канал. Он выкладывал видео, где сообщал, что всем, кто поставит лайки и напишет в комментарии адрес своего криптокошелька, он переведёт NFT (и он выполнил своё обещание). Таким образом за месяц канал вышел на охват до полуторамиллионов человек. Такой подход сработал.
Но тогда такого, как сейчас, технического решения не было. Потом появилась истории с площадками, которые позволяли отдельно ставить и выполнять задания и аудитория накапливала баллы. На этих площадках были рейтинги участников. Организаторы могли смотреть, кто самый активный в комьюнити, и таким образом ставить более чёткие и персонифицированные задания игрокам: одним создать контент, другим провести эфир, съёмку, поставить лайки, написать комментарии, распространить посты, подписки на разные соцсети и даже заняться программированием. И всё это за баллы.
- Криптокликеры показали, что геймификация не просто работает, а набирает огромные аудитории. Она действует органически - один другого привлекает, потому что все хотят получить эту монетку. Обменяют они её или нет - это другой вопрос. Криптовалюта - это всегда рискованный бизнес. Почему у Telegram это лучше работает? Потому что на данный момент он и TON(The Open Network - основанная на блокчейне децентрализованная компьютерная сеть - прим. ред.) - это максимально бесшовная, удобная френдли-экосистема для юзеров, которая позволяет в одном месте и играть, и зарабатывать, и рекламироваться, получать деньги с рекламы, криптовалюты, NFT. Это тут же и криптокошелёк, и социальная сеть, и сторис - всё в одном. И тут же связка с маркетплейсом, в том числе биржа и торговля криптовалютами, и обмен peer-to-peer (все участники равны и попеременно выполняют то роль клиента, то продавца - прим. ред.) - все в одном месте. В данном случае это ещё маркетинговая возможность направить аудиторию на свой проект.
Сейчас обсуждается, что эту большую аудиторию криптокликеров можно продавать корпорациям и любая биржа будет рада видеть у себя +30-40 млн пользователей. Ведь это транзакции, участие "кошельков", оплата комиссии за транзакции и так далее - всё это активность аудитории. Всё это верно, однако Сергей Киргинцев утверждает, что необязательно спешить с продажей аудитории, заводить её куда-то. Можно рассмотреть её как прекрасный маркетинговый инструмент. Он позволяет запустить проект и сделать так, чтобы информация о проекте разошлась по огромному количеству пользователей сети.
- Таким образом, мы идём к тому, чтобы выйти из области криптовалюты в реальный сектор экономики. То есть направить те же самые механики, например, на барбершопы, мебельную отрасль, к блогерам - в ниши, где важны количество охватов, активность аудитории. Где необходимо сделать так, чтобы контент смотрели, продукт информационный расходился, там, где можно продавать в интернете. Владельцам товара, который продаётся в интернете, можно легко орудовать этой концепцией, используя геймификацию через децентрализацию. То есть дать возможность аудитории влиять на развитие проекта.
В итоге в ближайшие несколько лет стартапы начнут запускаться по совершенно другим механикам, нежели сейчас - со сверхскоростными историями. Питч-сессии, с помощью которых стартапы привлекают инвесторов, уйдут в прошлое. По словам нашего спикера, сами стартапы будут собираться с помощью нейросетей и выходить на подобные площадки. Они, создавая приложения на базе типа TON Mini Apps, будут быстро набирать аудиторию, получать большие охваты и выводить свой продукт на рынок с помощью комьюнити, которое за это получит игровые монеты.
- И монету, которую они дают, необязательно будет выводить на биржу, как это сделал Notcoin, необязательно превращать её в токен, крипту и так далее. Эта монета может быть прикручена к продажам запущенного продукта. То есть, если вы помогли мне качнуть мой продукт и сделали его узнаваемым, я через smart-контракт, через кошельки, "Телеграм", TON или приложение буду распределять с продаж определённый процент тем, кто имеет эти монеты. Таким образом монеты можно будет обменивать на внутренний продукт этой компании, частично или полностью оплачивая его этими монетами, как бонусами. Ну или выводить уже в реальные деньги: USDT/рубль, крипторубль и так далее. Всё идет к тому, что маркетинг трансформируется в совершенно новую штуку, и от этого бизнес тоже будет меняться, будет двигаться в сторону децентрализации. Нужно признать, что сейчас сообщества - очень сильная штука и выходят на первый план. И это нарастающий тренд.
МОШЕННИКОВ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
Чтобы не нарваться на мошенников, необходимо изучать тот рынок, куда вы заходите. Смотреть, наблюдать, изучать, что это за площадка, и не торопиться с активными действиями. Как отметил Сергей Киргинцев, если всё выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, то это неправда.
- Крипторынок - высокорискованный с точки зрения торговли. Для многих людей он новый. Когда вы заходите на территорию, где всё новое, то очень высок риск, что вас могут обмануть. Для того чтобы этого не произошло, нужно иметь опыт. Опытные криптаны (тот, кто занимается криптовалютой - прим. ред.) знают подводные камни, они знают, на что смотреть в первую очередь. Я недавно обратил внимание на ещё один "тапающий" проект. И нашёл достаточно крупный YouTube-канал: 45 тыс. подписчиков, но с шестью видео. Там автор недавно выложил видео, где рассказывает, как можно получить миллион игровых монет. Он говорит, что вам надо пройти по ссылке, и компания раздаст эти монеты, и показывает скрины мобильной версии сайта (очень похожие на оригинал). Там есть и кнопочка, чтобы получить монеты, но ссылка не соответствует реальной - похожее название, но на самом деле копия. Если зайти в социальные сети этой компании, то видно, что ничего подобного не анонсировали, а тот сайт - подделка. Надо перепроверять, иначе ты рискуешь отдать данные своего кошелька для последующей выкачки с него монет, NFT и так далее. Их будут списывать мошенники. Когда я начинал заниматься NFT, ещё было не так много опыта, и у меня с кошелька так и ушли мои 300 долларов. И найти их невозможно. Так что нужно изучать, смотреть, находить официальные соцсети, - резюмировал эксперт.
Мошенники могут купить YouTube-канал с большим количеством подписчиков. Они удаляют оттуда весь контент, загружают фейковую трансляцию, либо ставят запись с оригинального канала и дают фейковые ссылки на сайты, и пользователь туда "приходит", чтобы получить какой-нибудь бонус, а на самом деле получает гарантированную возможность что-то потерять.
Кстати, недавно Сергей Киргинцев рассказывал нам, каких специалистов будут хантить в новой эре интернета. В нашей рубрике "Войти в IT" вы найдёте много материалов, посвящённых разным направлениям сферы информационных технологий. А также интервью, в которых спикеры рассказывают о своём развитии в мире IT.
Изображения созданы с помощью Midjourney