Учеников ЦМШ всё чаще можно увидеть на площадках Омской филармонии. Молодые артисты регулярно приезжают в Омск и собирают здесь полные залы, гости таких вечеров остаются в восторге: безо всяких "скидок на возраст", отмечая не уступающий взрослому исполнительский профессионализм и мощнейшую энергетику юности.
На что приходится идти, чтобы блистать с большой сцены, и как молодые музыканты балансируют между учёбой и репетициями, они рассказали "Омск Здесь". Наш новый герой - арфистка Дина Ласкина. Она поделилась секретами владения инструментом, рассказала о триумфе на первом конкурсе и раскрыла секрет, почему арфисты живут дольше других музыкантов.
- Дина, ты выбрала не самый популярный инструмент, на котором учатся играть в музыкальной школе. Почему всё-таки арфа?
- В детстве так сложились обстоятельства. У моего первого педагога по музыке дочка была арфисткой, и она стала моим первым учителем. Мне сразу понравилась красота этого инструмента и его звучание, поэтому я остановилась на нём.
- Любой музыкальный инструмент требует жертв. У гитаристов под ударом оказываются пальцы, а точнее их подушечки, которые со временем огрубевают. У скрипачей после репетиций буквально отваливается спина и болит шея. Какие профессиональные болезни у арфистов?
- У арфистов часто появляются мозоли на пальцах обеих рук, которые иногда болят. Искривление позвоночника - тоже распространённая профессиональная болезнь. Руки также могут иногда зажиматься. Зато говорят, что арфисты живут дольше других музыкантов благодаря равномерной нагрузке на руки и ноги при игре.
- Долго ли приходится восстанавливаться после усердных репетиций?
- Мне нужно около 40 минут побыть в одиночестве, чтобы восстановиться.
- Арфа - многожанровый инструмент?
- Да, на арфе можно сыграть почти всё. Я исполняла джазовые произведения, классические, кельтскую музыку и музыку из фильмов.
- На арфе достаточно большие межструнные расстояния. До всех ли струн дотягиваешься и есть ли произведения, которые из-за невозможности этого, сыграть пока не под силу?
- Когда я была маленькой, я не могла дотянуться до самой нижней октавы даже на леверсной арфе (арфа с рычажками для переключения полутонов - прим. ред.). Сейчас я дотягиваюсь до всех струн на педальной арфе. Но основная проблема маленьких арфистов - это не расстояния между струнами, а недосягаемость педалей и высокая посадка. Поэтому мы используем специальные насадки на педали и высокие стулья с подставками для ног.
- За годы выступлений на сцене волнение и стресс не ушли? Как себя успокаиваете?
- Волнение никуда не делось. Наоборот, сейчас я больше волнуюсь, чем в детстве.
- Арфа - конкурентоспособный инструмент? Много ли на сегодняшний день арфистов?
- Хороших арфистов много по миру. Сильные школы есть в Санкт-Петербурге, в Москве - ЦМШ и Гнесинка, а также в других странах.
- Много ли времени занимают репетиции? Часто ли желание довести музыкальное произведение до идеала борется с желанием, например, погулять?
- Я занимаюсь по 2-2,5 часа в день. Иногда хочется погулять, но порой музыка меня настолько затягивает, что я предпочитаю занятия встречам с друзьями.
- Какое музыкальное достижение стало самым значимым? Когда почувствовала, что все усилия не напрасны?
- В 7 лет я неожиданно получила Гран-при конкурса "Хрустальный камертон". Это был мой первый конкурс. Но больше всего меня всегда радует похвала моего педагога.
- Какие у тебя планы на будущее?
- Я пока не заглядываю так далеко в будущее. Жизненные обстоятельства могут измениться, всё непредсказуемо. Сейчас моя цель - поступить в 5-й класс Центральной музыкальной школы.
Фото: Елизавета Медведева