Общество  •  12 января 2025, 10:11, последнее обновление 12 января 2025, 10:21

Утопии в коде: о новом поколении разработчиков, мечтающих изменить мир

Рассказываем, кем себя в будущем видит студент-разработчик, ещё не окончивший вуз, и почему IT-специалистам так важно уметь общаться с незнакомыми людьми.

Сегодня мы беседуем с амбициозным парнем, студентом третьего курса ОмГТУ и Team Lead, iOS-разработчиком на внутреннем проекте в компании Effective Кириллом Шереметьевым.

Он уже успел привести свою команду к победе в студенческой IT-лаборатории, демонстрируя технические компетенции и лидерские качества. Кирилл увлечен не только программированием, его привлекают миры литературы, а ещё молодой человек стремится развивать свои навыки общения и публичных выступлений. Он мечтает возглавить команду талантливых разработчиков, чьи идеи могут изменить общество к лучшему. Давайте заглянем в его вселенную и узнаем, что движет этим молодым специалистом.

- Что тебя вдохновляет как разработчика и почему ты выбрал именно эту профессиональную сферу?

- Вдохновляет то, что я могу создавать какие-то продукты, используя только компьютер, и они могут быть полезны людям и при этом как-то упрощать или менять их жизни к лучшему. Это и есть причина, по которой я выбрал путь разработчика. Это было моё личное желание - изучать всё, что связано с программированием и дальше двигаться по этому направлению. Отчасти на выбор повлияли родители - они сказали: "Иди, мы тебя поддержим", с пониманием отнеслись к моему решению.

Кирилл Шереметьев

- Кирилл, ты сейчас учишься на третьем курсе. Лёгко было поступить в вуз, погрузиться в сферу IT?

- До этого я немного изучал программирование, для меня это было что-то знакомое, когда поступал. Во время участия в студенческой IT-Лаборатории я изучал для себя новое направление разработки, сначала было сложно. Были отличия по изучению, но самое новое для меня было - это работа в команде. Это был мой первый опыт такого формата. И работа на проекте, который мы делали с нуля, тоже была достаточно сложна первое время. Необходимо привыкнуть, перестроиться. Помимо работы в команде, надо было писать код так, чтобы вся кодовая база была единой и не выбивалась. Как-то так. До Лаборатории у меня был небольшой опыт работы (три месяца) на внутреннем проекте Effective, а после я уже на два месяца ушёл в Лабораторию.

- В сезоне 2024 года IT-Лаборатории твоя команда заняла первое место. Насколько помню, у вас был проект, связанный с дополненной реальностью. Расскажи подробнее.

- Проект назывался "Merch Like a Pro". Суть его в том, чтобы дизайнеры или любые другие заинтересованные лица могли создавать брендированную одежду в смешанной реальности. Наше приложение даёт новые варианты, как можно работать с вещами.

- Что тебе больше запомнилось на этом проекте?

- То, что нам приходилось работать с чем-то совершенно новым и малоизвестным, в том плане, что технологии, на которых мы писали, ещё мало изучены. Было мало документации и примеров по работе. Тут же у меня был первый опыт именно управления командой. И особенно запомнились выступления - до этого тоже не особо их практиковал перед аудиторией. А тут старался каждую неделю выступать и показывать, что мы с командой сделали. Потом смотрел со стороны своё выступление на финале Лаборатории - мне оно не очень понравилось. Я сильно волновался, в голосе не чувствовались эмоции. Я просто старался сказать заученный текст. Мне бы хотелось на выступлениях быть более эмоциональным, делать акценты на важных моментах и стараться поменьше волноваться. Но это, скорее всего, придёт с практикой.

Награждение победителей и призёров. Автор: Михаил Гуненков

- Ты в команде был разработчиком? Какие задачи у тебя были?

- Всё-таки я был именно тимлидом - управлял командой, также достаточно много писал код. Есть ещё другая немного роль, называется Product Owner. Задача этого специалиста задавать развитие проекта и проверять результаты работы на каждом этапе. А моя задача, в свою очередь, была координировать нашу команду. Направить ребят так, чтобы выполненной нами работой остался доволен тот самый Product Owner.

- Какой ценный урок ты усвоил в ходе работы над проектом?

- Я понял, что нужно уметь правильно декомпозировать задачи внутри команды. Конечно, важна личная ответственность, но при этом нужно распределять обязанности так, чтобы они были примерно поровну. А то может получиться так, что на одном человеке слишком много обязанностей и всё будет от него зависеть. Ещё важно не перерабатывать, если это не является какой-то необходимостью.

- Совмещать учёбу и работу, пусть даже и любимую, непросто. Как ты справляешься со стрессом и объемом задач?

- Во время учёбы и работы... Я могу иногда выписывать себе какие-то мысли в блокнот. Это мне, в принципе, помогает. Я их, естественно, разбираю, чтобы избавиться от них. Также немного помогает отвлечься от стресса чтение и какие-то домашние дела. Чтобы меньше волноваться по этому поводу, нужно упорядочить весь процесс. Стараюсь планировать свои рабочие дела, учёбу на неделю вперёд.

- Кирилл, ты на кого-нибудь ориентируешься в IT или у тебя исключительно свой путь?

- Не могу сказать, что я на кого-то ориентируюсь, что у меня есть кумиры среди разработчиков. Скорее, я стараюсь идти по пути, где, думаю, я смогу быть максимально полезен, и что немаловажно, где буду доволен собственной реализацией. И, скорее, я не ориентируюсь на других людей, но уважаю какие-то навыки в человеке. И мне бы хотелось эти скилы сделать частью себя или чему-то у такого человека научиться.

- Как думаешь, на данный момент каких навыков тебе не достаёт?

- Пожалуй, навыка качественного взаимодействия с людьми. Особенно с незнакомыми. А это необходимо, чтобы расширять свой кругозор. Хочется быть чуть более открытым новым людям и больше проявлять инициативы. Надо научиться показывать свою заинтересованность в том, что мне хочется делать.

- Для чего так необходимо уметь коммуницировать с незнакомцами?

- Чтобы находить близких по духу, ценностям людей, чтобы сделать их частью моего близкого круга. Чтобы вокруг было больше людей, с которыми мне хочется общаться. Взять какие-то интересные черты и сделать их частью себя.

- Есть хобби, чтобы переключаться с рабочих вопросов?

- Чтение. Преимущественно художественная литература. Последнее время подсел на антиутопии. Мне нравится, что есть какие-то альтернативные миры, в которые можно погрузиться. При этом там будет какая-то философия, которую можно понять. За этими мирами в их противоречивости достаточно интересно наблюдать. Наблюдать за персонажами, которые живут в них. Мне при этом нравится, как про это может рассказываться.

- Кирилл, кем бы хотел стать в мире информационных технологий лет через пять?

- Вижу себя тимлидом, но уже на более крупном проекте, либо же Product Owner'ом. Было бы интересно побыть в роли технического менеджера, то есть человека, который, по сути, руководит, общается с инженерами и переводит с технического языка на язык бизнеса.

Чистой разработкой в будущем уже не хотел бы заниматься - больше что-то переходящее в менеджерство. После Лаборатории понял, что больше нравится управлять командой и что есть более талантливые разработчики. Вот ими мне и хочется управлять, чтобы они могли делать классные вещи, приносящие пользу людям.

Мир информационных технологий может быть разным, как и те, кто работает в этой сфере. Как живётся и работается айтишникам, читайте в нашей рубрике "Войти в IT".

Главное фото создано с помощью Midjourmey
Фото: Илья Петров

Читайте также