Общество  •   2 июня 2024, 10:11, последнее обновление 5 июня 2024, 11:33

От шахмат до языков программирования: история 14-летнего программиста

Рассказываем, как интерес подростка к видеоиграм может привести в программирование.

Сегодняшний герой нашей рубрики "Войти в IT" 14-летний выпускник Омской IT Академии, начинающий разработчик игровых приложений, шахматист, хоккеист и просто парень, который увлечён тем, чем он занимается. При этом он не забывает хорошо учиться в школе. За последние три года, которые Макар Антохин посвятил информационным технологиям, он изучил такие языки программирования, как Python, Kotlin, программировал на C++, C# и ещё на Java.

Мы пообщались с юным айтишником и узнали, почему он пришёл в эту сферу, кто его кумир, что именно ему нравится программировать, какой он предпочитает для этого язык, как выиграть городской конкурс и кем видит себя в будущем.

- Макар, как давно ты начал интересоваться программированием и вообще IT-сферой? Что стало причиной?

- Это было в 2021 году. Я, как и многие школьники, не против поиграть в видеоигры. Но меня больше стал интересовать не процесс игры, а то, как она сделана. Я стал разбираться, как же делают видеоигры. Посмотрел на эту тему одно видео, другое, и меня это затянуло. Стал активно увлекаться этим. Причём я начал не с учёбы, а сразу взялся за масштабный проект. По задумке там пять разных миров, разные измерения (2D, 3D). Просто начал его постепенно делать, но одному это нереально осилить, нужна команда. Пока оставил эту задумку. Моя 3D-игра была пародией на популярную тогда игру FNAF. Сейчас сам я не часто играю, больше стараюсь создавать.

- Ты стал смотреть иначе на уже существующие видеоигры, когда стал сам их создавать?

- Конечно. Есть непопулярные, так называемые инди-игры, я стал там больше замечать какие-то разные бесплатные файл-паки (запакованные файлы, сложенные в одном месте. В Gamedev представляет собой архив игровых ресурсов - прим. ред.), 3D-графику. Стал больше внимания на это обращать. Стал понимать, как всё реализуется, что, где и как работает, где какие недочёты есть у игры. Иногда хочется в этих играх что-то добавить, исправить, к сожалению, такой возможности нет.

- Можно ли поиграть в игры, которые сам создал?

- Одна из них есть на "Яндекс.Играх". Она на широкую аудиторию - пародия на игру, где шарик летит и надо преодолевать разные препятствия, плюшки вызывать. Это вот одна игра в общем доступе. Вообще создавал онлайн-игры, кликеры, RPG-игры. Но чаще разрабатываю игры для себя, для ребят своего возраста. Со своими друзьями играю в них по сети. Они говорят, что им интересно играть, нравится моя работа.

- Какие языки программирования за это время ты изучил? Есть ли среди них тот, который тебе вот прям особенно нравится?

- Сначала я как-то не очень любил Python. Я его считал медленным, было слишком легко с ним работать. Но сейчас я иначе смотрю на этот язык программирования. Видимо, глубже изучил и понял его лучше. Он стал мне больше нравиться. Недавно изучил Kotlin, программировал на C++, C# и ещё на Java. Из всех этих языков больше всего мне нравится C#. Это связано с созданием игр, но и сам по себе он очень интересный.

- То, что ты любишь GameDev, я уже поняла. Какие ещё области информационных технологий тебя привлекают: Web-, мобильная разработка, кибербезопасность?

- Я больше проникся мобильной разработкой. Вот недавно сделал приложение по заказу для сети детских проектов FRIENDS'WORLD |Мир друзей. Мы разработали приложение для детей и подростков, играя, они развивают и усиливают свои soft skills, изучают культуру и традиции народов России.

- Получить практический опыт, да ещё и деньги за это - здорово. Как часто ты принимаешь участие в каких-либо конкурсах, хакатонах?

- К сожалению, часто участвовать в них желание есть, а времени не всегда хватает: школа, плюс тренировки и занятия шахматами. Опять же учусь в IT Академии. Поэтому пока участвовал только в одном IT-конкурсе - городском в декабре прошлого года. На подготовку к нему у меня было всего дней 16, поэтому я выбрал простой вариант -написать приложение для компьютера и бота для рецептов. Вбиваешь продукты, которые есть, например, в холодильнике, и программа выдает тебе рецепты - что из них можно приготовить. А вообще я хотел бы поучаствовать в Game Jam (сбор разработчиков игр с целью разработки одной или нескольких игр за ограниченный промежуток времени - прим. ред.), но нет пока времени.

- Расскажи о процессе работы над этим приложением.

- Изначально я планировал взять за основу такой же поисковик, который собирает данные для интернет-магазинов: ДНС, "Эльдорадо" и так далее. С таким поисковиком можно сравнивать рецепты, варианты. Но оказалось, что достать данные из этих сайтов очень сложно - стоит защита. Поэтому выбрал вариант попроще - открыл сайт, который делает то, что и моё приложение, чуть оптимизировал, выгрузил продукты из их базы данных, красиво разложил, чуть усовершенствовал, и готово. Это было создано просто для конкурса и никуда дальше не пошло.

- Какие эмоции испытал, когда тебя назвали победителем?

- Было много участников, проектов 20 мы слушали, и всего 3 места. Проекты были и однотипные и разные, но все интересные. Называют тех, кто занял 3 и 2 места. Думаю: ну ладно, ничего страшного, попробую в следующий раз. И тут говорят, что я занял 1 место! Это были очень приятные ощущения, понял, что потрудился не зря.

- В каких IT-компаниях ты бы хотел поработать, набраться опыта?

- Когда я создавал игру, чтобы разместить её на "Яндексе", то очень проникся этой компанией. Хотел бы там поработать, конечно. Это было бы круто.

- Есть специалисты в IT-сфере, на которых тебе хочется равняться?

- Есть один человек, который очень эрудированный, умный - Роман Сакутин. Он очень круто учит писать код. И сам пишет чистый, красивый, структурированный код. И я бы хотел научиться так же.

- Что нужно, чтобы научиться такому написанию кода?

- Я считаю, что нужно сначала настроиться писать только грамотно, чисто, без костылей. Но это не всегда получается. Сейчас я пишу-пишу, потом "ладно, так сойдёт", а через неделю вообще про него забываю. Если на неделю забросил, то после возвращения к нему видишь уже какие-то иероглифы. Просто у меня сейчас нет таких проектов, которые есть смысл переделывать. Я же только учусь, пробую.

- Каким тебе представляется твой дальнейший путь развития в IT? Или вообще в другой сфере себя видишь?

- В другой сфере себя пока не вижу. А в IT, думаю, вообще может всё по-разному сложиться. Моя мечта - устроиться в компанию по созданию игр. Это же круто - вложить частичку себя в какую-нибудь интересную игру.

Увлечение информационными технологиями Макара поддерживают его родные и близкие. Мама юного разработчика Галина в финале присоединилась к нашей беседе и рассказала о том, чем ещё увлекается её ребенок.

- Галина, вы вообще могли предположить, что сына заинтересует IT?

- У него всегда прослеживался аналитический склад ума. Они с бабушкой много занимались математикой. В 5 лет мы отдали его на шахматы, чтобы развить усидчивость, концентрацию внимания. А после шахмат, лет в 11, он легко вошёл в программирование. Сначала они изучали общие вопросы информационных технологий, разные направления. Потом он пошёл в узкое программирование. Видно, что ему нравится, а когда человеку что-то интересно, то он делает это с любовью и у него получается. Я поддерживаю его увлечение. Тем более что это перспективное направление, а значит, будущее сына будет интересным, насыщенным и современным.

- Шахматами продолжает заниматься?

- Шахматы, конечно, не особо сдержали его бешенную детскую энергию, но включили логическое мышление. Преподаватель по шахматам давал интересные исторические справки о великих шахматистах, преподавал интересно. И Макар поэтому с любовью и радостью ходил на шахматы. С интересом решал и сейчас решает шахматные задачи. Думаю, что именно это сыграло роль в том, что он увлекся IT. А сейчас он уже получил диплом в IT Академии - мы очень гордимся. Что касается шахмат, то Макар каждый год играет на турнире памяти Я. Д. Русакова - это один из этапов детского Кубка России по шахматам среди мальчиков и девочек. Играет за 92-й лицей Омска, продолжает заниматься индивидуально со своим первым наставником. На городских турнирах сын играет на самой сильной доске - первая доска считается самой ответственной. Ещё много лет занимался хоккеем, но из-за второй смены в школе в этом году пришлось пока оставить эти тренировки. Тренер по шахматам нам всегда говорит, если бы он столько времени уделял шахматам, сколько хоккею, то мог бы быть уже гроссмейстером.


Есть цель, нет преград. Если человек хочет расти и развиваться в профессии, знает, что ему нужно, то его мало что может остановить. Больше статей о мире информационных технологий, личных историй айтишников вы найдёте в нашей рубрике "Войти в IT".

Фото: Илья Петров

Главное фото создано с помощью Midjourney

Читайте также