Свободное время  •  24 ноября 2024, 20:06, последнее обновление 24 ноября 2024, 21:19

Особняк, который не успел стать домом Гасфорда. Тайны и драмы генерал-губернаторского дворца

Рассказываем об омском храме искусства, строительство которого началось с трагических событий 19-го века в жизни генерал-губернатора Густава Гасфорда и его молодой супруги Любочки.

Сегодня в специальном репортаже телеканала "Продвижение" в Омске пойдёт речь об одном из удивительных, сохранившихся со второй половины 19-го века, зданий, история которого рассказывает о драматических поворотах жизни самого особняка и иллюстрирует судьбу России. Сейчас это корпус Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Музейные работники называют его "Экспонат № 1". Речь идёт о Генерал-губернаторском дворце.

Историки уверены, что к возведению особняка генерал-губернатора Западной Сибири Густава Гасфорда (губернаторствовал в 1850-1861 гг.) подтолкнула личная трагедия. В 1851 году чиновник вместе с молодой супругой поселился в старом губернаторском доме, находившемся на территории второй омской крепости. Там было холодно и сыро - такая обстановка необратимо подорвала здоровье супруги Гасфорда.

- Некоторые половицы сгнили, плохо топились печи и генерал-губернатор Гасфорд вместе с молодой женой Любочкой пережил настоящую трагедию. Любочку постигла чахотка - от постоянных сквозняков она не перенесла наш суровый климат и умерла. И Гасфорд писал очень много писем в Санкт-Петербург о том, что генерал-губернатору положен дом согласно его статусу, - рассказывает заместитель директора по научной деятельности Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Ирина Симонова.

Проект дворца утвердили в 1857 году, а строительство заняло ещё 4 года. Дом возводили с учётом всех необходимых удобств, чтобы соответствовать статусу лиц, которые будут там проживать и останавливаться на время. Генерал-губернаторский дворец построили в 1862 году. Но сам Густав Гасфорд не успел в нём пожить.

- Было даже сделано специальное приспособление - на чердаке сушилось бельё, чтобы его не проносить через жилые помещения, со стороны дворца был сделан внешний лифт. Но к этому времени Гасфорд вернулся в Санкт-Петербург, - отметила ведущий методист отдела педагогики и музейного просвещения Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Лариса Андреева.

Первым жителем дворца стал преемник Гасфорда Александр Дюгамель (губернаторствовал в 1861-1866 гг.). Наконец-то здесь стали устраивать балы, а возле дворца появились конюшни, хозпостройки и жильё для прислуги. Но удивительнее всего то, что вокруг особняка разбили сад, привезли заморские растения и для их адаптации возвели оранжереи, теплицы.

- Этот генерал-губернатор был садоводом-профессионалом. В этих оранжереях он выращивал и зелень для стола, и прекрасные экзотические цветы. Все условия были созданы Дюгамелем для того, чтобы проводить здесь балы, - подчеркнула Лариса Андреева.

Генерал-губернаторский дворец построен в стиле неоренессанса. Внешне дворец напоминает итальянское палаццо 16-го века - характерная башня-бельведер и смотровая площадка. Но у дворца только фасад выглядит по-европейски. Здание спроектировано с учётом сурового сибирского климата. На входе предусмотрен тамбур, который защищал домочадцев от сквозняков. Отказались архитекторы и от плоской крыши - возвели двускатную, чтобы удобнее было чистить снег.

Одним из ярких элементов дома, сохранившихся до наших дней, была дверь с резными розетками. Кстати, её створку можно увидеть на выставке "Начало", посвящённой истории генерал-губернаторского дворца. Ещё один привлекающий внимание элемент внутреннего устройства дворца - чугунная лестница. Её заказали на Каслинском литейном заводе. Это было новаторское по тем времена решение - отдать предпочтение не мрамору, а чугуну.

- На втором этаже находились жилые комнаты для генерал-губернаторов и их семей, а также для женской прислуги. А на первом этаже в основном хозяйственные и деловые. То есть, когда мы заходим во дворец, то слева, где сейчас гардероб, в том же помещении была комната для платьев. По сути, назначение комнат совпадает. Справа, где сейчас в музее небольшая комната охранников, находилась швейцарская. По сути, тоже совпадает. Далее с той и другой стороны следовали приёмные и кабинеты, - рассказала Лариса Андреева.

Генерал-губернаторы менялись, соответственно менялись и хозяева дворца. К сожалению, предметы губернаторских интерьеров до наших дней не сохранились, но на выставке можно увидеть похожие экспонаты в стиле классицизма. Однако в 2008 году были найдены образцы обоев, которые украшали стены дома в 1860-х годах.

Здесь останавливались во время путешествий геолог, мореплаватель, исследователь Арктики Адольф Норденшельд, немецкий этнолог, чьим именем названы гавань и побережье в Папуа-Новой Гвинее, Отто Финш, немецкий зоолог, автор прославившей его на весь мир научно-популярной работы "Жизнь животных", Альфред Брем, русский путешественник, географ, владевший семью языками, Николай Пржевальский.

Во время революции дворец сильно не пострадал, и новая власть нашла применение ему в своих интересах. Здесь находились разные политические организации. Однако в 1918 году в Омск вступает армия Колчака и город становится столицей белого движения. В генерал-губернаторском дворце разместили кабинет адмирала Колчака, канцелярию и совет министров.

После тут были военные штабы, потом на какое-то время дворец был отдан под детский дом. Даже сапожная мастерская успела "побывать" в этих стенах. За это время дворцовая мебель была утрачена, само здание и хозпостройки пришли в упадок.

Вновь дворец задышал полной грудью, когда в нём по инициативе краеведа Фёдора Мелёхина разместили Западносибирский краевой музей. Кстати, именно Мелёхина считают основателем музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Тогда сотрудники нового музея привели дворец и сад в порядок, вычистили двор. Под крышей особняка, где некогда играла музыка, танцевали дамы, озаряя своими улыбками всё вокруг, они собрали невероятную коллекцию произведений искусства. Но впереди дворец ждали новые испытания, забвение и ещё одно воскрешение.

О том, что происходило со знаменитым зданием во время Великой Отечественной войны, какие тайны оно хранит, как влияло на историю страны и что нашли работники под половицами, смотрите в специальном репортаже прямо сейчас.

Фото: скриншоты специального репортажа "Экспонат № 1"

Читайте также