Какие специальности сегодня востребованы среди абитуриентов? Какие перспективы открывает среднее специальное образование в области культуры? Приходится ли конкурировать с высшими учебными заведениями? Разбираемся с заслуженным деятелем культуры Омской области, кандидатом исторических наук, директором Омского колледжа культуры и искусств Зориной Николаевной Берковской.
- Зорина Николаевна, в чём, по-вашему, сегодня главная задача образования в сфере культуры?
- Воспитание кадров. Понимаете, культура занимает важное место в нашей жизни. Город Омск - третья культурная столица. Жизнь омичей насыщена походами в театры и музеи. Мы единственный город в Сибири, имеющий у себя филиал Эрмитажа. Я уже не говорю о нашем Академическом симфоническом оркестре и Русском народном хоре. А ещё у нас есть 32 муниципальных района области, в домах культуры которых в последнее время происходят положительные изменения в плане улучшения материальной базы. Не секрет, что Омский регион среди Сибирского федерального округа - флагман в реализации нацпроекта по ремонту, восстановлению и строительству ДК, ДШИ, концертных залов, кинозалов. Но чтобы любое учреждение с современным оборудованием могло функционировать, нужны качественные современные молодые специалисты. Так как в регионе института культуры нет, один из основных поставщиков кадров - это наш колледж.
Мы предоставляем возможность обучения по следующим направлениям подготовки: актёрское искусство, музыкальное искусство эстрады, инструментальное исполнительство, сольное и хоровое народное пение, хореографическое, театральное творчество, социально-культурная деятельность, декоративно-прикладное искусство, живопись, библиотековедение, документационное обеспечение управления и архивоведение, туризм и гостеприимство. В планах открыть набор на новые специальности: дизайн, анимация, анимационное кино, звукооператорское театральное мастерство, аудиовизуальное искусство.
- Чем обусловлена актуальность именно этих специальностей?
- Это профессии, требующие как технических знаний, так и творческой составляющей, а также большого практического опыта. Для учреждений культуры они необходимы, оборудование есть, кто-то должен работать!
- Насколько я знаю, ребят, занимающихся в Школе креативных индустрий при Колледже культуры и искусств, вы уже обучаете навыкам этих профессий?
- Да! Создание ШКИ в 2022 году значительно расширило материальные возможности колледжа. У нас появилось высококлассное профессиональное оборудование. Техника не должна простаивать. Студии школы всегда наполнены школьниками и студентами, проходят учебные занятия, идёт подготовка творческих проектов, встречи и мастер-классы от лучших специалистов региона. В практических и обучающих целях используем нашу студию звукозаписи, которая подходит как для записи сольного вокала, так и для небольшого музыкального коллектива; фотостудию с хромакеем; студию дизайна - у нас в пользовании современное типографическое оборудование; студию электронной музыки. У нас есть техническая возможность реализовывать самые современные тенденции в любой отрасли искусства. И что немаловажно, у нас работают педагоги, которые могут всему этому научить.
- Собрать команду профессионалов, которые будут чувствовать ритм времени, трудно?
- Скажу так: это большая ответственность перед детьми. Но работают у нас лучшие профессионалы города. Например, джазовым вокалом с ребятами занимается Анна Шинковая, в студии звукозаписи дают мастер-классы именитые артисты, в студии электронной музыки трудятся лучшие ди-джеи города. Надо отметить, преподаватели творческих профессий особенные. Для них большая ценность - это совместное творчество в процессе с обучающимся.
- Какие перспективы в будущем появляются у выпускников Колледжа культуры и искусств?
- О востребованности наших выпускников вопрос обычно не стоит. Не мы стараемся их пристроить, а работодатели за них уже борются (улыбается). У многих в планах не работа, а поступление в высшее учебное заведение. Многие планируют уезжать. Нам, конечно, хочется, чтобы они остались в нашем регионе, но мы только за, чтобы они пробовали себя в разных городах, на разных площадках. Наши дети ведут активную конкурсную жизнь. Например, одного нашего баяниста после победы на престижном конкурсе пригласили на обучение в Сибирском государственном институте искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск).
- Что самое сложное в организации жизни культурного учебного учреждения?
- Выстроить учебный процесс. Мы очень отличаемся от обычного образовательного учреждения, где можно поставить четыре пары подряд и не менять расписание год. Нет, у нас регулярно появляется что-то неожиданное (конкурс, концерт), и ребятам надо и туда успеть подготовиться, и на занятия. Поэтому жизнь в колледже бурлит с 8 утра и минимум до 22 часов. Кроме того, в стенах колледжа создано 13 творческих коллективов, которые тоже требуют и дополнительное время, и особое к себе внимание. Даже экзамены мы не можем просто так провести: у нас каждый зачёт/экзамен - красочный концерт, шоу! Поэтому наша задача - замотивировать ребят, сделать так, чтобы они воспринимали всё это не как формальности, а как свою жизнь. Ведь именно это их и ждёт после выпуска.
- Иметь высшее образование - сегодня модно. Как удаётся конкурировать с вузами и привлекать абитуриентов к себе?
- Мы не конкурируем (улыбается). Мы даём ребятам попробовать на вкус непосредственно их профессию. Мне кажется, у каждого учреждения свои цели и задачи. Мы принимаем ребят на базе 9 классов. К нам часто приходят после 11-го, но они всё равно будут учиться с теми, кто после девятого. Творческую личность нужно воспитывать, и начинать это нужно как можно раньше.
В колледже обучается много ребят из области, и наши студенты приходят к нам примерно в 15 лет. Они ещё дети. Мы предоставляем им общежитие. У них стресс в квадрате: самостоятельное ведение быта, новый город, новый коллектив, новая дисциплина, новые предметы для изучения. Но они, как правило, настолько хотят овладеть профессией, что никакие трудности их не смущают. Приспосабливаются, вливаются и в учебный, и в творческий процесс. После выпуска кто-то отправляется в институты культуры, консерватории, кто-то остаётся в городе преподавать, а кто-то возвращается в деревни и сёла - работают в родных школах искусств, дворцах культуры. Успех, как и путь, у каждого свой. Есть у нас и выпускник, который сегодня является ведущим солистом Большого театра - и такое случается, и такое будущее возможно, если ты поступаешь в Колледж культуры и искусств.
- Как планируете развиваться дальше?
- Если говорить о ближайшем - 5 июня 2024 года мы планируем представить все отделения и коллективы в большом концерте на сцене Концертного зала Омской филармонии. Мы продемонстрируем все направления нашей работы. В этом концерте мы задействуем все наши творческие силы. Кроме того, перед концертом организуем интерактивные площадки в фойе, на которых покажем, чем сегодня живёт колледж.
Фото: Илья Петров