Многим детям уже не интересно просто сидеть и играть в компьютерные игры. Они стремятся сами их создавать, таким образом погружаясь в сферу информационных технологий и всесторонне развиваясь. В любом случае, если уж ваш ребёнок любит сидеть за компьютером, пусть делает это с пользой для себя и окружающих.
О том, что именно детям нравится в IT, как развить интерес и помочь ребенку выбрать своё направление, мы поговорили с директором Омской IT академии Дмитрием Ивано́вичем.
- Последние пять лет вы специализируетесь на обучении в области информационных технологий детей и подростков, это перспективно?
- Если мы хотим вырастить успешного IT-специалиста, надо начинать работать именно с детьми. Тут очень тесная параллель со спортом. Если мы хотим вырастить талантливого футболиста, хоккеиста, пловца, гимнаста, то надо отдавать ребёнка в спорт с раннего детства. В программировании или вообще в целом в мире IT-индустрии у нас как раз самое ценное время - это период начальной школы и подростковый. Скажем так, вообще самый классный возраст, чтобы начинать учить детей программировать, - 7 лет. Мы просто видим это наглядно. В этом возрасте за год ребёнка, который не умеет читать и писать, можно научить программировать, потому что интеллект очень гибкий.
- Любознательность?
- Да, любознательность. Мне было интересно, почему дети в IT круто учатся - через удовольствие, а взрослые - через страдания. В возрасте с 7 до 15 лет самый бурный рост нейронных связей. За это время люди обретают треть своих навыков по жизни. Это потом человек может стать бухгалтером, юристом и так далее, но это всё маленькая часть компетенций, знаний и умений. Если хочешь что-то знать намного глубже, то лучше начинать изучать в раннем возрасте.
- Дети и подростки, которые сейчас приходят обучаться IT, чем-то отличаются от детей, которые приходили лет пять назад? В мотивации, стремлении или дети есть дети и им во все времена всё интересно?
- Они все разные. Мы видим динамику даже от года к году. Из положительных изменений я бы назвал обучаемость, а точнее, скорость усвоения программы. Сейчас дети учатся быстрее. Условно говоря, несколько лет назад на освоение какой-нибудь технологии, например, JavaScript мы выделяли полгода, то сейчас дети усваивают эту программу за три месяца. За пять лет точно произошло ускорение в обучении. Из минусов - дети стали хуже социализироваться. Этот момент от года к году наоборот страдает. Простой пример, у нас есть летний IT-лагерь и пять лет назад дети начинали шуметь ко второй половине первого дня общения. Когда поднялся шум и гам - это говорит о том, что произошла социализация. Дети быстро познакомились и весело общаются. Сейчас же детский шум поднимается на второй, а то и на третий день. Это говорит о том, что процесс адаптации, социализации идёт дольше. Так что современные дети быстро учатся, но хуже общаются.
- На ваш взгляд, с чем это связано?
- Всё очевидно. Они привязаны к смартфонам, гаджетам. Сейчас они предпочитают не говорить, а писать. Не встречаться во дворе, а общаться по переписке в чатиках, контактировать в компьютерных играх онлайн. Их общение теперь больше не живое, а в каких-либо телекоммуникационных каналах. Даже мы, взрослые люди, изменились. Как мы сейчас общаемся с друзьями: мы стали реже встречаться вживую, наши коммуникации сводятся к социальным сетям и мессенджерам. А именно мы для детей пример.
- С этим стало понятнее, а почему обучаться стали быстрее?
- Сами технологии стали "быстрее". У них появилось очень понятное прикладное применение. Сегодня школьное образование всё больше и больше тянется к айтишному. Так или иначе ребёнку надо делать рефераты, использовать компьютеры для выполнения домашних заданий, разбираться в работе электронных дневников и библиотек. Классическая система образования сформировала потребность в образовании в сфере информационных технологий. Всё-таки пять лет назад, если мы говорим об IT-образовании, к нам приходили, потому что это было как-то локально модно. Было круто отдать ребёнка в программирование. Сегодня приходят не потому, что модно, а потому, что необходимо.
- Как раз о необходимости. Сейчас есть тенденция: родители стараются запихнуть своё дитя в IT. Ему ещё 8 лет, а родители уже видят его успешным разработчиком. Вот к вам дети приходят, потому что мама так сказала или всё же это их личное желание?
- В 8 лет ребёнок ещё не может определиться, кем хочет стать в будущем. Это рано. Мы родителям говорим, что профориентацией ребёнка нужно заниматься лет с 13. Но чтобы это сделать, надо дать ребёнку попробовать разные направления, помочь ему выявить сильные стороны. К нам приходят дети в большей степени интересующиеся компьютерами, компьютерными играми, блогингом. И родители, которые заинтересованы в образовании своего ребёнка, отдают отчёт, что потребление контента - это не всегда хорошо. А вот навык его генерации или создания - это всегда плюс. И тут, можно сказать, надо спекулировать и переводить из разряда "люблю играть в компьютерную игру" в "люблю создавать компьютерную игру".
- Выходит, лучше "играть", создавая программу для этой игры?
- Если уж ребёнок сидит за компьютером, то пусть с пользой для себя и окружающих. По сути, виртуальная игра - это чаще всего никакой процесс, иногда - вредный и очень редко полезный. А вот процесс создания компьютерной игры, а значит развитие логического мышления, мышление программиста о коде, логике, механике игры - это всегда полезно. Для мозга эти процессы очень схожи с шахматной партией. То есть определенные просчёты, прогнозирование, формирование. Вот мы делаем шаг, какой будет конечный результат, алгоритм действий, логика.
- Этому всему можно научить с нуля или всё-таки какой-то задел должен быть у ребёнка, какой-то, может быть, особый склад ума?
- К нам много детей приходит, которые ни разу не сидели за компьютером. Со смартфонами, планшетами, игровыми приставками они знакомы, а с персональным компьютером нет. Он уже, как атавизм, покидает наши дома. Поэтому программы обучения для начинающих учитывают этот момент. Это больше касается детей младшего возраста. Если мы говорим о подростках, которые видят себя в будущем специалистами IT-сферы, то тут уже требуется знание базового уровня. Это ребёнок, который как минимум посещал кружок программирования, роботехники и так далее - у него есть база. Вообще любого ребёнка можно научить. Нам на конференциях, на собраниях учителя, родители говорят, что "этот ребёнок не обучаемый". Это большое заблуждение. Все дети способны одинаково хорошо учиться. Все дети талантливые, с высоким потенциалом. Вопрос в том, чтобы найти этот талант и потенциал. Найти подход к ребёнку, заинтересовать его. А это уже операционная работа преподавателей. Мы не строим никаких "заборов", чтобы начать учиться, вы не должны знать Python на уровне сеньора-разработчика. Кстати, что интересно, девочек приходит с каждым годом всё больше. Если раньше были одни мальчики, то сейчас уже 30 % девочек.
- Какими направлениями интересуются дети? Что им нравится делать?
- Пока ключевое увлечение у них - это программирование. Особое внимание к GameDev, потому что эта индустрия активно развивается. Это направление выросло не только с точки зрения потребления. Компании, занимающиеся разработкой игр, тоже активно растут - идёт огромная капитализация. В компьютерных играх денег больше, чем в нефтегазовой промышленности. Дети это знают, они следят за киберспортивными турнирами и так далее. Поэтому фокус пока на программировании игр. Но мы видим, что как только ты хотя бы чуть-чуть приоткрываешь ребёнку мир разработки, то интерес быстро перефокусируется. Например, он только изучил программирование Python, и уже на мессенджеры смотрит по-другому. На тот же Telegram. Он уже может создать там бота, классное полезное приложение и так далее. Наш студент Макар Антохин с помощью Telegram написал приложение: вы вбиваете список продуктов, который есть у вас в холодильнике, а приложение выдаёт вам список рецептов того, что можно приготовить из этого наличия. Вам с этим приложением не надо голову ломать, что приготовить. Он с этой работой выиграл городской чемпионат по программированию. Сейчас он думает, как это приложение подружить с голосовым помощником "Алиса".
Наверно ещё можно выделить детей рисующих. Сейчас тренд на аниме, японскую культуру. Вот тремя направлениями дети интересуются: 1 - компьютерные игры, 2 - блогинг, 3 - дизайн, рисунок.
- Какие вы видите проблемы в образовании, которые мешают детям раскрыться?
- Сегодня мы видим оторванность школьной программы практически от всего, что можно человеку дать дальше. Например, если мы, как родители, поставим себе цель вырастить айтишника, отправить после школы его в вуз, где он будет учиться программированию, то ему нужно будет написать ЕГЭ. На экзамене ему попадётся задача, которую нужно решить с помощью языка программирования Python. И парадокс в том, что в системе школьного образования ребёнок это не изучает. И как тогда в ЕГЭ попадает вопрос, которому не учат в школе? Это говорит о разобщённости системы в целом. Второе, что мы считаем большой проблемой, это вешание ярлыков на детей. Поэтому им тяжело раскрыться. В школах есть система оценивания, где 5 - всё замечательно, а 2 - всё плохо. Причём учитель не всегда объективен. Но, поработав с детьми, я понял, что универсальной модели не существует. Нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Когда этот подход удаётся найти, то тогда ребёнок раскрывается. У нас по понятным причинам это получается сделать чаще, чем в школах.
- Как минимум потому что у вас здесь детей меньше, чем в школьном классе?
- Индивидуальный подход, достаточно сложная система подготовки, отбора преподавателей, интеграции в учебный процесс. Миллион вводных. И если мы находим алгоритм взаимодействия с ребёнком, мы получаем отличный результат. У любого ученика можно выявить суперсильные скилы, понять, в чём он силён, от чего получает удовольствие - это только вопрос времени. А уже на этом поле взрастить хорошие результаты. И это не всегда победы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, отличные оценки. Когда человек находит дело, которое ему не просто нравится, а которое он любит, которое можно монетизировать, превратить в профессию, - это залог счастливой жизни, я считаю.
- Как подбирают сотрудников в IT-компанию, я уже слышала от HR и технических директоров. Как идёт отбор сотрудников в образовательные IT-учреждения? На что обращают внимание работодатели? Потому что работать самому - это одно, а обучать других - совершенно другое. Тем более если речь идет о детях.
- Мы за основной принцип положили наличие высшего педагогического образования. Максимально лучший для нас кандидат - это выпускник кафедры информатики и математики педагогического университета. Компетенции в педагогике намного сложнее получить, нежели навыки программирования, web-разработки и так далее. Поэтому для детей мы берём педагогов. Они у нас проходят переподготовку и приобретают ещё технические навыки. И только потом допускаются к обучению детей. Потому что здесь основополагающий вопрос в педагогике.
Что касается наших взрослых студентов и подростков, то тут мы стараемся отдавать предпочтение практикующим специалистам. Потому что взрослым педагогики требуется значительно меньше, чем детям. Им нужна качественная передача опыта, поэтому их обучают люди, которые активно занимаются программированием, дизайном и так далее. Здесь мы берём сильного программиста, даём ему основы педагогики и пускаем его в учебный процесс. Более того, у нас работает методический отдел. Преподаватель не может нарушить структуру урока, потому что методический отдел замеряет каждый урок по определённым законам, правилам педагогики.
- Куда движется IT-сфера? Какие специалисты будут нужны в ближайшем будущем?
- Любая IT-компания создаётся с целью генерации прибыли. Поэтому брать сотрудника, которого ещё надо доучивать, им не очень интересно. На мой взгляд, всё движется к моноспециалистам. Full-stack-разработчики (программист, который отвечает за все этапы разработки, мастер на все руки - прим. ред.) уже становятся не так востребованы, как раньше. История "распыления" прошла. Сегодня в IT-компаниях нужен человек на выполнение конкретной коммерческой функции. Если мы говорим о web-разработке, им нужен только web-разработчик, тоже касается Frontend. Если нужен человек по базам данных, то они найдут себеOracle-разработчика. Всё идёт в такие монопродуктовые истории, мононаправления. Соответственно человек должен стремиться к тому, чтобы овладеть одним инструментом, но овладеть им на уровне middle, не меньше, чтобы сразу найти работу. А потом уже внутри развиваться дальше. Это тот тренд, который есть сейчас.
- На данный момент, что бы вы делали как соискатель?
- Если бы я сейчас искал себе профессию, я бы всё же ушёл в какой-то моноинструмент. Изучал бы его очень глубоко и фундаментально. Однозначно на изучение заложил бы не месяц и даже не три, а год, лучше полтора. И в дальнейшем интегрировался в компании с помощью бесплатных практик, чтобы получить коммерческий опыт. Вот это то, что нужно сейчас вложить в голову людям, потому что так сейчас работает IT-рынок. Лежать с ноутбуком под пальмой - это уже не для всех, это потом, когда станем сеньорами. Так или иначе строение экономики меняется. Время другое, всё другое, и сейчас нужно производить, а не учить, поэтому в компаниях с коммерческой разработкой не хотят заморачиваться с обучением малоопытных специалистов. Ты должен сам заниматься прокачкой своих компетенций.
О том, что происходит в мире информационных технологий, как люди работают в этой сфере, чем мотивируются и как достигают высот, читайте в нашей еженедельной рубрике "Войти в IT".
Главное фото создано с помощью Midjourney