14 марта на сцене Омской филармонии стартует седьмой фестиваль Новой музыки (12+). Он продлится до 28 марта. Музыку каких звёздных композиторов услышат омичи, почему филармония решила отказаться от эпатажа и провокации, как Шнитке чуть не стал виновником "драки" и при чём тут театр современного танца "нОга", за чашечкой кофе рассказали гости очередного Культурного завтрака.
Программа будет включать четыре концерта. Что будет в репертуаре, подробнее читайте здесь.
В этом году исполнители заявили, что уходят от некоторой эпатажности предыдущих фестивалей. Теперь вы не увидите на сцене автомобили, вас не закидают теннисными мячиками и вряд ли бородатый барабанщик в косухе исполнит партию на листе железа. В этот раз филармония доверилась интуиции и прислушалась к настроениям зрителей, отдав предпочтение иному формату. Однако, как отмечают организаторы, уход от экстраординарности не равен отказу от экспериментов.
- Провокация и неординарность присутствовали на наших фестивалях до сегодняшнего дня. Но изменился мир, мы и, соответственно, музыка. У людей появилось стремление к глубине и к серьёзности. Вообще мы боялись, что после долгого периода пандемии зрители настолько привыкнут сидеть дома, что не пойдут к нам. Но теперь у нас аншлаги. Люди пошли в наши залы за гармонией, за возможностью находиться в красоте. Я думаю, через это светлое окно и найденный у нас островок спокойствия и умиротворения они пытаются найти силы жить дальше. И нам показалось, что в этот раз нужно найти такие произведения, где есть красота и гармония. На фестивале будет звучать музыка, приближенная к нашим общепринятым академическим нормам - к классике, - рассказала директор Омской филармонии Ирина Лапшина.
Эксклюзивным для омского зрителя в этот раз станет Концерт для тубы с оркестром современного композитора Екатерины Карпенко "Отражения в себе". Оценить музыкальное воплощение своего произведения автор приедет лично. Туба - двухметровый медный инструмент, который может весить до 50 килограммов - по силам далеко не каждому музыканту. Научиться извлекать мелодию и уж тем более написать для инструмента музыку - задача для настоящего профессионала. Как отмечает Ирина Лапшина, для молодых композиторов такие фестивали - возможность получить отклик от зрителя и начать профессионально расти, а для зрителя - шанс открыть для себя новые имена.
- Фестиваль Новой музыки, наверное, самый неординарный фестиваль. Потому что те произведения, которые прозвучат там, пишут люди, живущие сейчас, - наши современники. Это прекрасно, но в то же время это и большой риск. Потому что мы предлагаем публике послушать (и сами впервые слушаем) совершенно не известную музыку. Было и такое, что композитор утром дописывал свои произведения, ставил последнюю ноту в партитуре, а вечером мы уже их исполняли. Поэтому музыка вся свежая, но ещё не проверенная, - рассказала Ирина Лапшина.
Передать замысел композиторов на фестивале попробуют с помощью языка тела. Синтез пластического спектакля и живой музыки - новый формат, который решили попробовать организаторы. Театр современного танца "нОга" уже не в первый раз принимает вызовы Омской филармонии. Любовь к экспериментам сближает творческих натур, однако работа в команде - дело непростое.
- У композитора есть своё видение. Екатерина очень подробно прописала все пластические сцены, световую партитуру и даже количество танцовщиков. Для нас как для творческих людей это как плюс, так и минус. Но мы уже не в первый раз работаем в связке с дирижёром Дмитрием Васильевым, поэтому в плане музыкальности полностью доверились ему. Впервые мы попробовали работать с ним на фестивале "Белая симфония", и меня поразила его внимательность. Он один раз посмотрел нашу хореографию и сразу понял, какой ритм будет комфортен для танцовщиков и какие технические моменты их перемещения нужно учесть, - поделилась балетмейстер-постановщик театра танца "нОга" Ольга Горобчук.
Всех секретов "нОга" не раскрывает. Будет ли это традиционный перформанс с реквизитом или классическая современная хореография - пока загадка.
Оценить очередной эксперимент Омской филармонии приедут и профессиональные критики. Обсуждение и обмен мнениями пройдёт на творческой встрече сразу после концерта. Такой формат помогает понять, на правильном ли пути находятся экспериментаторы. И как показывает многолетний опыт - да.
- Очень редко у наших зрителей бывает неприятие музыки на наших фестивалях. Был лишь один случай, когда у нас чуть ли не случилась драка после сыгранного произведения А. Г. Шнитке. Пришёл папа со своей 14-летней дочкой и закатил нам скандал, сказал: "Вы вообще понимаете, что вы сыграли? Это невозможно слушать!". Мы улыбнулись и решили, что вскоре всё встанет на свои места. Так и случилось. Дочка после спича папы сказала: "А мне понравилось". И после этого началась очень острая дискуссия, а встреча завершилась апофеозом А. Г. Шнитке. Папу нам всё же удалось переубедить. Это единственный негативный отклик, который мы слышали по поводу музыки на нашем фестивале. У зрителя уже появилось к нам доверие. Это видно и по откликам, и по аншлагам, - отметила директор Омской филармонии Ирина Лапшина.
Как пройдёт седьмой фестиваль Новой музыки и стоит ли нам ждать бурных дискуссий и разногласий, узнаем уже совсем скоро - 14 марта.
Фото: Елизавета Медведева