Чтобы не усугублять предновогоднюю суету, начинайте расхламляться заранее. До праздника осталась пара недель, и если вы начнёте действовать сейчас, то будете встречать Новый год в расчищенном пространстве. Либо проведите марафон на январских выходных, после того как закончатся все салаты.
Расхламление - это не просто генеральная уборка. Разобраться с тонкостями этого процесса нам поможет организатор пространства Екатерина Новосёлова.
-
шкаф уже не закрывается, и приходится ногами заталкивать туда одежду - системы хранения переполнены;
-
больше пяти минут вы тратите на поиск вещей, которые используете редко, и больше двух минут уходит на поиск вещей первой необходимости;
-
уборка занимает слишком много времени и больше похожа на перекладывание предметов с места на место;
-
вещи, которые вас окружают, больше не приносят радости.
Итак, диагноз поставлен - квартиру пора хорошо расчистить. Но с чего начать и как не испугаться объёма работы, которую необходимо будет проделать? Главное не паниковать и заранее составить план действий.
- Впервые приступая к расхламлению, многие робеют, - подтверждает Екатерина. - Годами накопленные вещи как будто даже укоризненно смотрят из глубины шкафа. Я советую расхламляться по категориям вещей, а не по местам хранения. Так, можно за вечер перебрать одну категорию, а в другой день - приступить к следующей. Никогда не начинайте расхламление с сентиментальных и памятных вещей, а также документов, потому что это самые сложные категории. Представьте свой идеальный дом, идеальную жизнь. Что вас там окружает? Держите в голове эту картинку и планомерно двигайтесь к ней.
У профессиональных организаторов пространства есть множество методов расхламления. Екатерина Новосёлова рекомендует три из них.
Первый метод "Буги в 27 бросков" - из книги Марлы Силли "Летающая домохозяйка"
Берёте пакет для мусора, ставите задорную музыку, включаете таймер на 15 минут и обегаете свой дом в поисках 27 ненужных вещей. Кидаете их в пакет и, как только насчитываете 27, выносите на мусорку. По завершении важно вынести хлам из дома. Так стоит повторять каждый день, пока в доме не останется лишних вещей.
Второй метод Мари Кондо, автора бестселлера "Магическая уборка"
Мари оставляет вещи в доме по принципу радости. Если вещь радует, то её стоит оставить. Одежда и личные вещи особенно хорошо проходят такую проверку.
При разборе вещей японская писательница рекомендует задавать себе следующие вопросы:
-
Ощущаете ли вы "искры радости" от обладания предметом?
-
Какое значение имела эта покупка и исполнила ли она свою роль?
-
Как часто вы использовали предмет и когда это происходило в последний раз?
Если вещь уже не радует или выполнила своё предназначение, Кондо предлагает избавиться от неё.
Третий метод "Четыре коробки"
Эту систему расхламления Екатерина считает одной из самых рабочих. Все вещи необходимо разделить на четыре категории: оставить, отдать, хранить, не знаю.
- Думаю, что с первыми тремя коробками вопросов не возникает. А вот четвёртая - моя самая любимая. Эта коробка закрывается, на ней ставится текущая дата плюс один год. Если вы ни разу не открыли эту коробку за следующий год, то, скорее всего, вещи в ней вам не нужны. Не стоит её открывать и перепроверять содержимое. Просто вынесите коробку в мусор, - отмечает Екатерина.
Выберите метод, который вам кажется наиболее удобным, и решительно приступайте к расхламлению. Теперь пора встретиться с вещами лицом к лицу и определить, что из них - хлам, а что - часть вашей жизни. Подход должен быть максимально рациональным: синдрому Плюшкина и самообману в стиле "мне это точно понадобится" тут не место.
-
негодные или сломанные предметы, которые нельзя починить;
-
заношенные, не соответствующие стилю, морально устаревшие одежда и обувь;
-
предметы с дублирующими функциями;
-
просроченная косметика, продукты питания, медикаменты;
-
ненужные бумаги (чеки, рекламные листовки, старые газеты, инструкции к неиспользуемой технике);
-
вещи "на всякий случай" или на будущее (когда похудею, научусь ходить на каблуках, стану чаще посещать выставки);
-
неиспользуемые провода, зарядки, мелкая электроника и её комплектующие;
-
посуда с трещинами и сколами;
-
порванный домашний текстиль.
От собранных предметов избавляемся как можно быстрее, чтобы они не укоренились на новом месте. Варианты "отдать маме на хранение", "увезти на дачу", "складировать в гараже" не считаются, потому что получается не расхламление, а перекладывание барахла с места на место.
Теперь разберёмся с тем, как правильно избавиться от ненужных вещей. Хорошо, если ваше расхламление не навредит окружающей среде. Поэтому старайтесь не выкидывать лишний стафф на помойку, а подобрать ему вариант повторного применения. Альтернатив здесь несколько:
-
отправить негодные предметы на переработку;
-
отдать вещи в хорошем состоянии на благотворительность;
-
продать на специализированных сайтах;
-
раздать знакомым или родственникам.
Разобравшись с вещами, продумайте систему хранения и соблюдайте её. Вашими помощниками станут органайзеры, коробки, кофры, корзины, ящики с разделителями, вакуумные пакеты, навесные крючки, вешалки. Не забивайте всё битком, оставьте свободное место в шкафах и ящиках. Коробки должны стоять неплотно друг к другу, чтобы можно было легко их достать.
Храните предметы одной группы рядом. Одежда должна находиться только в шкафу, посуда - на кухне, игрушки - в детской, полотенца - в ванной. Возвращайте всё на свои места сразу после использования. Предметы, которыми пользуетесь чаще, должны находиться на виду. Сезонную одежду и обувь, редко используемую технику, прочитанные книжки уберите на дальние полки.
И последнее. Системный порядок, который вы навели, необходимо поддерживать и дальше. Не исключено, что придётся скорректировать свои привычки. Больше нельзя бросать вещи на стул, оставлять тюбик зубной пасты на раковине, коллекционировать одинокие носки и полупустые баночки от косметики. А освобождённые полки не нужно заполнять новым хламом, от которого придётся избавляться через год. Пересмотрите свой подход к покупкам, чтобы остановить движение вещей по маршруту "магазин - квартира - свалка". Фильтруйте всё, что попадает в ваш дом: приобретать новые предметы можно, только если старые перестали выполнять свою функцию. И проводите регулярную ревизию того, что находится в квартире. Локальные, но регулярные уборки проводить проще, чем большое расхламление пару раз в год.
Главное фото создано с помощью Midjourney