Общество  •   5 ноября 2023, 10:11, последнее обновление 10 ноября 2023, 17:19

По мнению многих, ты человек, который рисует кнопки. Кто такие UX-дизайнеры?

Всё, чем вы пользуетесь в интернете, работает не только благодаря разработчикам, но и людям, которые "рисуют те самые кнопочки", - UX-дизайнерам. Рассказываем подробности о работе этих тайных агентов IT-мира.

Мир информационных технологий многолик и разнообразен. Мы, как пользователи, видим красивую картинку, удобный интерфейс, работающие технологии с высшим разумом и так далее. За всем этим, казалось бы, простым и привычным процессом кипит большая работа команды IT-специалистов разного уровня и направлений. Сегодня в рубрике "Войти в IT" поговорили с человеком, профессия которого призвана сделать наш пользовательский опыт удобным и комфортным. Вместе с UX/UI-дизайнером компании Gems Development Евгением Аношиным "Омск Здесь" с головой погрузился в специфику работы и докопался до импульсов, которые помогают специалисту быть на высоте.

- Женя, сколько лет ты в IT и как попал в эту сферу?

- Лет 5-6 точно, но в чистом IT я не так давно. Я начинал с e-commerce (электронная коммерция - прим. ред.). Мы делали цифровой продукт, большой интернет-магазин. В целом это тоже часть большого мира IT. А начал свой путь сюда ещё в художественной школе - я дизайнер с детства. После увлёкся фотографией. Она привела меня в фотошоп, мне это так понравилось, что я стал делать макеты на компьютере. Это было современное олицетворение моего детского увлечения рисунком. Меня цепляло создание макетов, и я понял, что готов заниматься этим в жизни. Несмотря на то, что учился я на маркетолога, я пошёл искать работу дизайнера. В итоге вышло так, что все навыки, которые приобретал по ходу пути, помогли стать мне тем, кто я есть сейчас.

- Кто ты сейчас? UX-дизайнер? Вообще, чем ребята с такой специализацией занимаются?

- UX-дизайнер - это тот дизайнер, который больше не занимается визуалом, картинкой (это дело графических дизайнеров - прим. ред.), а проектирует удобства пользования интерфейсами. В определённый момент, когда ты давно в сфере, тебе начинает хотеться большего. Не то что бы я освоил полностью сферу дизайна, этим можно заниматься бесконечно, но в один момент стал замечать, что то, что я делаю, приносит определённую пользу, помогает людям в каких-то процессах. И начал фокусироваться на том, как эти процессы устроены, замечать изъяны. Когда исправляешь их, то ловишь драйв. Тут в первую очередь интересно общаться, работать с людьми. Взаимодействие с реальными пользователями продукта - это как раз та часть UX-дизайна, которая меня привлекает.

- Ты, когда пользуешь каким-то приложением в повседневной жизни, оцениваешь его как UX-дизайнер, видишь, что можно улучшить, добавить, изменить?

- Да, это порой даже злую шутку играет, потому что ты всё воспринимаешь через призму своей компетентности. Ты замечаешь такие вещи, которые обычных пользователей могут совсем не беспокоить. Но с опытом приходит умение фильтровать, отключаться от работы, когда ты вышел из офиса, потому что идеально не бывает. Например, когда вы приходите купить уходовое средство, то вам без разницы гель-маска это, крем или ещё что-то. Вам важен результат - чистая, ухоженная кожа. Вы пришли за результатом, а не за тем, что под ним скрыто. Я понял, что, когда долго копаешься в пользовательском опыте, то начинаешь по-другому смотреть на то, что как графический дизайнер раньше отрицал. Есть вещи красивые, есть грамотные, а есть рабочие. Вот UX-дизайн - это всё-таки про рабочие. В своём блоге я часто подобные вещи освещаю.

- Жень, что именно тебе нравится в твоей работе?

- В первую очередь это решение задач. В IT, в отличие от многих сфер, есть конкретный порядок. Все понимают ценность твоей работы, что она не делается по щелчку, что каждая задача имеет свою оценку и она последовательно заходит. Мне нравится в моей работе именно создание продуктов с нуля. У меня много проектов таких, что заходит идея, а как её реализовать - предстоит подумать дизайнеру и аналитику. И самый интерес в том, что у тебя всегда на старте есть гипотезы, которые постепенно проверяешь и приходишь к результату, когда ты прав. В своей работе я каждый раз получаю небольшое вознаграждение, и это не про деньги, а про удовлетворение своей полезностью. Это побуждает брать новые задачи. Ещё в айтишке мне нравится, что можно оценить задачу в крупную, бывает, что на двоих. Оценил её, например, в 12 часов, и мы её за это время выполнили. И сделали именно то, что человеку нужно. У многих дизайнеров есть такая проблема, что они делают свои проекты в стол - заказчику, клиенту не понравился результат, и проект не взлетел. Но, когда проекты от раза к разу взлетают, ты в работе себя чувствуешь комфортнее.

- Ты, когда тестируешь свою гипотезу, основываешься на личных ощущениях или всё же собранные перед этим данные решают больше?

- Что бы ты ни делал, ни один формат какого-то хитрого анализа никогда не будет лучше, чем реальное общение с людьми. Иногда я делаю проект для себя (чтобы отдохнуть как дизайнер от рабочих). Была у меня идея условного стартапа. Я самостоятельно проводил аналитику, анализировал конкурентов, прикидывал, как бы я пользовался этим приложением. На основе этого сформировал какое-то понимание того, как должно быть. Затем обратился к людям, которым это приложение реально может пригодиться. В итоге результат интервью кардинально отличался от моей самостоятельной аналитики. Вся суть нашей работы дизайнеров - понять, что реальный пользователь не всегда мыслит так же очевидно, как ты. Самые очевидные вещи для дизайнера могут кардинально отличаться от понимания пользователя. Если я делаю проект для себя, то могу на личные ощущения опираться. Если он для других, то всегда надо подтверждать словами тех, кто этим в итоге будет пользоваться. Иначе мы делаем приложения для никого, такие не взлетают.

- Каким кейсом, проектом ты гордишься, а какой бы не хотел вспоминать?

- Не бывает проектов, за которые дизайнеру должно быть стыдно. Да, он может быть нелепым, плохим, неактуальным, над ним можно посмеяться, но он не показывает моей текущей компетенции, навыков, умения. Такие проекты лишний раз напоминают, насколько ты вырос как специалист. Тот проект, которым бы я хотел поделиться, невозможно оформить, реализовать в том виде, в котором обычно показывают людям. В принципе, всё, что я сейчас делаю в компании, - интересно, но больше на уровне организации процессов. Чем дизайнер сильнее, чем он больше растёт от джуниорской до лидовой позиции, он всё меньше и меньше рисует. Он начинает больше говорить, выдавать задачи. Когда я пришёл в Gems, у нас не было конкретно команды дизайнеров. И один из таких крупных проектов, которые удалось реализовать, выделение отдельной команды дизайнеров. Я не один этим занимался, мне помогали, но это то, чем я точно горжусь. Горжусь тем, как выглядят наши современные проекты, как развивается их старт, скорость, подготовка проектов. Это то, что невозможно показать, но ты оптимизируешь процессы и радуешься этому. Это то, чем можно хвастаться на дизайнерских конференциях. У меня был проект по редизайну составляющих нашего основного продукта. Была проблема в том, что все модули выглядели и работали по-разному. Мы с командой привели их к единому стилю. Как это показать? Никак. Только было/стало. Вот такими проектами буду больше гордиться, чем какими-то макетами.

- Ты командный игрок?

- Да, я больше командный игрок, но у меня есть здоровые амбиции - люблю лидерские позиции: рулить процессом, контролировать. Когда команда идёт мне навстречу, не боится меня, то у нас очень большие результаты. Иногда это становится для меня небольшим испытанием, не всегда добиваюсь лидерства. Но опять же как командный игрок я могу взять на себя узкую задачу и сделать её качественно.

- Как организовать взаимодействие в команде так, чтобы она работала чётко, слаженно, без дрязг, интриг и прочего?

- Большая проблема возникает у дизайнеров, когда они заходят в команду разработки. Как показывает мой опыт, первое, что надо прокачивать в команде, - это коммуникации. Если ты не решился подойти к человеку задать вопрос, побоялся, что он о тебе плохо подумает или что твой вопрос глупый, или просто не стал запариваться - это первое что надо "лечить". Тогда команда начнёт двигаться быстрее. Второе - это чёткое распределение задач, но и не забывать помогать коллеге выполнить его задачу, когда уже справился со своей. Не стесняйся быть частью команды. Часто бывает, что люди работают в команде, но почему-то они берут на себя какую-то узкую задачу и не хотят думать о том, что будет вне её. Как раз суть команды в том, чтобы люди за счёт взаимовыручки, взаимовыгоды работали вместе, помогали друг другу. Опять же можно тут и лидерские позиции проявить, и лишний раз взять на себя какую-то работу. Ты должен прекрасно знать, что делает разработчик, тестировщик, аналитик и как ты им можешь помочь, как это связано с твоей работой. Если этих знаний нет, то в команде разработчиков работать дизайнеру будет очень тяжело. Если суммировать, то надо уметь коммуницировать, не стесняться брать на себя задачи, возможно, даже лидерские, понимать, что творится в команде, что вы сейчас делаете, и преследовать общие цели. И, естественно, не мешать процессам, понимать их. На самом деле это база работы в IT.

- Ты как-то сказал, что отчасти был закрытым человеком. Как прокачал навык коммуникации, как разговорился?

- У меня были опасения, но я пошёл через себя, просто пробовал. Это как прыгнуть в воду с обрыва. Вид классный, хочешь прыгнуть, но, когда подходишь к краю, у тебя дух захватывает и ноги подкашиваются. Но стоит решиться, и тогда… тебе понравится этот процесс. Причём есть люди, которые прыгают один раз. И это тоже нормально. Но я из тех, кто продолжает прыгать и набирать высоту. Главное - не бороться с собой, а настроить себя, если хочешь развиваться, если тебе это интересно. Да и цели иногда становятся выше твоих страхов. Я считаю, что надо учиться в бою, а не только во время подготовки к нему. Обычно, кто много подготавливается, в итоге не выстреливает. А другие берут на себя задачи и выполняют их.

- Женя, ты проводишь много встреч, семинаров для дизайнеров. Почему ты это делаешь?

- Сейчас такое время, что если человека не знают, то, вероятнее всего, он никому не нужен. Просто решил попробовать. Мне были интересны публичные выступления, опять же, чтобы прокачать навык и быть более открытым. Я начал работать над своей речью, над тем, как доношу информацию. Сначала меня просто зацепили публичные выступления, а потом я увидел отдачу. Я считаю, что в моей работе это важно. Это побуждает делать следующие шаги. Эти встречи, выступления уже вошли в привычку. Это личный бренд, дополнительный пиар компании. Такая деятельность поощряется не только работодателем, но и сообществом. Я завожу новые знакомства, у нас есть о чём поговорить. Так я учусь. Всё это в совокупности приносит пользу лично мне. Выходит, что я, скорее, потребляю, чем даю. Это уже стало частью моей жизни.

- Практически каждый программист говорит о личном бренде. Почему в IT это так распространено? И почему он так важен?

- Это закономерные вещи. IT - это сфера, к которой приковано внимание - особенно в последнее время. Личный бренд развиваем, скорее всего, потому что так проще общаться. Опять же большой спрос на обучение, менторов, много школ IT. На них есть спрос. Вот чтобы он был направлен на тебя, ты говоришь о себе, развиваешь свой личный бренд. Это просто общая тенденция. Развивают личный бренд, потому что понимают его ценность, потому что люди покупают у людей. По мнению многих, ты человек, который рисует кнопки, вот чтобы показать, что это не так, ты и ведёшь блог, рассказывая о своей реальной работе.


Здорово, когда от тебя зависит, насколько удобно и правильно будет работать готовый продукт. Позиция UX-дизайнера - престижная и востребованная на рынке.

В нашей рубрике "Войти в IT" вы найдёте много познавательных, интересных и мотивирующих материалов, прочитав которые, вы убедитесь - в IT-мире всё возможно, всё осуществимо, надо только действовать, а не лежать на диване.

Фото: из личного архива Евгения Аношина

Фото: из архива Gems Development

Читайте также