Здание бывших винных складов начала 20 века, более известного как пивзавод (да, там правда варили местное пиво), расположено на улице Волочаевской, 9, рядом с метромостом. Оно пережило времена разной степени довольства и стало ярким представителем кирпичного стиля в архитектуре, но не примером его сохранения. Кладка ещё больше поредела, а на четвёртом этаже вместо окна зазияла дыра.
Сейчас пивзавод "выключен" из городской жизни, отчего части омичей даже примерно не известен, и служит лишь фоном пешеходному и автомобильному трафику. "Эксперименты" над ним провели в рамках "Городских практик" - федеральной программы, которая с 2020 года колесит по России, показывает и учит, как можно делать города лучше. Участники интенсива, среди которых и местные жители, и гости города, под советы наставников разработали проекты ревитализации - приспособления завода под современное использование, "оживления" старой застройки.
СВЕТЛАЯ СТОРОНА
Несколько дней команды искали новые смыслы, генерировали и прорабатывали идеи, как его "активировать". Все они, судя по отзывам, оказались под впечатлением от здания. Но прогулявшись по территории, поговорив с прохожими, команды сошлись во мнении, что объект "не работает", зажат окружающей застройкой и парковкой, скрыт метромостом. Понятно, что метромост никуда не денется. Тогда что можно сделать?
Офисы под IT
Сразу несколько команд предлагали похожие идеи. Это одна из них. Поскольку IT не бедствует, аренда будет одной из весомых статей дохода для объекта. Там же можно разместить конференц-залы, переговорные, дата-центр.
Бесплатный коворкинг
В дополнение есть идея сделать свободную зону, куда можно прийти с ноутбуком и поработать. Выгода - за счёт сопутствующих услуг, общепита: люди охотно приходят туда, где можно посидеть бесплатно, а попутно могут купить кофе и прочее.
Коллаборация с омским метро
В двух шагах от пивзавода находится объект со схожей сложной судьбой. С 2019 года, кроме транзитной зоны, метропереход стал выставочным пространством. Подземная урбанизация, которую предлагают авторы ревитализации пивзавода, судя по всему, должна соединить оба объекта переходом искусства.
Пункт приёма вторсырья
О важности таких площадок и о том, как их не хватает, говорить излишне. Что и куда сдавать, можно посмотреть вот здесь, а одну личную историю - тут.
Мастерские
У Омска достаточно локальных брендов, но они разбросаны по городу. Можно соединить их в одном месте. Кроме шоурумов, есть предложение сдавать в аренду оборудованные мастерские, там же образовать лектории.
- Сибирская артель - это возвращение нашего сибирского ремесла в новом формате, создание базы для комьюнити лучших сибирских брендов, место, где ты уверен, что все производители свои, место, которое, надеемся, принесёт этому пространству больше всего денег, - так описали авторы идею.
Фудкорт и гастротеатр
Конечно, речь шла о кофейнях, фудкорте. Среди других вариантов - ярмарка продуктов, фермерский рынок, лофт-бар, открытая пивоварня и магазин крафтового пива в качестве своеобразной дани прошлому завода и его музеефикация, а также более "премиальные" винные погреба и гастротеатр. Ещё один предложенный формат ресторана - панорамный на верхнем этаже. Для этого авторы готовы снести часть крыши, сделать видовое остекление.
Апарт-отель
По примеру Тобольского Кремля, где часть помещений заняла гостиница со стилизацией под опочивальни, одна команда предложила переформатировать бывший завод под апартаменты, доходный дом на современный лад. По их расчётам, под жильё можно будет сдавать 70 % площадей, остальное - ритейл, общепит, услуги.
Состоятельная пожилая пара постоянно проживает в самых больших апартаментах. Летом к ним приезжают дети, которые проживают за границей. Айтишнику-интроверту подарили на день рождения ночь в апартаментах в подвале. Семья из Екатеринбурга путешествует на машине на Алтай, остановилась на ночь в Омске в апартаментах. Такую аудиторию описали авторы проекта.
- В принципе не обязательно, чтобы это были космические цены. Если сделать более мелкие площади, то, думаю, большая аудитория сможет позволить себе там побывать. Это должна быть такая концепция, чтобы практически каждая семья со средним и выше достатком могла хотя бы ночь провести в таком месте. И должен быть крупный инвестор, который может себе позволить не ежеминутную выгоду, а готов ждать, когда это окупится <…>. Идею придумали сами. Абсолютно каждый из нашей команды захотел там пожить, соприкоснуться с историей. У нас была задача придумать якорную функцию, которая будет актуальна на ближайшие 100 лет. А самое стабильное, что всегда нужно человеку, - где-то жить, - рассказала "Омск Здесь" участница программы, начальник отдела мастер-плана омского ИТП "Град" Елена Бурлакова.
Да, это всё ещё светлая сторона: как рассчитывают авторы идеи, объект будет открыт для всего города, а не отдельных категорий населения. Но в комментарии к проекту омские эксперты заметили, что, как правило, появление жилья в историческом объекте воспринимается как захват, территория теряет общественную функцию, становится приватной. Им предложили отойти от идеи доходного дома, в которых, как известно, могли жить месяцами и годами, и сместить фокус на гостиничный бизнес.
К слову, в Омске есть сразу две гостиницы, расположенные в объектах культурного наследия на Ленина, где тоже можно провести пару ночей с историей. В команде думают, что и у местных жителей такой вариант должен быть востребован.
- У нас возле работы построили гостиницу "50/60". И мы думаем, как интересно было бы там пожить, несмотря на то, что живём в этом городе и не нуждаемся во временном жилье. Может, что-то отметить или, наоборот, уединиться. Конечно, эта программа - игра, стимулирование фантазии, но у нас у всех были задачи, которые в том числе базировались на принципе реализуемости. Приспособление объектов культурного наследия - дорогостоящее мероприятие. Это гораздо сложнее, чем построить что-то новое. Но это дух места, которое нужно сохранить. Утратив его, мы никогда не сможем восполнить этот пробел, - отметила участница.
Модная база
Одна из команд отметила, как высоко ценится омская школа дизайна. Домашней площадкой за пределами вуза предложили сделать "Волочаевский".
Ивент-пространство
В этом случае предлагается использовать даже то, что завандалено, руинировано, в том виде, в каком оно есть. Проводить можно выставки, гаражные распродажи, киноклубы.
- Чтобы даже местная пенсионерка могла зайти на обсуждение "Москва слезам не верит", - рассчитывают авторы идеи.
Танцы на Волочаевской
Тоже коворкинг, но танцевальный. Ещё из любопытного: швейная машинка в аренду, когда очень хочется что-то сшить для себя, а не на чем и негде, и "балкон в аренду", то самое место, куда приходится прятать на зиму велосипед, летние покрышки, в общем, складировать всё, что нужно не всегда.
Ёлка из кирпичной трубы
Что касается архитектурных решений, то были предложения установки подсветки корпусов, башни, которая под Новый год была бы стилизована под ёлку, и частичного сноса: демонтажа крыши для организации панорамного ресторана и пристроек завода, которые были сделаны позднее, чтобы открыть фасады и оформить две площади - для тихого отдыха и для мероприятий на месте существующей парковки.
СЕРАЯ СТОРОНА
Завод был выбран не просто так. К нему не в первый раз обращаются в попытках включить в городскую жизнь. Одно время эту функцию в некоторой степени обеспечивала популярная фотостудия (лофт-интерьеры завода вообще не требуют дополнительного представления). Два года назад она громко покинула помещения. Их заняли близкие друг другу модная редакция и рекламное агентство (одна из компаний, по информации ЕГРЮЛ, уже ликвидирована). Иных "арендаторов" сейчас формально нет.
Особенность пивзавода в том, что, во-первых, это не просто промышленный объект, а объект культурного наследия. Во-вторых, с 2016 года находится в безвозмездном пользовании региональной общественной организации по сохранению объектов культурного наследия "Омский патриотический союз". По договору с Росимуществом, заключённому сроком на 49 лет, организация могла вести общественную деятельность, устраивать места отдыха, общественного питания, но не заниматься сдачей площадей в аренду.
Но главное, вместе с объектом, привлекательным не только с архитектурной точки зрения, организация получила охранное обязательство, "предусматривающее проведение ремонтных работ помещений, содержание объекта и прилегающей его территории в надлежащем техническом и благоустроенном состоянии".
- Охранное обязательство не выполнялось, а органы власти должным образом не осуществляли контроль. Продолжительный период времени объект находится в разрушенном состоянии в центре города, что не отвечает архитектурному облику его исторической части, противоречит принципу гарантированного сохранения памятников истории и культуры, - не раз подключалась прокуратура.
В процессе разработки проектов участниками интенсива этот момент остался как бы за кадром. Только одна из пяти команд озвучила проблему в виде "чёрной аренды мелкими предпринимателями". Целью практик было запустить "котельную" идей, привлечь внимание к объекту и состоявшихся экспертов, и студентов. Безусловно, все проекты получили положительный отклик, советы. Но практический выхлоп оценить здесь и сейчас не получится.
- Такие практики полезны для ребят. Они высказываются, им интересно. Это всё замечательно. Но им нужно понимать, что архитектор это не только тот, кто нарисовал. Он организует через композицию сообщество, пространство <…>. Мне было интересно в том плане, что я сам попробовал проанализировать этот объект градостроительно, объёмно, функционально. Я понял, где у него есть ресурсы, - прокомментировал "Омск Здесь" архитектор, глава омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, участник программы Никита Шалмин.
Если говорить о реальных переговорах и интересах. Здесь сидела одна из представительниц пользователей объекта. По её словам, она ничего для себя нового не увидела, потому что одна парковка приносит им достаточное количество средств. Земля не в собственности, в пользовании, они сдают её в аренду, что законодательно очень "серо". Мы этих вопросов не касались [в рамках "Городских практик"]. Интересы пользователей отличаются от общественных. Меньше вложится, больше получить. Это стандартная вещь. Говорить о том, что здесь найден какой-то выход, рано. Задор, конечно, есть, это хорошо, но ещё долгий путь.