Четырёхметровая скульптура смонтирована сегодня под утро в районе "Океана" и многоэтажки "Золотой зуб". Заметны отсылки к Медному всаднику на набережной Невы и в целом к имперскому стилю. К этому склонен не только Омск.
Горельефы на постаменте "прямым текстом" связывают освоение Сибири с Северной столицей. Они рассказывают, что из Петербурга Пётр I дал указание Бухгольцу отправляться на берега Иртыша для укрепления границ, а в Тобольском кремле набирали рекрутов для экспедиции. Ещё один горельеф посвящён строительству Омской крепости. А на четвертой стороне постамента помещён свиток: "Бухгольцу Ивану Дмитриевичу и основателям первой Омской крепости".
К слову, к ней и к другим историческим деталям у омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) были вопросы и предложения. Но официальное обращение поступило летом, а скульптуру делали с прошлого года. Изготавливали предварительные модели из пластилина, отливали в гипсе и, наконец, в бронзе. Начинали в омской мастерской, заканчивали в Екатеринбурге.
- Когда я приступал к работе, у меня уже было некое представление о той эпохе. Собственно, мы всю атрибутику, которая была у офицеров, воссоздаём до мелочей. Рукоять шпаги, пуговицы плаща, каблуки сапог - все эти детали делаем максимально приближенными к тем, что были тогда, - пояснял скульптор Михаил Минин.
А одним из самых непростых элементов он назвал хвост жеребца.
- Полдня его подгоняли. Возможно, самый сложный элемент фигуры, из-за того что он ничего не касается в нижней части. Внутри него мощный металлический каркас сделали, в месте примыкания - три мощные шпильки. Ещё на этапе лепки эскиза понял, что хвост должен быть обязательно на отрыве, иначе он не будет выглядеть лёгким, - делился в соцсетях автор.
Пока художники и историки не во всём сходятся во мнениях, кое-что об основании Омска есть в "Материалах по истории и статистике Омска, извлечённых из однодневной переписи 1877 года" И.Я. Словцова:
- Намерения Петра Великого расширить торговые отношения со Средней Азией обусловили снаряжение двух довольно больших экспедиций. Начальник первой, полковник Бухгольц, отправившись в июле 1715 года из Тобольска на 32 досчениках и 27 лодках с отрядом в 2932 человека, прибыл 1 октября того же года к Ямышевским озёрам и остался здесь зимовать, заложив при реке Преснухе в 6 верстах от Иртыша небольшое укрепление.
Джунгарский хан Цеван Араптан, получив сведения о постройке крепости, отправил двоюродного брата Церим-Дондука с 10 тысячами калмыков, чтобы вытеснить русских из своих пределов. Отражённые Бухгольцем при первом нападении, они вскоре обложили крепость со всех сторон. После четырёхмесячной блокады средства русских истощились, и потому в военном совете определено: срыть крепость и возвратиться назад, что было в начале 1716 года.
Отступив к устью Оми, Бухгольц уведомил об этом Сибирского губернатора Матвея Петровича Гагарина (занимавшего на тот момент Тобольск, - прим. ред.) и просил разрешения устроить крепость близь этой реки. Губернатор согласился и отправил ему 1300 человек для усиления гарнизона. Заложенная Бухгольцем по прибытии отряда крепость послужила зерном для развития города, составляющего в настоящее время центр административного управления Западно-Сибирским краем, - говорится в издании.
Место для Бухгольца и его коня подобрали не сразу. Его фамилией неофициально называют шар у Речного вокзала (на самом деле шар "Держава" и тоже в честь основателей), там же находится площадь Бухгольца, а до революции была и улица Бухгольца - современная Броз Тито неподалёку. Когда в прошлом году заговорили о новом памятнике, им хотели заменить шар, а последний переместить в парк 300-летия Омска. К радости общественности от этой идеи отказались и остановились на Иртышской набережной, где прежде была давно не используемая по назначению клумба.
Торжественное открытие скульптуры состоится накануне празднования Дня города, 4 августа. Тогда же в основание монумента заложат 12-килограммовую латунную капсулу. В ней - привезённая ещё в 2012 году земля из Селенгинского острога, комендантом которого был в последние годы жизни Бухгольц.
Фото: Илья Петров; пресс-служба мэрии