Татьяна Щербань занимается правополушарной живописью и пишет стихи. Но ей мало творить самой. Она привлекает к этому окружающих её людей. Вместе с единомышленницей она организовала литературное объединение "ХитСтих". С 2019 года она ездит в детский паллиативный центр, а с 2022-го - в омские колонии с мастер-классами по живописи и поэтическими вечерами. В интервью "Омск Здесь" Татьяна рассказала о том, как помогает творчество людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию, какие сложности возникают на этом пути у неё самой и что ей дают такие встречи. А также поделилась забавными и трогательными случаями, которые возникают в работе с людьми.
- Первый проект появился в 2019 году, это поездка с правополушарной живописью в "Дом радужного детства", детский паллиативный центр. Мне написали оттуда и спросили, могла бы я приехать к ним с мастер-классом. Дети заезжают туда с мамами, папами, бабушками. Родители находятся круглосуточно в ситуации, которая выпала им на жизненном пути: тяжело больной ребёнок, и вся их жизнь полностью принадлежит этому обстоятельству. "Дом радужного детства" берёт ребятишек с семьями, чтобы дать родителям выдохнуть. Основная цель моего проекта в том, что мастер-классы помогают сделать это более полно, помогают разгрузить родителя, как правило, маму, эмоционально. Эта идея мне понравилась, я, конечно, согласилась и езжу туда с 2019 года по сей день.
- А что такое правополушарная живопись?
- Это особая техника. Как известно, мозг состоит из двух полушарий: логическое - левое и творческое - правое. При этой технике логика и опыт не присутствуют. Люди не знают, что они рисуют, потому что я рисую параллельно и говорю: "сделайте так-то и так-то", и только к концу они понимают, что получат в итоге. На фоне этого начинает работать наше творческое начало. Плюс участники получают быстрый результат, мы пишем картину всего за 20 минут. Это может присутствовать не только в живописи, но и в музыке, и в поэзии, и даже не только в творчестве, а просто в жизни. Это наша интуиция, нестандартные решения вопросов, все наши инсайты.
- Какие-то ещё проекты вы в "Дом радужного детства" возите?
- Было же пандемийное время, когда вообще было нельзя никуда ездить. Я вернулась к этому только в 2021 году. И в 2022 году я подключила поэтов. Как соавтор объединения омских поэтов "ХитСтих" я предложила нашим поэтам съездить в "Дом радужного детства" и почитать там стихи. Я считаю, что поэзия - это ещё один глоток свежего воздуха, который необходим людям, они даже мыслить начинают по-другому. Конечно, это нужно делать не один раз и не два, чтобы человек начал любить поэзию. Популяризация поэзии - это то, что я хочу принести в этот город. Люблю поэзию сама и хочу, чтобы начали её любить те, кто о ней забыл. Наши повседневные дела заставляют нас порой забывать то, что нам по-настоящему близко и дорого. И этот проект литературного объединения "ХитСтих" тоже нацелен на то, чтобы отвлечь родителей от повседневных забот о собственном чаде. Это такое глубинное состояние - когда мама погружается в заботу о ребёнке и забывает о том, что есть ещё какие-то вещи, которые могут наполнить её жизненными силами. Мама - это батарейка, именно она даёт ребёнку силы бороться с проблемами со здоровьем, это очень важно. И мы помогаем зарядить эту батарейку.
- Кроме того, что вы ездите в "Дом радужного детства", вы ещё посещаете исправительные учреждения. Расскажите, пожалуйста, для чего творчество нужно людям в колониях? Неужели это востребовано?
- Это не я придумала, меня пригласили участвовать в этом проекте. Когда это произошло, первой моей реакцией было: "Какие колонии?" Но буквально минут через 15 я вернулась к сообщению. Что заставило меня это сделать - я не знаю. И я поехала. Первая поездка была для меня очень серьёзным испытанием, я была постоянно настороже. Колонии, в которые мы ездим, мужские, за исключением СИЗО. И эти мужчины изломаны внутри и наружи, особенно те, кто там находится долгое время, за какие-то, видимо, серьёзные правонарушения. Все в масках. И вот ты смотришь в эти стальные глаза и видишь, как взгляд меняется. Я могу сейчас пока ещё делать выводы только как наблюдатель, я пока ещё анализирую, несмотря на то, что я занимаюсь этим почти год. Это не та тёплая публика, которая пришла отдохнуть на творческом вечере, совсем нет, это совершенно другая история. И вот ты видишь, как в глубине человека, в его взгляде начинает пробуждаться человеческая искорка, теплота, и он включается в то, что происходит на сцене. Поэзия у нас разная, где-то трогательная женская, где-то философская. Человек примеряет, "надевает" на себя этот взгляд на жизнь, думает, близко это ему или нет. А бывают хулиганские стишки, которые вызывают улыбку, смех зачастую. Какое бы это действие ни было, когда человек включается, ты понимаешь, что ему это нужно. Поэзия - удивительная штука, эти звуковые вибрации заставляют думать позитивно, меняют мышление в сторону созидательного. Не знаю, как это действует, но знаю, что действует, потому что испытала это на себе. Если у людей есть какие-то тёмные стороны характера, то они же не родились с ними, их в эту точку привёл жизненный путь. Где-то возникла обида, злость на кого-то, на что-то, произошла какая-то системная ошибка. И я понимаю, что есть шаг назад, который может привести тебя в некую "точку отсчёта", где ты можешь всё исправить в себе. Если из ста человек в зале изменится хотя бы один, я буду считать, что то, что я делаю, нужно.
- Существуют ли какие-то сложности? Может, не сразу люди воспринимают всё как нужно?
- Не всегда получается считывать. Был такой интересный случай. На первом ряду сидел человек и вроде о чём-то своём думал, даже головы не поднимал. Я сначала как-то пыталась с ним взаимодействовать, взгляд направлять, ну как обычно работает артист. Он не реагировал, я и перестала. Но в какой-то момент он взял и заплакал, прям сидел и рыдал. Что в нём происходило всё это время - вопрос. Мы не можем сразу увидеть, иногда нам кажется, что человек равнодушен, а у него внутри происходит буря.
- Конечно, бывают. Есть люди, которые, может быть, хотят показать, что их не зацепило или которых действительно не зацепило. Кстати, чаще всего не цепляет не заключённых. Я же читаю ещё для личных составов, и вот когда это для них мероприятие, куда просто нужно прийти, "потерять" своё время, а потом вернуться к работе, в этом случае сотрудники колоний зачастую сидят на задних рядах в телефонах. Особенно это касается мужчин. Если девчонок я могу ещё заинтересовать, они более эмоциональные, то среди мужчин есть такие, которым просто нужно здесь отбыть время и чтобы от них отвязались.
- Какие вы можете вспомнить самые трогательные случаи?
- Когда люди мне приносят свои стихи. Я же всегда возвращаюсь, и некоторые люди приносят то, что они написали. У меня есть потрясающие рисунки, которые мне дарили, и на их обратной стороне написаны стихотворения. И я эти стихи уже публиковала. Я всегда говорю: "Ребята, если вы пишете, приносите". Или заключённые могут через отдел по воспитательной работе сфотографировать и прислать мне. Это важно для поэта, чтобы кто-то его читал, кто-то знал о том, что он пишет, мог почувствовать, что он хотел передать. Это очень трогательно.
- А забавные случаи бывают?
- Забавный случай был тоже в колонии. Но это не связано с творчеством. Там выдают такую тревожную кнопочку в карман (женщинам). И мне однажды сказали, что эта кнопка нужна, чтобы тебя нашли, пока ты ещё тёплая.
- Когда вы работаете с теми, кого в нашем обществе называют "преступник", вы не испытываете внутренний дискомфорт, ведь, по сути, вы протягиваете руку тому, кто совершил что-то плохое, а иногда и непоправимое?
- Кто из нас никогда не совершал ошибок? Уверенность в собственной непогрешимости преступна не менее. Но практически любому человеку можно помочь начать жить заново. Какими выйдут эти преступники на волю? Часто они выходят с ещё более изломанными душами. Это зависит от многих факторов. Я же хочу, чтобы мои стихи помогли вернуться оттуда людьми, способными к нормальной жизни. Я не развлекаю. Я врачую. И искренне верю в силу Слова.
- Вернёмся к "Дому радужного детства". Какие там были моменты, которые вас больше всего впечатлили?
- Каждый мастер-класс. В начале девчонки как-то осторожно к этому относятся, мол, ну давайте порисуем. А потом в конце, когда получается, это такие незабываемые эмоции. И ребятишки сидят, которые с сохранным интеллектом, у них такие мысли бывают. У него конечности не двигаются, он не ходит, но интеллект в порядке, и он пытается рисовать. У меня был мальчик, он рисовал, держа кисти ртом. Он был настолько настойчив в достижении своей цели. Я и его мама пытались ему помогать, но нет, единственное, что он нам разрешал, это помогать ему брать кисти. И вот он тянулся, брал краску, делал то, что я говорю, и у него были потрясающие картины, он делал не хуже, чем остальные. Это очень круто. Это такая сила духа.
- Что вам самой как человеку даёт эта ваша деятельность?
- Когда ты видишь, что приносишь человеку счастье, когда ты видишь, что глаза у него горят, что он наполнен светом, у тебя счастья в два раза больше. Это же закон колодца, чем больше из него берут, тем больше в нём прибывает. Это та самая цель, ради которой я это делаю. И я это так сильно ощущаю, это так живо во мне.
- Какие есть ещё задумки, которые вы пробуете или хотели бы попробовать?
- Что касается социальных проектов, мы сейчас проводим поэтические вечера для детей, они тоже носят некоммерческий характер. Вот недавно мы проводили такой вечер в библиотеке им. Крылова. Детки приходили, читали свои любимые стихотворения, это был настоящий праздник, мы вручили им дипломы участников. Были ребятишки особенные, например, девочка, которая не видит совсем. Представляете, насколько для неё важно учить стихи, приезжать и делиться творчеством. Большое спасибо её маме за то, что она так много вкладывает в ребёнка, видно, что она с дочкой занимается, возит её везде.
- Что могут сделать люди, которые хотят тоже поучаствовать? Например, в колонию с вами можно попасть со своими стихами?
- Да, конечно, можно. Просто нужно заранее договориться.
- А что можно сделать для "Дома радужного детства"?
- "Дом радужного детства" - это проект, аналогов которому нет в России. Валерий Евстигнеев, его основатель, привёз этот проект из-за рубежа. Он существует на средства благотворителей, поэтому ему можно оказать финансовую помощь. Вообще, можно связаться с ними и спросить, чем вы можете помочь. Территория большая, это Подгородка, там лес. Бывает, что им нужно помочь в очистке территории, в обработке от клещей. Можно заниматься с ребятишками, например, провести какой-то мастер-класс. Нужно просто с ними связаться, и если будет нужна помощь, вас обязательно о ней попросят.
Послушать стихи Татьяны Щербань в авторском исполнении можно в одном из выпусков нашего проекта #встречисавтором. А о том, как и зачем Татьяна создала проект "ХитСтиХ" и кому в Омске нужна поэзия, читайте в нашем интервью.
Фото предосталены героиней публикации