Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд.
"Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Павлоградский район, чтобы узнать рецепт съедобного свадебного пригласительного.
Население - 17 851 чел. (2021)
География - расположен на юге Омской области
Расстояние от Омска - 105 км (в пути 1 час 40 мин).
В конце XIX-начале XX веков обширные земли Омской области были обжиты переселенцами из разных губерний Украины, тогда - части Российской империи. Здесь их культурные традиции укоренились и стали одной из ярких граней общего многонационального колорита Омского края.
2000-е годы принесли большие открытия для собирателей материалов (с целью фиксации) о свадебной обрядности украинцев Омской области. Например, был зафиксирован этнографический ход свадьбы со всеми её составляющими: венок невесты, нагрудные букеты молодых, свадебное обрядное дерево.
- Расскажите, что такое "шишки" в свадебных традициях и почему их называют свадебным пригласительным?
- Один из видов ритуальных хлебов - "шишка" - представлял собой своеобразный свадебный вкусный пригласительный. Невеста со своими подружками накануне свадьбы в субботу наряжалась в традиционную свадебную одежду, обязательно надевался многоярусный свадебный венок, на грудь вешался свадебный букет, и она в окружении дружек с покрытыми руками под обрядовым вышитым полотенцем обходила поселение и приглашала ближайших родственников и знакомых. Для такого обхода дворов как раз и изготавливались булочки, которые называли шишки. Они пеклись в пятницу, накануне свадьбы, на вечёрках, когда уже прошло сватовство, розгля́даны (обычай осмотра дома и хозяйства жениха и более тесное знакомство двух семей), запо́й (определение сроков свадьбы и прочих договоренностей).
- Как приготовить такой свадебный пригласительный?
- Изготавливались они так же, как и свадебный каравай, из сладкого сдобного теста на молоке и дрожжах. Тесто заводилось тугое, вымешивалось, затем раскатывались жгуты. Они был толщиной примерно 1 сантиметр. Жгут разрезали наискосок на небольшие косячки по 6-7 сантиметров. Нечётное количество этих столбиков (косячков) складывалось вместе, затем их закрепляли, оставшимся столбиком - подводочкой объединяли (это действие обозначала общину, плодородие, рождение детей) и отправляли в печь. Когда они выпекались, косячки немного выправлялись в разные стороны - и булочка принимала вид шишки.
- Сопровождался ли обряд передачи пригласительного какой-то определённой речью или песнями, может быть?
- А песни пели?
- Свадьба села Богодуховка Павлоградского района Омской области относится к типу восточнославянской свадьбы - "свадьба-веселье". Общая окраска праздника - бодрая, весёлая, зажигательная, поэтому песни пели.
Во время шествия по дороге звучали обрядовые свадебные композиции, в которых расписывалась красота невесты, воспевалось её имя, чтобы вся община слышала, что проходят свадебные обходы.
Когда обход заканчивался, пели песню:
Настроение песен менялось в случае, если у невесты не было одного из родителей или она была круглая сирота. Вся процессия в первую очередь должна была посетить кладбище, где покоится усопший родственник. Шишку оставляли на могиле. Звучание песен носило драматический характер, сопровождалось плачем девушки.
- Для чего нужны были все эти обряды?
- Исполнение свадебных обрядов носило санкционную роль. Если свадебный обряд прошёл без песен, без соблюдения церемониала, то брак считался не совершённым. Именно традиции скрепляли брак.
Ну а мы отправляемся дальше. Летит наша птица-синица в Полтавский район, чтобы послушать обрядовые песни переселенцев.
Фото предоставлено героиней публикации