Общество  •   9 сентября 2022, 19:38, последнее обновление 9 сентября 2022, 19:45

"Нервам можно сказать: "Покаааа". В чём изюминка профессии графического дизайнера

Ежегодно 9 сентября в России свой профессиональный праздник отмечают дизайнеры-графики. С каждым днём профессия графического дизайнера становится более востребованной в связи с развитием средств массовой информации и рекламной индустрии.

Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с дизайнерами компании ООО "ОТК" Артемием Немцевым, Владом Алиевым и Алексеем Безлюдневым, чтобы познакомить наших читателей с этой интересной профессией и показать, какие шедевры создаются без холста и кистей.

- Давайте представим, что не все знают о существовании графических дизайнеров. Расскажите немного о своей профессии?

Артемий: Профессия графического дизайнера включает в себя очень много разных направлений, свои навыки графический дизайнер может применить в самых разных сферах: реклама, брендинг, создание логотипов, иллюстрации, оформление соцсетей, полиграфия и многое другое. Чаще всего под графическим дизайнером понимают цифрового художника, т. е. художника, основным средством работы которого является компьютер или планшет.

Работы Артемия

- Чтобы стать графическим дизайнером, необходимо получить профильное образование или можно самостоятельно научиться этому ремеслу, обладая основными художественными навыками?

Артемий: Стать графическим дизайнером может любой человек. Большим плюсом будет художественное образование, но часто бывает, что графическими дизайнерами становятся люди совершенно неожиданных профессий. Всё зависит от человека и его желания расти и развиваться в этой сфере. Интернет даёт огромные возможности бесплатно и интенсивно совершенствовать дизайнерские навыки.

Алексей: История знает примеры, когда упорство и трудолюбие помогало людям без образования становиться дизайнерами, например дизайнер Артемий Лебедев и художник-каллиграф Покрас Лампас. В современном мире существует огромное количество курсов, лекций и книг, посвящённых основам дизайна, по ним вполне можно получить основные знания из этой области. Но только самостоятельная и вдумчивая работа поможет начинающему стать настоящим дизайнером. Поэтому я считаю, что можно обучиться самому, но лучше найти себе куратора, который будет направлять человека. Так как в начале обучения всегда много вопросов, а грамотный учитель может помочь получить ответы на них. Обычно вузы и другие заведения подбирают программы обучения, исходя из многих параметров, поэтому они учитывают почти всё необходимое. С течением времени они тоже имеют свойство устаревать, но дают фундаментальные знания из этой области.

 

Работы Алексея

- Опишите, как вы делаете свою работу? Есть ли чёткое представление о том, как каждый проект будет выглядеть с самого начала?

Артемий: Как и в любой деятельности, художнику ставится задача, он формирует образ у себя в воображении и приступает к реализации идеи. Отличным способом планирования работы является просто набросок идеи. Конечный результат работы художника зависит от очень многих вещей. Например, от пожеланий условного заказчика (в случае творческой работы для себя заказчиком выступает сам художник), от выделенного времени на работу, от степени конкретизирования задачи (как говорится "без внятного ТЗ - результат ХЗ"), от уровня доверия заказчика художнику, от возможности "поиграть со шрифтами" и попробовать что-то новое или неожиданное, от мотивации, от физического и эмоционального состояния, от уровня навыков исполнителя, в конце концов.

Влад: Общение с заказчиком, формирование идеи и образа будущего продукта. Поиск, начальный набросок (а лучше упрощённый визуальный ряд набросков).
Чёткого представления, как это должно выглядеть, на начальном этапе нет. Много подвижных моментов и факторов.

Алексей: Обычно я начинаю с чёрно-белых набросков небольшого формата и на этом этапе максимально продумываю композицию и освещение. Этот этап зачастую бывает даже более длительным, чем основной (работа в цвете, детализация). Почему это так важно? Потому что на этом этапе прорабатываются все важные моменты будущей работы, важно уточнить композицию в эскизе и выстроить свет до того, как начата работа с цветом, потом будет сложнее исправить, на это уйдёт больше времени. А иногда его просто нет. Обычно уже в начале есть представление об общем виде готовой работы, но зачастую оно меняется по ходу процесса, иногда весьма существенно.

Работа Влада

- Как вы понимаете, что работа завершена и оформление больше не требует доработок?

Алексей: Пожалуй, это самое сложное. Ведь изначально дизайнеры гонятся за образом из головы, пытаясь ухватить суть. Иногда даже бывает так, что предметы или фигуры уже заняли свои места в композиции и свет выставлен, а нет той самой "магии", взаимосвязи. Стоит отойти от работы на несколько часов, иногда день или несколько дней, чтобы проанализировать её. После этого часто закончить её бывает проще, с новым свежим взглядом расставив акценты. Стоит задать себе вопрос: "А всё ли я выразил в этой картине, что хотел, так ли лежат тени и свет, достаточно ли выразительны образы?" Кроме того, нужно ставить себе временные рамки, иначе работа может затянуться надолго.

Артемий: Понять, что работа завершена, можно по-разному: результат соответствует ожиданию заказчика, результат соответствует представлению самого художника, результат достаточен для выполнения его функции. Идеальным будет, если все эти три пункта сойдутся. Но в любой работе всегда есть, что дополнить или исправить. Даже если сейчас художника устраивает результат, вполне вероятно, что со временем ему захочется что-то исправить или добавить. Тут вопрос лишь в уместности и целесообразности.

Влад: Когда заказчик доволен, а функция и дизайн продукта отвечает всем необходимым требованиям.

- Может ли дизайнер отстоять свою точку зрения перед заказчиком, если понимает, что у клиента устаревшее видение и его предложение - это полная безвкусица?

Артемий: Этот момент на самом деле самый сложный в работе художника, дизайнера. Так как деятельность художника - это сфера, где нет единой дизайнерской линейки или весов, чтобы измерить работу.

Да, конечно, существуют объективные базовые правила - композиция, цвет, форма, ритм и т. п. Но практика показывает, что часто нарушения этих правил в дизайне приводят к лучшему результату и эффективности, чем работа, выполненная по всем канонам.
Что касается коммуникации с заказчиком, то я всегда шучу, что есть два стула. Один - конформизм и принятие мнения заказчика в его угоду. В таком случае дизайнер сохраняет нервы, но, возможно, теряет чуточку профессионализма, и со временем этот стул приводит к демотивации и профдеградации. Второй стул - "война" с заказчиком за результат. Нервам можно сказать "Покаааа!!!", можно прослыть конфликтным человеком, но если художник обладает известной долей самокритики, насмотренности и достаточно высокими навыками, то это стул профессионального роста и эффективного результата.

Алексей: Конечно, если дизайнер уверен в своей правоте, стоит отстаивать свою точку зрения, но не агрессивно, а попытаться понять суть проблемы, выслушать заказчика и корректно объяснить ему свою точку зрения, найти компромиссное решение. Всё же дизайн, как и творчество, крайне человекоориентированная область деятельности, поэтому такие ситуации случаются достаточно часто.

- Как часто цифровому художнику нужно обновлять свои знания? Ведь технологии не стоят на месте.

Артемий: Художнику как минимум нужно обновлять свои знания до среднего уровня знаний в профессии, его окружении, сфере, в которой он работает.

Алексей: Всегда, как только есть возможность, если нет - найти её.

- Какими своими проектами вы гордитесь?

Влад: В основном это работы, выполненные на графическом планшете, близкие к игровой графике. Но каждый раз, когда я смотрю на них спустя время, хочется переделать и исправить. Это сложно назвать гордостью. Скорее, хорошо вышли в моменте.

Артемий: Так как из графического дизайнера я вырос в моушн-дизайнера (художник компьютерной графики, который создаёт всевозможную анимированную графику), то и работы, которыми я могу немного гордиться - в основном это не статичные изображения, а анимация. Да и "гордость" звучит слишком громко. Это скорее удачные, по моему мнению и мнению других людей, работы. Есть мнение, что если художнику полностью нравится собственная работа, то он перестал профессионально расти.

- Что сложнее всего спроектировать в графическом дизайне?

Артемий: Бывает так, что работа подразумевает полное погружение художника в специфику. Например, если нужно создать обучающее видео, поясняющую графику или что-то подобное, то художник должен погрузиться во все тонкости и сам разобраться со всеми нюансами. А это может быть научная, медицинская или другая сфера.

Алексей: Как по мне, то сложнее всего поиск фирменного стиля. Там кроме узнаваемости бренда, ещё должно быть то, что выделит клиента из кучи похожих стилей. Недостаточно, чтобы он был просто "красивым".

- Где можно встретить работы цифровых дизайнеров?

Артемий: Интернет. Улица. Телевизор. Графический дизайн повсюду. Основными платформами являются ArtStation, Behance, Dribble и очень много других.

Алексей: На всех площадках, где есть цифровые галереи. Цифровые галереи Behance, DeviantArt, ArtStation. И в соцсетях.

- Как человеку понять, что он имеет дело с профессионалом, который всегда в тренде?

Алексей: Профессионал выслушивает и уважает любого заказчика, объясняет ему непонятные моменты, свою точку зрения. Обычно он в курсе новых тенденций. Смело предлагает идеи и обосновывает свою точку зрения. Знает цену своему труду.

Артемий: По цвету волос дизайнера (смеётся).

- Какими качествами должен обладать графический дизайнер?

Алексей: Аналитический склад ума, трудолюбие и желание быть открытым новому, любознательность, пытливый ум.

Артемий: Ну графический дизайнер должен обладать... эм, добротой (смеётся). Идеально, если он гармонично сочетает в себе художественные и технические навыки.

- Что вы можете посоветовать начинающим дизайнерам?

Артемий: Учиться, учиться и ещё раз учиться. Смотреть, рисовать, вдохновляться в самых неожиданных местах. Подмечать красоту в природе, окружении и людях. Чередовать творческий полёт фантазии с реализацией и прямым повторением того, чему учат в туториалах на ютюбе. Изучать английский язык, чтобы удесятерить свои возможности и расширить ареал вдохновения и роста.

Влад: Подтягивать технические навыки владения графическими программами для реализации проектов, это сильно облегчит работу в будущем. Много рисовать, смотреть и вдохновляться. Зависать на платформах с графическим дизайном, смотреть тренды и искать подсказки у художников прошлого. А ещё научиться подмечать красоту в окружении и наслаждаться ею.

Алексей: Начинающим дизайнерам не стоит страдать перфекционизмом, так же как и маститым, это основная проблема многих, и сравнивать себя с другими - это контрпродуктивно. Также полезно ставить задачи перед началом, а потом анализировать результат на каждом этапе. Такой подход поможет понять, закончена ли работа, и поможет развитию навыка.

Читайте также