Весь мир - театр. Подобно актёрам мы вступаем в диалог друг с другом, но если в сценарии все реплики прописаны, то в жизни приходится подбирать слова самостоятельно. Как научиться выстраивать диалог с любым человеком? Об этом мы поговорили с основателем дискуссионного проекта "Полис" Алексеем Ремыгой и директором театральной студии "Дебютный антракт" Кристиной Калашниковой.
Алексей Ремыга, основатель проекта "Полис".
- Как появился "Полис"?
- Проект вырос из желания делать образовательные ивенты в Омске. Было понимание, что это делать можно и нужно. Тогда мы собрались с друзьями и коллегами по молодёжному центру "Эрмитаж-Сибирь" (мы были командой этого проекта, но уже планировали уходить). Было это в апреле 2016 года.
- В чём основная идея проекта? Какую цель вы и ваша команда ставите перед собой?
- Идея в том, чтобы менять отношение к себе, к городу и к месту, где ты живёшь, через образовательные проекты. По сути, это гражданское просвещение. Цель - вырасти когда-то до уровня образовательной единицы. Может быть, это будет школа, а может, и университет. Это метацель, почти недостижимая. Из достижимых - наращивать условные мощности, делать больше проектов, увеличивать узнаваемость, работать в других регионах и странах.
- Почему дебаты - это хорошо?
- Как "дебатёр" в прошлом, я должен начать оспаривать такой тезис, но не стану (смеётся). Вообще есть такой принцип: дебаты учат многому. Это не только про знания (для того чтобы хорошо дебатировать, нужно иметь широкий кругозор в социальных, гуманитарных науках, как минимум, а также праве, экономике и т. д.). Кроме того, процесс подготовки к дебатам, особенно если это происходит в команде, прокачивает ваши soft-skills (критическое мышление, работа в команде и т. д.). Сами дебаты прокачивают навыки публичных выступлений, которые нужны сейчас повсеместно. Этому вообще никто, нигде и никогда толком не учит. А дебаты - учат. Комплексно и интересно. К тому же дебаты позволяют слушать разные точки зрения, учат договариваться, а этого очень сильно не хватает.
- В решении каких социальных вопросов может помочь такая форма диалога?
- На самом деле начать можно с классических споров в духе "Отцы и дети", потому что это первый конфликт, через который проходит человек. И проблема в том, что большинство взрослых напрочь лишено умения логично излагать свои мысли. И детям приходится спорить с ними в их парадигме. Потом спор в своеобразном перевёртыше транслируется на всю нашу жизнь. В конечном счёте люди теряют навык критического мышления, что делает их манипулируемыми. Кроме того, дебаты как форма диалога приемлема для решения вопросов в политической и правовой среде. Ещё я бы добавил тут бизнес-среду с её переговорами. И, конечно, научную среду, в которой тоже не всё гладко, ведь молодые из науки уходят, а люди с годами теряют гибкость ума, что в конечном счёте плохо сказывается на прогрессе и возможностях создавать что-то новое. Так что дебаты - это, если хотите, основа здорового общества. Главное - это не делать их частью жизни, спор ради спора не имеет смысла.
- Есть ли какие-то правила, которые помогают в любом споре найти компромисс или отстоять свою точку зрения?
- Мне кажется, что универсальной инструкции для успеха нет, есть фреймы, т. е. границы, а есть игры, т. е. правила. Нужно хорошо понимать и анализировать и то, и другое, это может помочь в процессе планирования стратегии и выборе подхода: иногда можно забросать оппонента тезисами, а иногда достаточно добавить эмоций. Нужно помнить, что мы в дебатах не друг друга переубеждаем, а третью сторону (судей или зрителей). Что касается компромисса, то его легко достичь: важно слышать оппонента либо просто быть конформистом.
- Вы часто выступаете перед большой аудиторией. Есть ли у вас страх перед выступлениями или с опытом он прошёл?
- Ну не так уж часто, в этом году точно. Страх был раньше сильнее, я человек стеснительный, мне неловко даже, что столько людей бывает вокруг. Но как только начинаешь говорить, то становится проще.
- Можете дать несколько советов тем, кто боится высказывать своё мнение/выступать?
- Советы для всех начинающих - берите на выступления карандаш и держите его в руке, не выступайте с пустыми руками. Это, во-первых, лучше концентрирует ваше внимание, а во-вторых, внимание публики. Прописывайте речь и план выступления, придумывайте шутки, читайте новости. Начинайте с общения. Например, рассказывайте историю о том, как прошло ваше утро, обращайте внимание на события, умейте креативно сопоставлять несопоставимое.
- География вашего проекта расширяется, увеличивается количество участников. Что дальше? Какой план развития?
- Хотим делать больше межрегиональных проектов, вовлекать крупный бизнес, улучшать качество своих мероприятий. Но мы точно будем в Омске и точно будем продолжать делать так, чтобы в наш город приезжали люди на турниры и дискуссионные школы. Кстати, регистрация на одну из них уже идёт. Она будет посвящена образованию, будут топовые спикеры со всей страны, а кураторы школы прилетят на все дни в Омск, несмотря на то, что она будет онлайн. Потому что людям нравится Омск.
Кристина Калашникова, директор молодёжного театра "Дебютный антракт".
- С чего начался ваш театр? Вас вдохновил чей-то опыт?
- Как говорил К. С. Станиславский: "Театр начинается с вешалки", но наш театр начался с набора труппы и места, где ребята смогут получать знания. Вдохновил меня мой знакомый, который на данный момент является художественным руководителем студии. Он был актёром и рассказывал мне о театре, завлекая в эту сферу деятельности. В итоге мы решили, что нам нужно создать свою театральную студию.
- Как появилось название? В чём его суть?
- Мы перебирали варианты с названиями театральных студий, но они были все очевидные и банальные. Мы хотели отличаться. Открыли театральный словарь, и взяли два наиболее понравившихся слова. В итоге выбрали "антракт", что означает - краткий перерыв между действиями, и "дебют" - то есть первое, пробное выступление. Суть названия в том, что это наша первая, экспериментальная труппа и в нашей студии происходит два пробных действия: прослушивание и выступление. Между ними небольшой промежуток времени, в который мы вкладываем обучение актёрскому мастерству.
- Сложно ли организовать свою театральную студию в таком юном возрасте?
- На самом деле, возраст не имеет значения. Сложности возникли при создании самой студии. Во-первых, это найти подходящий, а самое главное - молодой коллектив. Во-вторых, найти ребят, которым это действительно было бы интересно. И в-третьих, выбрать место в городе, куда каждому актёру/педагогу было бы удобно добираться.
- Кто помогал вам и поддерживал в начале пути?
- Мой молодой человек и родители. Они всегда были рядом. Когда у меня что-то не получалось, они не сидели сложа руки, а предлагали мне свою помощь, давали действенные советы. Я им искренне благодарна! Лишь благодаря их поддержке у меня всё получилось!
- Как подросткам стать частью вашей театральной труппы?
- Всё очень просто, для этого даже не нужны какие-то навыки, так как наша студия предполагает обучение актёрскому мастерству. Чтобы стать частью нашей семьи, нужно заполнить анкету, которая имеется в нашей группе во "ВКонтакте", и пройти прослушивание. На данный момент у нас проходит набор ещё в две труппы студии. На обучение приглашаются ребята в возрасте 13-17 лет.
- Как рождаются постановки: находите пьесы или создаёте истории сами?
- К сожалению, о спектаклях ещё рано говорить, так как ребята только узнают все тонкости, учатся выступать перед зрителями и работают над собой. Наш художественный руководитель ставит мини-сценки, этюды, которые пишет сам, либо же наш сценарист. В дальнейшем мы будем находить пьесы известных авторов, и ставить полноценные спектакли, с которыми будем покорять города.
- Бывают ли у вас споры и дебаты в творческом процессе?
- В нашем коллективе имеются правила, которые каждый актёр, а также педагог соблюдает. В одном из них говорится о том, что нельзя спорить ни с преподавателями, ни с актёрами. Но, конечно, ребята могут предлагать свои идеи, мы к ним прислушиваемся. На основе этого создаём сценарий.
- За кем остаётся последнее слово?
- За мной, как за директором студии. Но прежде чем его озвучить, я выслушиваю мнение каждого, затем "проворачиваю" это всё в голове и озвучиваю результат.
- Как вы думаете, чем вы отличаетесь от других молодёжных театров?
- Если взять именно наш город, то, скорее всего, тем, что у нас в студии есть обучение, прежде чем выходить на сцену со спектаклями на публику. Ещё у нас молодые педагоги и оригинальный подход. К нам приходили ребята, которые уже занимались в различных студиях, и все говорили, что до этого у них не было никакой теории о театре. Был случай: я пригласила девочку к нам в студию, на что она мне ответила, что не хочет больше тратить на это время. Причина была в том, что в предыдущей студии её ничему не учили, а на репетициях кричали и говорили, что она ничего не умеет. Я считаю, что изначально нужно обучить ребёнка актёрскому мастерству, пусть даже на это уйдёт год, а то и два, но во время обучения он поймёт, надо ли ему это.