Сегодня, 1 июня, в России отмечают День защиты детей. Большинство современных родителей загружают своих детей кружками, занятиями, проектами, спортом и многим другим по максимуму. Порой бывает, что у нынешней детворы нет времени нормально поесть, не то что поиграть во дворе с друзьями. И всё это для того, чтобы в будущем их чадо, не дай бог, не пошло работать слесарем или сварщиком, а непременно стало владельцем крупного бизнеса, лидером - и это как минимум.
Врач-психотерапевт Максим Дубовец говорит, что сейчас в нашей стране "эпидемия лидерства". Ими хотят быть практически все и хотят в лидерах видеть своих детей.
Психотерапевт во время нашего разговора обратил внимание на то, что многие путают некоторые понятия. Например, есть люди, которые ставят перед собой цель, при этом не испытывают никаких эмоций, а идут по головам.
- Такой человек с остановившимся и холодным сердцем. И здесь речь часто идёт о психопатах или социопатах, а современное общество именно под этим подразумевает лидерство. При этом основные намерения лидерства видят в том, чтобы что-то получить: побольше заработать, побольше ковёр на стену повесить, автомобиль помощнее купить. Но настоящий лидер всегда направлен на некое сообщество. Он лидер для кого-то, думает о каких-то масштабах, связанных, как минимум, со своим окружением. Лидер ставит цели не личного, а личностного плана. Например, не купить себе "айфон" с камерой, а стать фотографом. А у нас под лидерством понимают моменты, связанные с обогащением и влиянием на людей, но цель этого влияния не проговаривается. А цели, которые захватывают некое сообщество, приносят пользу, оставляют след, может ставить трезвая личность, - считает Максим Дубовец.
Именно поэтому, когда заходит речь о воспитании личности в семье, то нужно помнить о личном примере, историю семьи.
- На сегодняшний день влияние среды и окружения находится буквально на аграрном уровне. Это когда моя хата с краю: в моей хате всё должно быть классно, перед моим домом всё должно быть вычищено, а всё, что происходит вокруг, меня мало волнует. Даже то, что в городе происходило перед приездом президентов, это признаки аграрного мышления, которые не отвечают критериям формирования лидерских качеств личности. И в семье мы не показываем пример того, что из себя представляет личность. Потом в школах, где занимаются дети, основная направленность на получение знаний, но не на получение образования: структуры знаний, структуры ассоциативных связей в голове у ребёнка. А она должна лечь на некую личность, если личности нет, то всегда проще закачивать знания в эту голову, спрашивая буквально по параграфам и устраивая проверки в виде ЕГЭ, - поясняет психотерапевт.
Врач уверен, что в формировании личности должно быть заинтересовано само общество, которое имеет чётко выраженный вектор направленности своего развития. Тогда оно будет ожидать от ребёнка, что он будет личностью, а у того будут механизмы реализации этой личности.
- В нашем обществе практически нет потребностей в личностях. Отсюда и суицидальные наклонности у детей. Например, в Новосибирске за 2019 год произошло шесть случаев завершённого суицида у детей младшего подросткового возраста. То есть для них жизнь была тлен, смысла в ней нет. О каком смысле идёт речь? О личностном. Ну будет у меня "айфон" - и что дальше, ну закончу я школу - и что дальше? Мне же не говорят, кем я стану. Мне говорят, что у меня будет, - подчёркивает Максим Дубовец.
Личность формируется за счёт опыта, который приобретает ребёнок. Всё его разнообразие маленький человек приобретает в семье, в своём окружении и некой среды, в которой он живёт.
Кроме этого, формирование происходит за счёт отождествления с результатом.
- С каким результатом я себя отождествляю? Что зависит от меня? Мама за меня домашку сделала, потому что эта домашка, которую мне задают, для меня вообще не по силам. Или я привык, что мне в жизни всё дают, тогда это не мой результат, а папы и мамы, результат патернализма государства по отношению ко мне. О какой личности может идти речь тогда? - говорит психотерапевт.
Также важно понимать насколько ребёнок автономен, независим и может рассчитывать на себя. Дети должны чувствовать, понимать, что от них что-то зависит. Кроме этого важна обратная связь. По телевизору чаще показывают, как тратить деньги, а не как их зарабатывать. В социальных сетях говорят о том, что умным быть плохо. Это тоже обратная связь, которую получают дети.
- Сейчас девочки поголовно хотят быть визажистами в бьюти-индустрии, а мальчики вообще ничего не хотят, лишь сидеть на шее у родителей до конца дней. И они получают обратную связь, что это хорошо, это приемлемо, что работают только лохи. И вот, пожалуйста, о каком лидерстве тут может идти речь? - пояснил Максим Дубовец.
По словам специалиста, одна из важных характеристик лидерства - это эмоциональное лидерство, вовлечённость человека в ту цель, которую он ставит перед собой.
- Следующий момент - это волевые качества, которые должны быть. А их воспитывают через контролируемый стресс, контролируемую приспособительную реакцию к меняющимся условиям среды. А у нас дети, по сути, находятся под колпаком у родителей, - отметил спикер.
Что касается тенденций на сегодняшний день, то есть синдром выученной беспомощности. Есть две крайности, когда ребёнка избивают и насилуют и, когда над отпрыском устраивают гиперопеку.
- При всей социальной приемлемости гиперопеки (шапочку надень, шарфик надень), приводит к таким же последствиям выученной беспомощности, как ежедневное насилие над ребёнком. И ещё один момент к тому, чтобы ребёнок не вырос лидером - это когда он наблюдает за беспомощностью других людей, тогда он сам становится беспомощным, - подчеркнул Максим Дубовец.
По словам специалиста, потом вместо лидеров вырастают либо психопаты, либо социопаты. То есть забитые личности, которые проявляют себя, как только появляется хотя бы маленькая власть.
- У нас должны быть предпосылки для формирования лидерских качеств у ребёнка. Перед тем, как формировать лидерские качества, мы должны сформировать личность и условия, в которых она формируется. На сегодняшний день выживут умные, а не богатые и не лидеры, - резюмировал Максим Дубовец.