Неделя с 30 марта по 5 апреля по указу президента РФ Владимира Путина объявлена нерабочей. Это связано с активным распространением коронавируса на территории страны. В Омске на карантин закрыли все объекты досуга и развлечений, а также сферы услуг. Граждан просят быть сознательными и помнить, что это не новогодние каникулы, и лучше переждать этот период в самоизоляции.
На работу должны выйти только те, кто трудится в организациях, обеспечивающих жизнедеятельность населения. К ним относятся медики, продавцы продуктов питания первой необходимости, сотрудники МЧС, полиции и так далее.
Несмотря на то, что предстоящая неделя будет выходной, это не должно сказаться на оплате труда - её размер не должен измениться. Вместе с этим специалисты отмечают, что повышенного жалованья ожидать тоже не стоит - нерабочие дни не относятся к выходным или праздничным. Ранее юрист рассказал нашему изданию о том, как на время карантина быть сотрудникам с "серой" или "чёрной" зарплатой.
Редакция "Омск Здесь" обратилась к омичам, чтобы узнать, как на них отразятся незапланированные выходные и сохранится ли их денежное вознаграждение.
Анна, 26 лет, индивидуальный предприниматель (салон по наращиванию ресниц):
- Я приостановила свою деятельность - это было моё личное решение, несмотря на то, что офисное здание было открыто до понедельника, 30 марта. Я работаю сама на себя, так что никто оплачивать эти каникулы мне не будет, и я понимаю, что понесу довольно большие финансовые убытки. Я буду находиться в самоизоляции, так как моё здоровье и здоровье моих клиентов дороже. Я считаю, что это правильная мера со стороны государства, и мне бы хотелось, чтобы за людьми, которые не соблюдают самоизоляцию, был контроль.
Анастасия, 28 лет, представитель фармацевтической компании:
- Эту неделю мы находимся на карантине, и работодатель её оплачивает. Мы, как специалисты, ничего не теряем, а фирма - да. Есть опасения, что если карантин продлят ещё на какое-то время, то нас уже отправят в отпуск за свой счёт. Безусловно, это хорошая мера, но, наверное, нашему городу нужен комендантский час, потому что люди не спешат следовать указу. Много омичей гуляет с детьми. Надо дать понять людям, что есть необходимость остаться в этот период дома.
Виталий, 42 года, диджей:
- Ситуация непонятная. Мне пришлось приостановить свою деятельность. Я лично не знаю ни одного развлекательного заведения, где оплачивают выходные дни. Возможно, что такие и есть, но верится в это слабо. Из-за вируса я понесу финансовые убытки - около 10-15 тысяч рублей за неделю. Если карантин продлят на более длительный срок, то мне придётся искать работу в другой сфере. Понимаю, что мера необходимая, но хочется, чтобы каникулы надолго не затягивались. О дополнительных мерах поддержки населения я не задумывался, но вот в нашем WhatsApp-чате дома мы общаемся и помогаем соседям: ходим за них в магазин при необходимости.
Анастасия, 26 лет, официант:
- Первый момент, который меня смущает, что объявлены каникулы, а не карантин. Это воспринимается людьми как сигнал к тому, чтобы отдыхать, и эти дни будут оплачиваться. При этом у среднего и малого бизнеса платить зарплату своим сотрудникам не всегда получается. Меня это коснулось напрямую, потому что я работаю в сфере общепита. Мы не имеем права на законодательном уровне работать в объявленные выходные. Каждому второму предпринимателю не дают арендные каникулы. Эту историю с каникулами могут продлить, соответственно, я осталась без работы и дохода на неопределённый срок. У меня нет уверенности, что я смогу себя прокормить. Я стараюсь не поддаваться панике, переждать эту первую неделю, а дальше думать, что делать. Мой парень тоже работает в общепите, и в результате наша семья лишилась каких бы то ни было денег. Ему выплатили только половину зарплаты, а мне её дадут только тогда, когда ресторан начнёт работать в штатном режиме.
Евгения, 27 лет, менеджер в языковой школе для детей:
- Хоть эта неделя и объявлена неделей официальных выходных, моя компания продолжает работать, но уже в формате онлайн. Всё, что изменилось: я могу просыпаться за 10 минут до начала рабочего дня, и мне никуда не нужно ехать. Из плюсов - работать из дома в мегаполисе становится даже выгодно, потому что я перестаю тратить деньги на проезд. За это время мне удастся даже сэкономить.
Поскольку мы продолжаем работать, то вся неделя будет оплачиваться моим работодателем. Среди моих знакомых есть люди, которые не хотят этих выходных, но им приходится прекращать свою деятельность, потому что её нельзя перевести в онлайн-режим. Я со своей стороны ничего не теряю в финансовом плане как работник, но владельцы различных заведений, учреждений дополнительного образования и сферы услуг почувствуют убыток, например, из-за необходимости оплачивать аренду помещений. Зачастую арендаторы не идут на уступки. Они могли сделать скидки или не считать эту неделю в аренду, но нет.
Если карантин продлится больше, чем неделю, я планирую его соблюдать. Я считаю, что в сложившейся ситуации это гражданский долг каждого жителя нашей страны. Введение выходных, по моему мнению, очень мягкая мера. Я за всеобщий карантин с сохранением заработной платы, за закрытие границ между городами для населения. Чем быстрее мы изолируемся по домам, тем быстрее вернёмся к обычной жизни. Нам нужно забыть о каких-то своих второстепенных потребностях и направить все усилия на борьбу с коронавирусаом. Потом мы все вместе будем вспоминать, каково это было, так же, как наши родители вспоминают про кризис в 90-х годах. Мы будем рассказывать нашим детям, как мы победили коронавирус, но если сейчас мы все вместе не предпримем жёсткие меры, нам некому будет об этом говорить.
Антон, 32 года, начальник смены промышленного предприятия:
Эта неделя для меня началась без изменений в рабочем графике. Наше предприятие относится к организациям непрерывного цикла производства, поэтому мы (сменный персонал) работаем по ранее утверждённым графикам и в обычном режиме. Моя заработная оплата сохранится в полном объёме. Если количество нерабочих дней увеличат, то по аналогии с этой неделей я всё равно буду работать. Мы обеспечиваем непрерывный технологический процесс. Учитывая крайние обстоятельства, правительство и президент впервые в истории современной России ввели такие меры. Считаю, что введение нерабочих дней - правильная мера. В случае с пандемией главное - уменьшить количество контактов. Вопрос в ответственности людей. Если ситуация не улучшится, то меры по противодействию распространению коронавируса станут ещё серьёзнее.
Анна, 40 лет, сотрудница ресурсоснабжающей компании:
- Работаю на удалёнке, так как мои задачи можно выполнять из дома. За эти дни получу зарплату, как за обычные в офисе. Неудобства испытываю из-за того, что лично не могу общаться с родителями и друзьями. Но понимаю, что иначе никак, это вынужденная мера. Так что на улицу не выходим без крайней необходимости. Муж вчера перебежками до магазина добрался. Запаслись крупами и заморозкой. До последнего не поддавалась панике, но после сообщения о первых выявленных с коронавирусом в Омске стало страшно. Сейчас вижу, что дети во дворе гуляют, ребёнок тоже просится. Не знаю, отпускать или нет. Считаю, что предпринятых мер по нераспространению вируса недостаточно. Людей прилетевших из-за границы (Таиланда и прочих стран) надо изолировать на загородной базе и какое-то время никуда не выпускать. Аэропорт стоит закрыть.
Антон, 30 лет, директор фирмы:
- Мы сегодня вышли в офис спланировать свою работу на эту неделю и последующий карантин, который, по моему мнению, неизбежен. Со вторника работаем из дома удалённо. Будем оплачивать сотрудникам окладную часть. Бонусная часть из-за отсутствия проектов будет намного ниже. Уже несём огромные убытки, так как наша деятельность связана с проведением мероприятий и рекламными кампаниями. Поэтому надо думать, какие направления надо развивать в условиях сложившейся обстановки. Несмотря на проблемы с бизнесом, согласен, что меры принимаются правильные. Для бОльшей безопасности населения нужен карантин. Не выходите из дома. Здоровья вам и вашим семьям.
Елена, 33 года, банковский работник:
- С понедельника все сотрудники нашего банка работают из дома. Нам всем в обязательном порядке подключили удалённый доступ. В офисе банка работают только специалисты IT-отдела и охрана.
Лариса, 44 года, парикмахер-визажист:
- Наш салон красоты закрылся, хотя владелец до вечера пятницы говорил, что предприятия, число сотрудников которых менее пятидесяти могут работать. Не знаю, откуда он взял эту информацию, но сегодня он выяснил, что она ошибочная. Уже третий день мы не работаем, хотя у меня записи клиентов были на каждый день. Теперь я осталась без заработка, пригласить клиентов и работать дома не могу - карантин ввели не просто так. У меня в квартире живут 72-летняя мама и 15-летний сын, не буду подвергать их опасности. Как быть с оплатой ипотеки, не представляю. Маминой пенсии нам хватит только на питание, алименты муж не платит много лет. Я в ситуации, когда в прямом смысле слова хочется сесть и плакать.
Светлана, 34 года, владелица студии красоты:
- Пришлось остановить работу. Сейчас я и мои сотрудники находимся у себя дома. Страшно представить, какие убытки я понесу - только недавно открыла свою студию. Даже если эту нерабочую неделю продлят, ничего не буду предпринимать. Я ничего не могу с этим поделать. Моя работа заключается в непосредственном контакте с людьми. Да, мы всегда используем маски и перчатки, но в данной ситуации этого будет недостаточно для безопасности. В целом введения выходных недостаточно. По большей части люди неправильно это поняли. Надо было строго обязать всех сидеть дома, а так… Пока не начнут вывозить трупы машинами, российский народ не поймёт.
Сергей, 34 года, владелец цеха в строительной сфере:
Мы работаем, но убытки всё же понесём колоссальные из-за выходных, связанных с коронавирусом. В случае если выходные затянутся, ничего предпринимать не буду. Объявлять выходные было неправильно - надо было сразу вводить карантин! Что касается мер поддержки, то малому и среднему бизнесу в этот период нужна помощь государства. Например, ввести возврат налога, уплаченного в течение прошлого года. Это будет честно. Отменить налог минимум на год. Было бы неплохо давать ипотечный кредит под 2 %. Тогда люди смогут покупать квартиры, начнутся новые стройки, и они потянут за собой все отрасли. Малоимущим семьям можно ввести доплаты по 10 тыс. руб. на человека.
Александр, 27 лет, моторист автосервиса:
Мы продолжаем работать, но приход на работу добровольный. Начальство сказало, что никого не держит, и тот, кто боится, может оставаться дома. Вышли работать все. Нам выдали сшитые на заказ маски - половина механиков носят, половина нет. Оклад небольшой, получаем проценты с каждого ремонта. Клиентов стало меньше.