"Знать дорогу как свои пять пальцев" - для меня это выражение означает то, что маршрут от дома до работы я могла бы проехать с закрытыми глазами. Я знаю каждую яму, трещину, неровность и ежедневно объезжаю их одинаково. Срабатывает мышечная память. Привыкла к тому, что машина в одних и тех же местах проваливается и трясётся, преодолевая препятствия, которые невозможно обрулить.
Каждое утро по пути на работу я сталкиваюсь с выбором: выезжать на встречку или испытывать подвеску, ныряя в ямы с лужами или без (зависит от погоды).
В целом приключения начинаются, когда выхожу из подъезда и пытаюсь дойти до машины. Весной это можно сделать только вплавь. И повезёт, если ночью будет сильный минус и края моря Советского округа замёрзнут.
Утром 20 марта компанию мне составили коллеги из "Омск Здесь". Мы проехали по моему маршруту от дома до работы и измерили некоторые ямы. Кстати, тогда был "мокрый" день и на дорогах стояли лужи. Когда сухо, ямы кажутся ещё больше и страшнее.
Итак, моя дорога на работу начинается с ул. Коммунальной. Если не выезжать на встречную полосу или середину дороги, а ехать строго соблюдая правила дорожного движения, то колесом можно угодить в яму. Тут и начинается у водителей фигурное вождение. Множество ям и трещин, пусть и не глубоких, но всё же бьют по подвеске любимой машины.
В этот день ул. Тимофея Белозёрова была сухой. Но когда только начинает таять снег, проезжая часть во всю ширину наполняется водой, и машина отправляется в "плаванье". И каждый раз, ныряя в эту лужу, я думаю, "поплыл" под ней асфальт или нет. Водители рискуют залить водой трамблёр или какой-нибудь датчик. Но самое опасное в весенних "заплывах" по омским дорогам - неизвестность: никогда не знаешь, в каком месте на дне лужи может поджидать яма и какой она окажется глубины.
Дорога на ул. Заозёрной тоже не блещет идеально ровным покрытием. Здесь трещины, заставляющие машину вибрировать, и ямы, из-за которых приходится вилять рулём, перестраиваясь из ряда в ряд.
Поворачивая на подход к путепроводу у Телецентра, волей-неволей попадаешь в глубокую яму. Если не знаешь про неё, то и увернуться не успеешь.
К Красному Пути вопросов нет. После ремонта здесь стало даже немного скучно ездить: ни ям, ни торчащих колодцев. За это, действительно, без иронии, большое спасибо всем причастным.
Забыла упомянуть, что наша редакция находится почти в конце ул. Омской. И, как ни крути, из Нефтяников мне надо проехать через весь город, чтобы добраться до работы. Казалось бы, я уже выехала на замечательную, отремонтированную, широкую улицу и могу спокойно в своё удовольствие двигаться дальше. Да, логично было бы поехать прямо в сторону центра и никуда не сворачивать. Но у нас в компании заведено помогать коллегам. И "лошадные" подхватывают по пути "безлошадных". Именно поэтому я поворачиваю на ул. Берёзовую, а после еду по 2-й Кольцевой.
Некоторые ямы мы с коллегой замерили. Согласно действующему в России ГОСТу 50597-93, по длине яма не должна превышать 15 см, по ширине - 60 см, а по глубине - 5 см. Если превышен хотя бы один из этих параметров, яму должны обозначить дорожными знаками. Все эти показатели превышены, но знаков нет.
Тут можно выбрать для себя любую глубокую широкую яму, наполненную водой. Правда, за выходные лужи высохли, и на дне ям оказались остатки старого "ремонта" - кирпичи и куски асфальта.
Дальше на моём пути дорога по ул. 2-й Дачной. Здесь словно бобры выгрызали куски асфальта для своих плотин.
Острыми краями многих ям легко проколоть или порвать покрышку. И это не только на данном участке дороги, а везде, где есть ямы. По этой улице едешь как по стиральной доске, только испытание проходит не бельё, а подвеска машины.
Дорога на ул. Волховстроя, особенно перекрёсток с 7-й Северной, вне конкуренции. Как ни едь, ни рули, а в яму всё равно попадёшь.
Однако на 7-й Северной есть ещё одна трудность для водителей - сужение дороги. Но соответствующего дорожного знака там не найти. Дело в том, что половину крайней правой полосы захватывают сугробы, которые за зиму накидывают местные жители, расчищая подъезды к частным домам. И тут опять надо выбрать, либо теснить "соседей" на другой полосе, либо долго ждать и пропускать всех, чтобы перестроиться. А рано утром на этом участке поток машин достаточно плотный.
Мне нужно проехать несколько небольших участков по улицам Красный Пахарь, 5-я Северная, чтобы попасть на 10-ю Ремесленную. Поворот к этой улице тоже полон сюрпризов.
По самой 10-й Ремесленной приходится каждое утро встречаться с колеёй - она похожа на рельсы, но узкие.
На 2-й Восточной уже реальные трамвайные пути тоже в ямах, в которые можно угодить, маневрируя на дороге.
В таком же состоянии дорога на Октябрьском мосту (в народе его называют Горбатым). Ещё три недели назад дорожное покрытие было как после точечного обстрела бомбами. Но администрация начала ямочный ремонт. Дорожники тщательно заложили ямы на мосту кирпичами. Выложили их один к другому, точно брусчатку. Однако на все ямы стройматериала не хватило.
Ещё немного и я буду на работе. Но сначала поверну с Богдана Хмельницкого на Омскую. Как раз в этом самом повороте ещё одна глубокая яма и несколько поменьше. И тут очень сложно в них не попасть.
Утром в понедельник, 23 марта, дорожники немного исправили ситуацию и заложили яму кирпичами. Это лучше, чем совсем ничего. Однако правильную траекторию поворота здесь всё равно трудно соблюсти.
На финишной прямой (ул. Омская) надо преодолеть препятствия не только в виде ям, но и колодцев. На участке от Богдана Хмельницкого до ул. Омская, 215, торчащих крышек 33. Из них 22 только до пересечения с 20-й Линией.
Естественно, скоро службы активно займутся ямочным ремонтом и самые глубокие и широкие заложат кирпичами. Да, по центральным улицам ездить комфортнее, но это не значит, что других дорог в городе не существует или по ним совсем не ездят машины. Очень часто люди передвигаются как раз по небольшим улочкам, которые в плачевном состоянии. Они требуют капитального ремонта.
По информации администрации города, в апреле 2020 года начнётся подготовка к полноценному ремонту на 20 объектах. Однако только одна улица по моему пути попала в список - мост "Октябрьский".
Справедливости ради стоит отметить, что на одном из перекрёстков моего маршрута сделали ямочный ремонт.
Фото: Екатерина Харламова