Ракеты "Ангара", производство которых через пару лет будет полностью перенесено в Омск, уже сегодня составляют достойную конкуренцию на мировом рынке. В частности, речь идёт о продукции компании Илона Маска SpaceX - ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Об этом в интервью корреспонденту Интерфакс сообщил генеральный конструктор КБ "Салют" (подразделение Центра им. Хруничева) Сергей Кузнецов.
Семейство ракет "Ангара" будет решать ряд стратегических задач. Это не только поддержание отечественной спутниковой группировки в достойном состоянии и достойное присутствие России на международном коммерческом рынке пусковых услуг. Омск может войти в историю, как город, внёсший значительный вклад в освоение Луны, полёты к другим планетам и исследование Галактики. Эти задачи также возложены на выпуск "Ангары", полноценное серийное производство которой в настоящее время создаётся в Омске.
- На московской площадке сегодня изготавливался опытный образец машины "Ангара", не направленный на серийное производство, в отличие от производства на омском ПО "Полёт". Конечно, процесс подготовки серийного производства такого высокотехнологического проекта весьма затратный и тяжёлый, но мы рады сообщить, что в настоящий момент этот процесс на заключительной стадии. Сейчас в Омске практически полностью изготавливаются УРМ-1 (универсальные ракетные модули), из которых в дальнейшем собираются первая и вторая ступени ракет-носителей "Ангара". Третья ступень производится на московской площадке Центра Хруничева, по причине размещения там определённого оборудования, - пояснил Сергей Кузнецов.
Современное семейство ракет-носителей "Ангара" должно заменить предыдущую серию ракет-носителей "Протон". В настоящий момент активно разрабатываются две основных модели: тяжёлая ракета-носитель "Ангара-А5" и ракета-носитель лёгкого класса - "Ангара 1.2". Для тяжёлой ракеты перед серийным производством планируется совершить шесть пусков, которые должны показать, что "Ангара" соответствует всем предъявляемым требованиям.
- "Ангара" имеет современную модульную конструкцию, которая даёт возможность собирать ракеты любой конфигурации. На этой базе можно конструировать широкий модельный ряд, начиная от ракет лёгкого класса и заканчивая тяжёлым классом с повышенной грузоподъёмностью, например, конфигурация "5В" для полётов к Луне и планетам Солнечной системы, - поясняет Сергей Кузнецов.
По его словам, в Омске сейчас размещено уникальное оборудование, аналогов которого во всём мире насчитывают не более десятка. Характеристики двигателей, которые применены в "Ангаре", значительно выше тех двигателей, которые применяются в Falcon. С освоением серийного производства цена на омские двигатели снизится, а характеристики останутся на высоком уровне, что позволит "Ангаре", несмотря на худшие географические условия космодромов старта, составить достойную конкуренцию продукции SpaceX Илона Маска.
- Нам предстоит кропотливая долгая работа, но с учётом решений, которые заложены в "Ангару", с учётом тех перспективных технологий, которые мы предполагаем внедрить, я не сомневаюсь, что она составит достойную конкуренцию не только Falcon, но и всем другим перспективным иностранным ракетам-носителям, - заявил Сергей Кузнецов. - Мы в "Ангаре" изначально применили двигатели НПО "Энергомаш" и "КБХА" со сверхвысокими удельными энергетическими характеристиками. Это технологическое решение благоприятно сказывается на расходовании топлива и, соответственно, с тем же запасом топлива "Ангара" способна выводить большую полезную нагрузку. В настоящий момент эти двигатели несколько дороже двигателей Merlin, которые применяет SpaceX, но, это лишь вопрос времени.
В мае 2019 года сообщалось, что Минобороны России (является основным заказчиком ракет) проведёт три запуска ракеты-носителя "Ангара-А5" и один "Ангары 1.2" в 2019-2021 годах. Однако позднее пуск был перенесён на 2020 год. Ранее "Омск Здесь" писал, что завод "Полёт" приступит к отгрузке новых ракет "Ангара" разных классов точно по графику. Вторая омская тяжёлая ракета-носитель "Ангара-А5" в ближайшие месяцы будет доставлена на космодром Плесецк.