Дата 27 января для нашей страны особенная. В этот день в 1944 году была полностью снята блокада Ленинграда. Страшными фактами наполнена летопись тех жестоких 900 дней. По разным данным, во время блокады погибло от 650 тыс. до 1,5 млн человек, в основном от голода. В Омской области проживает 171 человек, чью судьбу в корне переломили события тех дней. Мы пообщались с обладательницей знака "Жителю блокадного Ленинграда" Галиной Черепановой.
Галина Александровна родилась в 1938 году в Ленинграде. Когда началась война, её отец сразу ушёл на фронт, а мама, будучи медсестрой, отправилась на подступы к городу, где погибла в боях.
- Мне было три года, и в один день в ясли за мной никто не пришёл, - рассказывает Галина Александровна. - Из родных в городе оставалась только моя тётя, но она была на работе, забрать меня было некому. Началась блокада. Сколько времени я пробыла в осаждённом городе, не знаю. По документам лишь известно, что в 1942 году меня с другими детьми эвакуированными из Ленинграда, привезли в дом малютки в город Абатск (сейчас село Абатское в Тюменской области - прим. ред.), который тогда относился к Омской области. Там я прожила до конца войны.
Галина Александровна Черепанова
Детская память избирательна, поэтому о том, как голодала, плакала от истощения, Галина Александровна не помнит, память стёрла те страшные события из её сознания. Но в Абатск трёхлетнюю Галю привезли со второй стадией истощения. Лишь где-то в глубине воспоминаний встают очертания полутёмной избы, наполненной детским плачем и безудержным страхом. Никто из детей не знал, что будет дальше, все они хотели лишь наесться досыта и вернуться к маме. Галя маму так больше и не увидела, в 1945 году, когда эвакуированных ребятишек привезли в освобождённый Ленинград, её встретила тётя. Но девочку поместили детский дом.
- Вот о том времени у меня сохранились самые светлые воспоминания, - со слезами говорит Галина Черепанова. - Мы жили в 43-м ленинградском детском доме на Малой Охте. Первый год после блокады был нелёгким, я не выходила из изолятора, мой истощённый и подорванный голодом организм не мог сопротивляться болезням. Но воспитатели относились к нам очень тепло, каждая из работающих в детдоме женщин старалась подарить измученным детям хоть каплю материнской любви. Ведь практически все воспитанники детдома остались сиротами. Но я выкарабкалась, понемногу крепла, и пусть только в 9 лет, но пошла в школу.
А после, в 1951 году, случилось чудо - оказалось, что отец Гали не погиб на войне, а живёт уже в Омске, и все эти годы искал свою дочь. Галю пугали, что в далёкий сибирский город ехать не стоит - там всегда холодно и бродят медведи. Но с тех самых пор Галина живёт в Омске, много лет проработала в спортивном комплексе "Красная звезда", вырастила двух сыновей, сейчас старается помогать внуку. О том, что было с ней в годы блокады, она бы и не знала, если бы не её двоюродная сестра, дочь той самой тёти, которая как оказалось, единственная осталась в живых после войны в Ленинграде. Сестра прислала посылку. Она нашла выписки и справки о том, где жила эвакуированная девочка в те страшные дни, в каком тяжёлом состоянии её удалось вывезти из Ленинграда. Большинство ребятишек, которых тогда эвакуировали, чтобы спасти, до Сибири так и не доехали. Многие погибли от голода, холода и болезней в пути. Был в той посылке и знак "Жителю блокадного Ленинграда", который Галина Александровна носит на груди.
Галина Александровна Черепанова (справа) с другими блокадницами на празднике в социальном центре "Рябинушка"
- 27 января я хожу на мероприятия, посвящённые снятию блокады, общаюсь с такими же, как я, "счастливчиками", сумевшими выжить. А дома мы всегда накрываем стол, где особое место занимает хлеб, - говорит блокадница. - За свою жизнь я ни одной крошки хлеба не смахнула со стола, не выбросила. К хлебу в моей семье отношение особое...
Хлеб в блокадном Ленинграде пекли по особому рецепту, о чём уже рассказывал "Омск Здесь". В память о подвиге ленинградцев в Омске проходят концерты и торжественные мероприятия.
Фото: Илья Петров