Сегодня, 16 августа, участники поискового отряда "Лиза Алерт" рассказали журналистам о поисковой операции, которая длилась почти двое суток, и за которой следила вся страна.
Участники отряда "Лиза Алерт"
К поисками трёхлетнего Коли Бархатова, потерявшегося 13 августа в Большереченском районе, были привлечены сотрудники полиции, Росгвардии и МЧС. В них приняли участие волонтёры поисковых отрядов и добровольцы-омичи, которые приезжали со всей области. Чуть позже прибыли участники отряда "Лиза Алерт" из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска и, что особенно важно, Санкт-Петербурга – у них есть опыт поисков в болотистой местности. Мальчик потерялся в сильно заболоченном лесу, помощь опытных поисковиков в такой сложной местности была необходима. Заявка в поисковый отряд поступила от следственного комитета в 19:36 по омскому времени в день пропажи Коли. Поисковики понимали, что в природной среде ребёнка надо искать максимально быстро, при этом нужна особая концентрация сил и опытные "старшие" групп. Если неправильно организовать поиск и запустить в лес неподготовленных людей, много сил и времени будет потеряно впустую.
Было понятно, что мальчик, как все маленькие дети, боится громких звуков и, скорее всего испугается громкого мужского голоса. Прибыв на место поиска и разбив штаб, волонтёры договорились с сотрудниками ведомств о дальнейших действиях, после чего попросили всех людей, желающих оказать помощь, перестать громко звать мальчика - незнакомый голос мог напугать ребёнка и загнать его глубже в лес.
Первые группы опытных участников отряда "Лиза Алерт" вышли на поиски мальчика на рассвете 14 августа, когда ещё не было пяти часов. Утром начались поиски с воздуха, чтобы по максимуму проработать территорию возможного нахождения ребёнка, просмотреть в высоты открытые непроходимые участки леса.
Поиск осложнялся тем, что местность была очень сильно подтоплена, в каких-то местах люди шли по пояс в воде, где-то и по грудь, - говорит Рада Маевская. - Но мы понимали, что ребёнок весит очень мало, и там, где взрослому человеку вода будет по пояс, ребёнку она достанет только до колена. Место, где в итоге нашли ребёнка, потом это подтвердило.
Группы поисковиков направлялись, так, чтобы они двигались к штабу и не выгоняли ребёнка ещё дальше от места исчезновения, а наоборот, стимулировали его шагать в сторону точки сбора. Двигались с расстояния около двух километров с двух направлений – с севера и юга.
Омичи-добровольцы, которые никогда не занимались поисками людей, на автомобилях и квадроциклах патрулировали дороги и тропы. Предполагалось, если ребёнок выйдет на дорогу, то, скорее всего, в лес или высокую траву он уже не вернётся. Помогло и участие конного расчёта – добровольцы, у которых есть лошади, объезжали болотистые места и патрулировали дороги, где не может проехать автомобиль. Со всей Омской области на место происшествия непререрывно прибывали люди, желающие помочь в поисках.
Изначально поисковикам не хватало оборудования, в частности, навигаторов. Количество поисковых групп на местности определяется именно данными этих устройств и у каждой группы должен быть свой навигатор. В начале поиска у штаба было 9 приборов, затем прибывшие из Новосибирска добровольцы привезли ещё пять, на следующий день прибыло несколько штук из Москвы и несколько привезли неравнодушные омичи. Количество групп, уходящих в лес увеличивалось.
На второй день после исчезновения мальчика на место поисков прибыли опытные старшие групп из Москвы, за плечами которых были десятки и сотни поисковых мероприятий. Некоторые задачи в спасательной операции могли качественно выполнить только они. Приоритетное направление поиска к тому времени уже определили. К тому времени в одном месте уже были найдены предположительно детские следы, там и задействовали кинологов, сотрудников Росгвардии и опытных иногородних волонтёров.
- Приезжали люди с искренним намерением помочь, но они приезжали в кроссовках, в сланцах, и мы объясняли, что в таком виде мы не можем их отправить. Мы найдём вам задание, но в лес в таком виде идти нельзя, вы травмируетесь. Люди, которые нашли мальчика, как мы потом увидели, ходили по местности по пояс в воде, - пояснила Рада.
Примерно в 11:46 15 августа в лесу примерно в 700 метрах от штаба нашли детскую кепку. Папа мальчика подтвердил, что она принадлежит его сыну. Рядом работала группа, в составе которой была Татьяна Филлипова, которая числится в отряде "Лиза Алерт" с 2012 года. Ребята группы стали работать на отклик – звать мальчика разными способами. Примерно два часа оставалось до счастливого момента, которого ждали тысячи людей по всей стране.
- В каждую группу мы ставили женщину, чтобы только женщина звала ребёнка. Мы понимали, что на женский голос мальчик среагирует скорее. Так и произошло. Ребёнок среагировал на голос Тани и откликнулся. Оставалось 10 минут до того момента, как другой участник отряда установил визуальный контакт с мальчиком, - пояснила Рада.
Старший поисковой группы отряда "Лиза Алерт" Татьяна Филлипова медик, мать троих детей, рассказывая о моменте встречи с мальчиком, еле сдерживает слёзы. Когда-то Татьяна также теряла своего ребёнка, к счастью, её дочку нашли. Тогда женщина и решила, что будет помогать разыскивать потрявшихся детей.
Татьяна Филлипова (в центре)
- Приняв задачу от координатора, мы выдвинулись в свой квадрат и попали в болото, о котором говорит Рада. Нам с четырьмя бойцами Росгвардии, очень сильными мужчинами, достались заболоченные леса. Мы "пробили" одно болото, вышли в зелёную зону, "закрыли" её и приняли решение оконтурить это болото, попытаться найти входы на него. При количестве зверей в лесу, входы были, и каждый из них нам надо было отработать. Выйдя из болота и пройдя некоторое количество метров, мы услышали звук, похожий на птичий. Группа была немедленно остановлена, в штаб было передано, что мы работаем на отклик. Ребёнок отзывался, но очень слабо, это было похоже на писк. Он не звал никого поначалу, издавал птичьи звуки, - говорит Татьяна.
Татьяна знала, что в этот момент ребёнок очень сильно нуждается в маме. Поэтому она стала звать его не по имени, а по другому, как зовут своих малышей мамы: "Сына, Сыночек!" - и в ответ услышала звонкое: "Мама!". Тогда поисковики определили, в каком направлении двигаться. Через 10 минут они оказались у ребёнка. Парень, который первый установил визуальный контакт, добрался до малыша, увязая по колено в топи, и взял его на руки.
Поисковик передал мальчика Татьяне, она его переодела, завернула в спасательное одеяло. Коля не мог говорить, шевелиться, лишь когда его несли к машине, он шепотом просил пить. Сейчас Татьяна немного успокоилась, но эмоции от поисковой операции ещё не отпустили. На встречу с мальчиком, который сейчас находится в больнице и чувствует себя хорошо, она поехать не смогла. В момент обнаружения мальчика она отбросила эмоции, а следовала инструкции – малыша надо переодеть, согреть и дать попить воды. Как онк оказался на окружённой водой кочке, поисковики объяснить не смогли. Это так и останется загадкой. Они считают чудом, что ребёнок выжил, после двух ночёвок на болоте.
Рада Маевская с подарком для Коли
Одна их девушек волонтёров передала Раде маленький оранжевый жилет, чтобы его лично вручили малышу, выжившему после двух холодных ночей в лесу. Такой жилет должен быть в каждой семье, где есть дети, и надеваться на ребёнка при любой поездке в лесные массивы.