Во время серии экспериментов, которые проводились в 1430 вузах Америки и России, ученые измеряли у респондентов уровни самостоятельности и ответственности. Как показали результаты, эти черты личности имеют взаимосвязь: чем выше уровень самостоятельности, тем ответственнее человек.
Участникам эксперимента давались определенные задания или предоставлялась свобода в принятии решения. Наример, некий "профессор" обращался с просьбой к студенту поработать над серьезным научным проектом. При этом в одном случае "профессор" давал инструкцию действий, а в другом – предоставлял студенту полную свободу. Позже студенту сообщали, что его проект признали неудачным, и предлагали сделать вывод, определить виновного в неудаче. Как оказалось, студенты, которым предоставляли свободу действий, готовы были признать свою вину и взять ответственность за провал на себя.
Чувство ответственности у человека выше, если его самостоятельность поощряется "вышестоящими" лицами – начальством, учителями или родителями, - приводит выводы ученых сайт sibnovosti.ru.
При проведении исследований были выявлены специфические различия между восприятием свободы и ответственности у американских и русских учащихся вузов. Русские студенты проявляли большое чувство ответственности, если просьбу озвучивал близкий ему человек - друг или родственник, а не начальник или учитель. По мнению ученых, главным фактором здесь стало доверие.
Результаты проведенного исследования будут полностью опубликованы в академическом журнале Journal of Research in Personality.